Конспект урока по русскому языку. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже (4 класс)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Конспект урока по русскому языку. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже (4 класс)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
4 кл
06.12.2018
— Прочитайте стихотворение. Осень туча тормошила, Ряску прятала в река, Паутинка просушила На берёзовый сучок. Сто опята уговорила, Усадила на пенёк И на радость подарила Щедрый солнышко денёк. Р. Дерикот — Что вас удивило? (Слова в предложении не связаны друг с другом.) — Как связываются слова в предложении? (При помощи пред¬логов, окончаний.) — Исправьте текст. Осень тучу тормошила, Ряску прятала в реке. Паутинку просушила На берёзовом сучке. Сто опят уговорила, Усадила на пенёк И на радость подарила Щедрый солнышком денёк.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

РУССКИЙ ЯЗЫК 1.docx
РУССКИЙ ЯЗЫК Дата 03.12.18г.                                                       Урок № 63                                   Класс   4 Тема. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже Планируемые результаты. Личностные результаты:  установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Метапредметные результаты: . ­ самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных  способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов  деятельности;  — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;  оценивание качества и уровня усвоения материала;  Предметные результаты: закреплять   знание   признаков   родительного   падежа   имён   существительных;   формировать   умение определять безударные падежные окончания имён существительных в родительном падеже. Тип урока.  Урок решение учебных задач Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, карточки. Ход урока I. Организационный момент II. Актуализация знаний 1. Коллективная работа —  Прочитайте стихотворение. Осень туча тормошила,  Ряску прятала в река,  Паутинка просушила  На берёзовый сучок.  Сто опята уговорила,  Усадила на пенёк  И на радость подарила  Щедрый солнышко денёк.  —  Что вас удивило? (Слова в предложении не связаны друг с другом.) —  Как связываются слова в предложении? (При помощи предлогов, окончаний.) —  Исправьте текст. Р. Дерикот Осень тучу тормошила, Ряску прятала в реке. Паутинку просушила На берёзовом сучке. Сто опят уговорила, Усадила на пенёк И на радость подарила Щедрый солнышком денёк. 2. Индивидуальная работа по карточкам —  Укажите падеж имён существительных в предложениях из басен И.А. Крылова. 1) Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела. 2) Однажды Лебедь, Рак и Щука везти с поклажей воз взялись. 3) Поклажа бы для них казалась и легка, да Лебедь рвётся в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. IV. Самоопределение к деятельности (На   доске   записана   тема:   «Правописание   окончаний   существительных   в   ...   падеже».   Часть   названия закрыта. Учитель выставляет карточки, учащиеся рассматривают и комментируют их содержание.) Кого? Чего? Где? Куда? Откуда? От, до, из, у, без, для, около, вокруг, после, кроме Значение: указывают на лицо или предмет, которому принадлежит другой предмет; на материал, из которого сделан предмет; место совершения действия Роль в предложении: второстепенный член ­ы ­я ­и, ­а, ­и  Сформулируйте   задачи   урока. 1­е склонение: 2­е склонение: 3­е склонение: —  На какой падеж указывают сведения на карточках? (На родительный падеж.) —   На какой карточке записаны сведения, которые нами ещё недостаточно хорошо изучены и требуют исследования? (На последней карточке.) —   В чём состоит трудность при определении падежных окончаний существительных?  (Надежные окончания бывают ударные и безударные.) —   существительных 1,2 и 3­го склонения в родительном падеже.) V. Работа по теме урока 1. Наблюдения над правописанием окончаний имён существительных в родительном падеже (Работа в группах.) —     Запишите   данные   слова   в   родительном   падеже,   определите   их   склонение,   выделите   и   сравните окончания. Первая группа: белка, земля, вода. Вторая группа: поле, конь, окно. Третья группа: степь, тетрадь. —     Сделайте   вывод.  (Имена   существительные   1­го   склонения   в   родительном   падеже   имеют окончания ­и, ­ы, 2­го склонения — ­а, ­я, 3­го склонения —и.) (Учитель записывает результаты исследования на доске в виде таблицы.) Родительный падеж  (Познакомиться   с   правилами   правописания   окончаний 2­е склонение 3­е склонение 1­е склонение белки земли воды поля коня окна степи тетради —   В написании окончаний каких слов вы не сомневались? Почему?  (Земли, коня, степи  —  в этих словах окончания ударные.) —   А как поступить, если окончание безударное?  (Существует два способа проверки: 1) определить падеж:   склонение   существительного   и   вспомнить   ударное   окончание   существительного   этого склонения в родительном падеже; 2) подобрать существительное того же склонения в том же падеже с ударным окончанием.) 1 Работа по учебнику  Упр. 191 (с. 107) ­ устно —  Рассмотрите таблицу. —  Расскажите по таблице, что вы знаете о родительном падеже. —  Каким способом проверены окончания имён существительных в таблице? —  Объясните написание окончаний в предложении. —  Почему окончания различны?  Упр. 192 (с. 108). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка, взаимооценка.) Упр. 193 (с. 108). —  Прочитайте. —  Из какого произведения эти строки? (Из стихотворения СВ. Михалкова «А что у вас?».) (Комментированное письмо.) —  Имена существительные какого склонения в родительном падеже имеют окончание ­и? (1­го и 3­го склонения.) —  От чего зависит выбор окончания ­и или ­ы? (После мягких согласных пишется окончание ­и, после твёрдых —ы.) —  Выполните разбор слова (у) Коли как части речи. (Один ученик работает у доски.) Вот у Коли3, например, Мама — милиционер. А у Толи и у Веры Обе мамы — инженеры. А у Лёвы мама — повар. После мягких согласных пишется окончание -и, после твёрдых — -ы. (у) Коли3 - сущ. (у кого?). Н. ф. — Коля. Одуш., собств., м. р., в Р. п., в ед. ч. Втор. чл. VI. Физкультминутка VII. Продолжение работы по теме урока Работа по учебнику Упр. 194 (с. 108). (Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) —  Запишите в словарик слово инженер, поставьте ударение, подчеркните орфограммы. —  Объясните значение этого слова по толковому словарю. Слово инженер пришло в русский язык из французского языка. Первоначальное значение этого слова в языке — остроумный, одарённый. —     Обратите   внимание   на   форму   множественного   числа   этого   слова.   Составьте   с   этим   словом предложение, запишите. (На   данном   этапе   урока   можно   использовать   школьные   словарики:   орфографический,   толково­ этимологический, словарик трудностей русского языка.) Упр. 197 (с. 109). (Устное выполнение.) —  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!». —  Какие существительные могут иметь варианты окончаний в родительном падеже? —  В какой речи употребляются такие варианты окончаний? (В разговорной речи, в сказках.) VIII. Рефлексия  Творческий диктант (если останется время) —  Переделайте предложения по образцу. (Учащиеся записывают только второй вариант.) 1) На небе луна. ­ На небе нет луны. 2) У меня есть собака. 3) В лесу есть земляника. 4) На столе стоит стакан. 5) На грядке растёт морковь. 6) В небе яркое солнце. 7) За лесом поле. (Взаимопроверка.) —  Оцените свою работу на уроке. IX. Подведение итогов урока —  Что надо знать, чтобы правильно написать окончания имён существительных в родительном падеже? —  У каких существительных окончания в родительном падеже одинаковые? Домашнее задание Упр. 200 (с. 110).
скачать по прямой ссылке