Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
4 кл
17.02.2017
На данном уроке повторяются, расширяются и обобщаются сведения об употреблении Ь и Ъ знаков, формируется способность дифференцировать условия употребления Ь и Ъ знаков, в результате наблюдения над теоретическим и практическим материалом делаются выводы об употреблении Ь и Ъ знаков в словах. Дети научатся дифференцировать условия выбора Ь и Ъ знаков, применять свои умения на письме, развивать память, речь, воображение, творческие способности .Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс). Программа 2100
Урок русс. яз.doc
Благовещенский район город Благовещенск
МОБУ СОШ №4
ПРЕДМЕТ: русский язык
Тема урока: Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками.
Мошнина Елена Владимировна
учитель начальных классов высшая квалификационная категория
Тема. Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками. Предметные цели – повторить, расширить и обобщить сведения об употреблении Ь и Ъ знаков, формировать
способность дифференцировать условия употребления Ь и Ъ знаков, в результате наблюдения над теоретическим и
практическим материалом сделать выводы об употреблении Ь и Ъ знаков в словах, научиться дифференцировать
условия выбора Ь и Ъ знаков, применять свои умения на письме, развивать память, речь, воображение, творческие
способности учащихся.
Метапредметные цели:
познавательные УУД – развитие познавательного интереса в исследовании русского языка, создание и нахождение
путей выхода из проблемной ситуации, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания,
алгоритма поиска необходимой информации
коммуникативные УУД развитие умения точно и правильно выражать свои мысли, работать в сотрудничестве,
слушать собеседника;
регулятивные УУД формирование оценочной самостоятельности учащихся, контролирование своей деятельности.
личностные УУД – проявление познавательной инициативы в оказании помощи ученикам, формирование личностного
смысла учения.
Программные средства:
комплект методических пособий УМК «Школа 2100»
учебник Е.В. Бунеев Оборудование: учебник, раздаточные карточки, презентация, таблица с баллами, рисунки Ъ и Ь
Категория детей: 3 класс
Здоровье сберегающие задачи урока :
с учётом возрастных особенностей учащихся создать благоприятный психологический
климат на уроке и условия для их самовыражения;
обеспечить укрепление и развитие психического и физического здоровья детей. Примечание Формирование
Слайд 1
УУД и ТООУ
Слайд 2
Слайд 3
Личностные УУД:
1)мотивация к
деятельности
2)интерес к
учебному материалу
3)самоопределение
4)
смыслообразование
5) внутренняя
позиция школьника
Этапы урока
I.Мотивация
учебной
деятельности
. ΙΙ Актуализация и
фиксирование
индивидуального
затруднения в
пробном действии.
Ход урока
Презентация с титульной заставкой
Снежинки- смешинки
Кружились, летели.
Меня закружили -
Слова разлетелись.
- На экране вы видите рассыпавшиеся
слова, прочитайте их.
- Восстановите порядок слов, и тогда вы
сможете прочесть пословицу.
( Под лежачий камень вода не
течет)
- Объясните смысл этой пословицы.
(Если ничего не предпринимать, ничего
не изменится)
- Как данную пословицу можно связать
с уроком?
(Мы должны предпринимать
определенные действия, чтобы
получить знания.)
- Какой настрой нам понадобится на
уроке?
Трудолюбие, доброта, настойчивость,
терпение, взаимовыручка, вера в свои
силы.
- Улыбнитесь друг другу и пожелайте
удачи!
Откройте тетради. Запишите число, классная работа.
Сегодня на уроке вы будете оценивать
свои знания и умения сами. Посмотрите
на таблицу на доске:
«5» - нет ошибок
«4» - 1, 2 ошибки
«3» - более 3 ошибок
Эти баллы вы будете выставлять
карандашом на полях за каждое
выполненное задание.
1.)Чистописание
- Запишите данную на доске пословицу
каллиграфически верно.
- Найдите слово, в котором букв больше,
чем звуков.
(Камень)
- Почему вы так решили? Докажите.
- Оцените свою работу.
2.)Словарная работа
- Подумайте, о чем идет речь?
1.Год кончает, а зиму начинает?
( декабрь)
2. Под новый год пришел он в дом
Таким румяным толстяком.
Но с каждым днем терял он вес.
И, наконец, совсем исчез. (
календарь)
3.Из данных слов найдите лишнее
слово.
Слайд 4
Регулятивные :
1) осуществление
самоконтроля по
результату и по способу
действия
2) самостоятельная
адекватная оценка
правильности
результатов
действия, внесение
необходимых
корректив Дети оценив.
работу
Карась, дельфин, окунь
- Дельфин – морское млекопитающее.
Один из наиболее общительных и
дружелюбных членов животного мира.
4.- О чем идет речь?
Бывает детское, женское, зимнее,
новое, дорогое, модное, тёплое…
( пальто)
5. Назовите синоним слова: верно.
(правильно)
6. Главная достопримечательность
столицы нашей Родины, городская
крепость. ( Кремль)
7. Первоначально их делали из дерева,
прикрепляя внизу стальные полозья. А
молодой царь Петр I собственноручно
выковал для себя их железными. Изгиб
у них обычно украшали изображением
лошадиной головы. Отсюда и название
«маленькие кони» ( коньки)
8. Про него говорят, что он на ухо
наступил. (медведь)
- Что общего во всех этих словах?
( Мягкий знак)
- Какую роль он выполняет?
(Он указывает на мягкость согласного
звука)
- Это его единственная функция?
+ Нет, есть еще разделительный мягкий
учебнопознавательный
интерес (Л);
смыслообразование (Л);
эмпатия (Л)
подведение под понятие
(П);
постановка и
формулирование
проблемы (П);
формулирование и
аргументация своего
мнения и позиции в
коммуникации (К)
Предметные
III.Построение
проекта выхода
из затруднения знак.
- А вы знаете такие слова, в которых
есть разделительный ь ? Назовите их.
Есть еще один знак.
Не произносится никак.
Но нужен многим он словам,
Хотя и очень строгий сам.
- О каком знаке говорится в
четверостишии?
+ О твердом знаке.
- Какая у него функция? ( разделять)
- Какие слова вы знаете с Ъ? Назовите.
- Кто согласен? ( дети затрудняются)
- Так значит, какая проблема стоит
перед нами?
- Какова тема сегодняшнего урока?
-Действительно, мы будем на уроке
наблюдать, находить закономерности,
связи, различать при написании слова с
разделительными Ъ и Ь знаками.
- Я предлагаю нашу работу построить
так:
Девочки, раз они такие нежные, мягкие,
добрые – они будут в команде Ь.
Знаки на
доске
Слайд 5
результаты:
формулирование темы
урока
Познавательные
УУД:
1) Постановка и
2) Осуществление
решение
проблемы
анализа
языкового материала
3) Лингвистическ
ое
представление
о функциях
знаков
Коммуникативные:
1)
Планирование
учебного сотрудничества с
учителем и сверстниками
2)
аргументировать
Формирование
3)
собственного мнения и
позиции в устной речи
Умение
А мальчики – сильные, с твёрдым
характером, будут в команде
- В конце урока мы узнаем – кто больше
получил знаний по сегодняшней теме:
девочки или мальчики?
- Перед вами 2 пары слов.
СОЛЮ – СОЛЬЮ
СЕЛИ – СЪЕЛИ
- Сравните слова в парах. Чем они
различаются?
1) Ъ и Ь
2)количеством букв и звуков
3)лексическим значением слов
4) произношением
- Какой звук слышится после согласного
л в первом слове?
+у
- Во втором слове?
+ [ Й ] перед [у ]
- Какой звук нам показывает, что нужно
Слайд 6
Слайд 7 читать раздельно?
+ Ь
( Аналогично с Ъ)
ВЫВОД:
- Какую работу выполняют в этих словах
разделительные Ъ и Ь знаки?
+ Они разделяют согласный звук от
звука [ Й] и не дают сливаться с
гласным.
- Ответим на второй вопрос урока.
1) На доске записаны группы слов:
1 группа
Подъезд, съезд, въезд, объезд
- Какие это слова?
+ родственные
- Почему вы так решили?
+ Близкие по смыслу, общая часть –
езд-
- Как называется часть слова, которая
стоит перед корнем?
+ Приставка
- Выделим приставки
- Где стоит разделительный Ъ?
- Между приставкой и корнем.
- На какой звук заканчиваются
приставки?
+ На согласный
- С какой буквы начинается корень?
+ С буквы Е-
- Запишем это схемой(под ъ на
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Слайд 11
- выдвижение гипотез и
их обоснование (П);
познавательная
инициатива (Р);
установление причинно
следственных связей,
доказательство (П);
Слайд 12
контроль (Р);
коррекция (Р);
IV.Самостоятельн
ая работа с самопроверкой
Слайд 13
доске)
Ъ Е
- Мальчики, сформулируйте правило
о Ъ.
2) Посмотрите на слова второй группы:
Съёжился, веселье, ружьё, разъяснил, вьюга,
предъюбилейный, медвежья, муравьи.
Слайд 14
Девочки выписывают слова с Ь, мальчики с Ъ.
Мальчики, выделите в выписанных словах
приставку, корень и подчеркните букву,
с которой начинается корень.
- Какими буквами заканчивается
приставка?
- С каких букв начинается корень?
+ Ё, Я, Ю
- Теперь мы сможем закончить схему?
Слайд 15
Слайд 16
Ъ Е, Ё, Ю, Я
- Мальчики, сформулируйте правило
Работа с
алгоритмом о Ъ.
- Девочки, в какой части слова стоит
разделительный Ь?
+ В самом корне
- Перед какими буквами?
+ Е, Ё, Ю, Я, И
- Девочки, сформулируйте правило и мы
запишем его схемой на доске под
Здоровьесберегающ
ие
технологии для
снятия нагрузки на
глаза
V. Первичное
закрепление с
проговариванием во
внешней речи.
Ь Ь Е, Ё, Ю, Я, И
ФИЗМИНУТКА –
музыкальная для глаз
- Сравним наше исследование с
правилом в учебнике с. 113
- Составим алгоритм пользования
правилом
слово
Слайд 17
Оценив. работ
Слайд 18
Оценив. работ
Создание условий прочитай (произнеси)
послушай
Нужен разделительный есть звук [й]
разделительный
знак да после согласного нет
знак не нужен
перед гласным?
Выдели в слове разделительный знак
корень в корне?
да нет
пиши Ь пиши Ъ
Слайд 19
Оценив. работ
1)Упр. 165
- Мальчики выписывают слова, в
которые нужно вставить Ъ, девочки - Ь
- К доске выходят 1 мальчик и 1 девочка
( работа у доски с последующей
проверкой)
Завьюжить разъяснил
Пью
Здоровье
Лью
Листья
Разобъёт
ФИЗМИНУТКА –
музыкальная
2) -Прочитайте сочетания слов на
экране
- Как это можно назвать 1 словом?
+ Это фразеологизмы – устойчивое
сочетание слов
- В большинстве случаев фразеологизмы
можно заменить, словом синонимом.
VI. Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
для
психоэмоционально
й разгрузки
учащихся
развитие этических
чувств и регуляторов
морального поведения
(Л);
анализ, сравнение,
классификация (П);
самостоятельный учет
выделенных ориентиров
действия в новом
учебном материале (Р);
познавательная
инициатива (Р); VII Включение в
систему знаний и
повторение
Водой не разол? ёшь.
Лёгок на под?ём.
-Объясните значение этих
фразеологизмов.
+ Быть дружными, неразлучными.
Охотно и быстро может пойти куда-
либо.
- Девочки спишите фразеологизм с Ь,
мальчики – с Ъ.
- А кто хочет усложнить себе задание, и
уверен в своих силах, те составьте
предложение с данным фразелогизмом
и запишите его.
1) Работа в паре
-Исправьте ошибки ( работа на
карточках с последующей проверкой)
Отьезд, гостъя, взъял, деревья,
волчъя, поъяснил, обьявление, съел
- В какие слова не вставили ни Ъ, ни Ь?
- Проверьте правильность написания,
оцените свою работу.
2). Работа с текстом
- Послушайте, что я вам прочитаю.
На воскресен…е об…явили поход на
лыжах. Утром у под…езда школы
собрались ребята. Учитель Ил…я
Васил…евич об…яснил, как идти по
маршруту. Весёлая толпа от…ехали от
школы. Скоро в…ехали в лес и раз…
Оценив. работ
Слайд 20
осуществление
самоконтроля по
результату и по способу
действия (Р);
рефлексия способов и
условий действия (П);
Слайд 21
самостоятельная
адекватная оценка
правильности результатов
действия VIII.Рефлексия
учебной
деятельности
ехались кто куда.
Мы с друз…ями под…ехали к горе. И
вдруг….
- Что я вам прочитала? Докажите
- О ком говорится в тексте?
- Что о них говорится?
- Давайте вставим в пропуски нашу
орфограмму.
- Для этого нам понадобятся веера с
буквами.
3)РАБОТА С ВЕЕРАМИ ( вставка
Ъ и Ь)
4)Составление предложения
- А как вы думаете, а что могло
произойти потом?
- Составьте и запишите предложение,
которое включало бы в себя слова с Ъ и
Ь знаками.
Ребята, давайте вспомним какую цель перед
собой ставили?
Прием «рефлексивный экран»
Сегодня я узнал …
Мне еще нужно отработать…
Личностные
результаты:
самооценка личного
вклада в общий результат
деятельности.
Формирование умения
соотносить цель и
результат.
Коммуникативные
осознание
учащимися своей
учебной
деятельности и
всего класса. IX.Творческое
домашнее
задание
Для меня самым трудным было…
Сегодня на уроке мне было…
Для меня самым интересным было…
Сосчитайте количество баллов на полях тетради.
Если у вас набралось от
2730 баллов – возьмите Ъ или Ь
21 – 26 баллов – возьмите Ъ и Ь
…. – 20 баллов – возьмите Ъ и Ь и прикрепите
эти знаки на доску.
Как вы думаете, хорошо ли поработали на уроке,
судя по окраске знаков?
Достигли цели урока?
Кто лучше поработал: девочки или мальчики?
Дома я предлагаю изготовить
памятку для одноклассников «Правописание Ъ и Ь».
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Конспект урока по русскому языку "Правописание слов с разделительными ъ и ь знаками" ( 4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.