ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СНЕГА.
Цель: привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать экологические традиции — традиции бережного, нравственного, возвышенного, поэтического отношения к природе, любви к природе, природоохранительной деятельности, единения с природой, почитания творческих сил, красоты природы; формировать гражданско-патриотические традиции - уважительное отношение к литературе, искусству; любовь к своему государству, краю; развивать коммуникативные способности и коммуникативную культуру младших школьников.
Оборудование: грамзаписи П.И. Чайковского «Декабрь», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»; песни современных композиторов; магнитофон, DVD; слайды с репродукциями картин А. Пластова «Первый снег», В. Кандинского «Зимний пейзаж», Н. Рериха «Канченджэнга»; слайды — фотографии с изображением первого снега; рисунки учащихся; рисунок Снежной Королевы; литературная подборка (стихи о первом снеге); Орфографический словарь П.И. Грушникова; Толковый словарь С.И. Ожегова; цветная бумага, ножницы, тонкая писчая бумага, альбомные листы, краски, вата, клей, картон и др.
Ход мероприятия
За окном — первый снег. Звучит современная музыка, идет демонстрация слайдов — фотографий.
Учитель: Из Северного царства к нам пожаловала Снежная Королева. (Учитель вывешивает на доску рисунок Снежной Королевы, читает стихотворение).
В город я пришла из леса.
Как красивы, как чудесны
В белоснежных шапках ёлки!
Как блестят у них иголки!...
В город я спешу быстрей,
Чтоб порадовать детей.
Смех и веселье несу я с собой,
Мой волшебный мешочек всегда со мной,
А в мешке снежинки — подарки,
Разнообразные и яркие...
И снежок ответил:
«Будут рады дети».
Снежная Королева — это символ зимы. А о зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слова красками. Фотографы сделали прекрасные фотографии. Композиторы сочинили и написали замечательную музыку. Картины, фотографии, музыка — всё это может создать зимнее настроение.
Звучит грамзапись пьесы П.И. Чайковского «Декабрь».
Учитель: Какое сегодня самое главное слово, с чего начинается зима?
Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает На ладоне и во рту. (Снег). |
Покружились звёздочки В воздухе немножко, Сели и растаяли На моей ладошке. (Снежинки). |
Дети: Главное слово сегодня — снег, а также все однокоренные слова этого слова.
Учащиеся называют однокоренные слова, учитель вывешивает слова на доску.
Учитель: Вспомним значение и историю слова «снег».
«Снег — атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой». (Словарная статья на стр. 737 Толкового словаря С.И. Ожегова.)
«Снег — русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. (Словарная статья на стр. 133 Толкового словаря Е. Леоновича.)
Всего у слова снег 42 однокоренных слова.
В народном творчестве многих стран — в песнях, сказках — снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.
«Заметает пурга белый путь,
Хочет в мягких снегах потонуть», - писал Сергей Есенин. Давайте и мы отправимся в путешествие по этому беспредельному пышному царству и возьмём в попутчики пристальный взгляд натуралиста, зоркий взгляд — художника, яркое образное слово поэта и писателя, чуткий слух музыканта. А звучит ли снег?...
Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.
Какая она - «еле слышная музыка снега»? Давайте подберём звуки к снегу.
Дети: Лёгкий, спокойный, высокий, прозрачный...
Учитель: А музыкальный характер — это танец, песня или марш?
Дети: Танец.
Учитель: А какой танец?
Дети: Вальс.
Учитель: Прослушайте «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», который написал наш замечательный композитор Пётр Ильич Чайковский. Слушайте и представляйте, как идёт снег. Попробуйте сами создать свои снежинки. (Слушая музыку, учащиеся вырезают из писчей бумаги свои снежинки.) В музыке слышно, как снег то спокойно танцует, то, переливаясь, кружится при дуновении ветра.
Какое настроение у вас после прослушивания музыки? Какие снежинки у вас получились? А вы помните стихотворение про снежинку?
Дети: Да, Константина Бальмонта «Снежинка».
Стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».
Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную, На землю просится.
Лазурь чудесную Она покинула, Себя в безвестную Страну низринула.
В лучах блистающих Скользит, умелая, Средь хлопьев тающих Сохранно-белая. |
Под ветром воющим Дрожит, взметается, На нём, лелеющем, Светло качается.
Его качелями Она утешена, С его метелями Крутится бешено.
Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная.
Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая! |
Учитель: Украсьте снежинками наш класс, чтобы и в нашем классе был первый снег.
Так и сыплет с высоты
Снег, похожий на цветы...
И всё ярче снег цветной -
Белый, синий, голубой...
А как падает первый снег?
Дети высказывают свои ответы.
Учитель: (демонстрирует слайд-фотографию с изображением первого снега). Итак, яркий, пушистый, белоснежный, сверкающий на солнце первый снег создает настроение веселья и радости. Попробуем передать неповторимость и красоту окружающего мира. Поделитесь своими наблюдениями. Каким может быть первый снег?
Дети: Снег (какой?) белый, мягкий, пушистый, хрустящий, новый, первый, тихий, робкий, молодой, блестящий, холодный, красивый, колючий, мокрый, ...
Учитель: Вспомним слова, обозначающие действия снега.
Дети: Снег (что делает?) идёт, опускается, порхает, падает, валит, кружится, сверкает, белеет, блестит, сыплется, покрывает, веселит, ...
Учитель: С чем можно сравнить первый снег?
Дети: С пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом, с лебяжьим пухом, ...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов,
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы. (А.С. Пушкин)
Учитель: Молодцы! А какого цвета бывает снег? Посмотрим на него глазами художника.
Снег бывает разный:
Глубокий и пушистый,
В морозный день — скрипучий,
Холодный и колючий.
Первый снег бывает лёгкий,
Будто пух он лебединый.
В марте грязный он и рыхлый,
Состоит из мелких льдинок.
Какой снег бывает утром, вечером, днём?
Дети высказывают свои ответы.
Учитель: Так как снег бывает разного цвета, давайте разберёмся, от чего этот цвет зависит.
Дети: От цвета неба, от состояния самой природы.
Учитель: Проследим, как меняется цвет снега. А помогут в этом нам картины известных художников. Каким изобразил снег художник?
Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины В. Кандинского «Зимний пейзаж».
Дети: Серый, в тени разноцветный, просвечивающий.
Учитель: Какое настроение он вызывает? Почему? А может снег быть летом?
Дети: Да. На Севере, на Южном полюсе, в горах.
Учитель: Посмотрите, как художник Николай Рерих изобразил высокую снежную вершину.
Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины Н. Рериха «Канченджэнга».
Дети: Красный, розовый, оранжевый.
Учитель: А почему?
Дети: Он на солнце.
Учитель: А какой он в тени?
Дети: В тени он темно-синий.
Учитель: А теперь подумайте, как можно назвать эту картину? Какой здесь снег?
Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины А. Пластова «Первый снег».
Дети высказывают свои ответы.
Учитель: Да, свежий снег, а особенно первый, всегда чистый и ярко-белый.
Он кружится, лёгкий, новый,
Первый снег.
Он имеет вкус и запах,
Первый снег.
Учащиеся вспоминают и читают стихотворения, посвященные первому снегу. (Литературная подборка.)
Учитель: Много мы узнали, вспомнили о первом снеге. А теперь хотелось бы узнать, какое настроение у вас создаёт снег?
Дети высказывают свои ответы.
Учитель: Так как снег бывает разный, то и настроение у разных людей он может вызвать разное. Послушайте, какие поэтические строки создал Сергей Островой о снеге.
Стихотворение «Зимнее».
А я всё гладил снег рукой, А он всё звёздами отсвечивал... На свете нет тоски такой, Которой снег бы не излечивал.
Живёт он в белом шалаше, Колдует там необычайно. Ах, этот снег... В его душе Всегда какая-нибудь тайна.
То станет жёстким, будто лёд, То всё заткёт суровой пряжей, А то вдруг крыльями взмахнёт, И — вот он — лёгкий да лебяжий.
Летит... летит... Лови его. Губами. Горстью. Без оглядки. Гляди на это волшебство - Как он с землёй играет в прятки. |
Как затаится вдруг. Немой. Как петь начнёт. А то засвищет. Ни по кривой, ни по прямой Никто и следа не отыщет.
И снова добрый. И простой. И просветлённый весь. И новый. Омою душу чистотой И прямотой его суровой.
Он весь, как музыка. Он — весть. Его безудержность бескрайна. Ах, этот снег... Не зря в нём есть Всегда какая-нибудь тайна.
|
Учитель: А кто же больше всего радуется первому снегу? Как вы выражаете свою радость?
Дети высказывают свои ответы.
Учитель: Правильно, больше всего первому снегу радуется и детвора, и взрослые, и даже животные. Все мы наблюдаем за снежинками, как они падают, кружатся, ложатся на землю. Из снега мы лепим снежки и снеговиков, строим снежные крепости.
... Посерёдочке двора Лепит бабу детвора. Снежный ком слепили дети. А за ним второй и третий. Друг на друга положили. Ледяной водой полили. Пуговицы вместо глаз. Шапкой стал дырявый таз.
|
А ресницами — иголки. (Дети взяли их у ёлки.) Нос — смолистый крепкий сук И две ветки — вместо рук. В руку правую — метёлку, В руку левую — кошёлку. Снеговик хороший вышел. Дети рады. Весел Миша!
|
Попробуем и мы смастерить своих снеговиков.
Учащиеся из различного материала «лепят» своих снеговиков или снежных баб.
Учитель: Молодцы! Какие замечательные снеговички у вас получаются. И в завершении нашего праздника, напомним всем, что снег кушать нельзя. Об этом очень хорошо сказала поэтесса М. Дружинина в стихотворении «Я и снег».
Белый, вкусный снег идёт,
Попадает прямо в рот,
Если очень захочу,
Снег весь разом проглочу!
И тогда что будет, братцы!
На санях не покататься!
И в снежки не поиграть!
И на лыжах не побегать!
Плохо будет всем без снега!
Вот поэтому, друзья,
Снег не съем, пожалуй, я!
Используемая литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.