Конспект урока по русскому языку "ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СНЕГА" (2 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку "ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СНЕГА" (2 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
2 кл
01.05.2018
Конспект урока по русскому языку "ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СНЕГА" (2 класс)
ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СНЕГА.doc

ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СНЕГА.

Цель: привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать экологические традиции — традиции бережного, нравственного, возвышенного, поэтического отношения к природе, любви к природе, природоохранительной деятельности, единения с природой, почитания творческих сил, красоты природы; формировать гражданско-патриотические традиции - уважительное отношение к литературе, искусству; любовь к своему государству, краю; развивать коммуникативные способности и коммуникативную культуру младших школьников.

Оборудование: грамзаписи П.И. Чайковского «Декабрь», «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»; песни современных композиторов; магнитофон, DVD; слайды с репродукциями картин А. Пластова «Первый снег», В. Кандинского «Зимний пейзаж», Н. Рериха «Канченджэнга»; слайды — фотографии с изображением первого снега; рисунки учащихся; рисунок Снежной Королевы; литературная подборка (стихи о первом снеге);  Орфографический словарь П.И. Грушникова; Толковый словарь С.И. Ожегова; цветная бумага, ножницы, тонкая писчая бумага, альбомные листы, краски, вата, клей, картон и др.

Ход мероприятия

За окном — первый снег. Звучит современная музыка, идет демонстрация слайдов — фотографий.

Учитель: Из Северного царства к нам пожаловала Снежная Королева. (Учитель вывешивает на доску рисунок Снежной Королевы, читает стихотворение).

В город я пришла из леса.

Как красивы, как чудесны

В белоснежных шапках ёлки!

Как блестят у них иголки!...

В город я спешу быстрей,

Чтоб порадовать детей.

Смех и веселье несу я с собой,

Мой волшебный мешочек всегда со мной,

А в мешке снежинки — подарки,

Разнообразные и яркие...

И снежок ответил:

«Будут рады дети».

Снежная Королева — это символ зимы. А о зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слова красками. Фотографы сделали прекрасные фотографии. Композиторы сочинили и написали замечательную музыку. Картины, фотографии, музыка — всё это может создать зимнее настроение.

Звучит грамзапись пьесы П.И. Чайковского «Декабрь».

Учитель: Какое сегодня самое главное слово, с чего начинается зима?

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладоне и во рту. (Снег).

Покружились звёздочки

В воздухе немножко,

Сели и растаяли

На моей ладошке. (Снежинки).

 

Дети: Главное слово сегодня — снег, а также все однокоренные слова этого слова.

Учащиеся называют однокоренные слова, учитель вывешивает слова на доску.

Учитель: Вспомним значение и историю слова «снег».

«Снег — атмосферные осадки — белые пушинки, хлопья, представляющие собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой». (Словарная статья на стр. 737 Толкового словаря С.И. Ожегова.)

«Снег — русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. (Словарная статья на стр. 133 Толкового словаря Е. Леоновича.)

Всего у слова снег 42 однокоренных слова.

В народном творчестве многих стран — в песнях, сказках — снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного.

«Заметает пурга белый путь,

Хочет в мягких снегах потонуть», - писал Сергей Есенин. Давайте и мы отправимся в путешествие по этому беспредельному пышному царству и возьмём в попутчики пристальный взгляд натуралиста, зоркий взгляд — художника, яркое образное слово поэта и писателя, чуткий слух музыканта. А звучит ли снег?...

Покрывая всю землю, с утра

Хлопья снежные падают с неба.

Сочинила зима сама

Еле слышную музыку снега.

Какая она - «еле слышная музыка снега»? Давайте подберём звуки к снегу.

Дети: Лёгкий, спокойный, высокий, прозрачный...

Учитель: А музыкальный характер — это танец, песня или марш?

Дети: Танец.

Учитель: А какой танец?

Дети: Вальс.

Учитель: Прослушайте «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», который написал наш замечательный композитор Пётр Ильич Чайковский. Слушайте и представляйте, как идёт снег. Попробуйте сами создать свои снежинки. (Слушая музыку, учащиеся вырезают из писчей бумаги свои снежинки.)  В музыке слышно, как снег то спокойно танцует, то, переливаясь, кружится при дуновении ветра.

Какое настроение у вас после прослушивания музыки? Какие снежинки у вас получились? А вы помните стихотворение про снежинку?

Дети: Да, Константина Бальмонта «Снежинка».

Стихотворение К.Бальмонта «Снежинка».

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

 

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

 

Лазурь чудесную

Она покинула,

Себя в безвестную

Страну низринула.

 

В лучах блистающих

Скользит, умелая,

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром воющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

 

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Крутится бешено.

 

Но вот кончается

Дорога дальняя,

Земли касается

Звезда кристальная.

 

Лежит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

 

Учитель: Украсьте снежинками наш класс, чтобы и в нашем классе был первый снег.

Так и сыплет с высоты

Снег, похожий на цветы...

И всё ярче снег цветной -

Белый, синий, голубой...

А как падает первый снег?

Дети высказывают свои ответы.

Учитель: (демонстрирует слайд-фотографию с изображением первого снега). Итак, яркий, пушистый, белоснежный, сверкающий на солнце первый снег создает настроение веселья и радости. Попробуем передать неповторимость и красоту окружающего мира. Поделитесь своими наблюдениями. Каким может быть первый снег?

Дети: Снег (какой?) белый, мягкий, пушистый, хрустящий, новый, первый, тихий, робкий, молодой, блестящий, холодный, красивый, колючий, мокрый, ...

Учитель: Вспомним слова, обозначающие действия снега.

Дети: Снег (что делает?) идёт, опускается, порхает, падает, валит, кружится, сверкает, белеет, блестит, сыплется, покрывает, веселит, ...

Учитель: С чем можно сравнить первый снег?

Дети: С пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом, с лебяжьим пухом, ...

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы. (А.С. Пушкин)

Учитель: Молодцы! А какого цвета бывает снег? Посмотрим на него глазами художника.

Снег бывает разный:

Глубокий и пушистый,

В морозный день — скрипучий,

Холодный и колючий.

Первый снег бывает лёгкий,

Будто пух он лебединый.

В марте грязный он и рыхлый,

Состоит из мелких льдинок.

Какой снег бывает утром, вечером, днём?

Дети высказывают свои ответы.

Учитель: Так как снег бывает разного цвета, давайте разберёмся, от чего этот цвет зависит.

Дети: От цвета неба, от состояния самой природы.

Учитель: Проследим, как меняется цвет снега. А помогут в этом нам картины известных художников. Каким изобразил снег художник?

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины В. Кандинского «Зимний пейзаж».

Дети: Серый, в тени разноцветный, просвечивающий.

Учитель: Какое настроение он вызывает? Почему? А может снег быть летом?

Дети: Да. На Севере, на Южном полюсе, в горах.

Учитель: Посмотрите, как художник Николай Рерих изобразил высокую снежную вершину.

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины Н. Рериха «Канченджэнга».

Дети: Красный, розовый, оранжевый.

Учитель: А почему?

Дети: Он на солнце.

Учитель: А какой он в тени?

Дети: В тени он темно-синий.

Учитель: А теперь подумайте, как можно назвать эту картину? Какой здесь снег?

Учитель демонстрирует слайд с репродукцией картины А. Пластова «Первый снег».

Дети высказывают свои ответы.

Учитель: Да, свежий снег, а особенно первый, всегда чистый и ярко-белый.

Он кружится, лёгкий, новый,

Первый снег.

Он имеет вкус и запах,

Первый снег.

Учащиеся вспоминают и читают стихотворения, посвященные первому снегу. (Литературная подборка.)

Учитель: Много мы узнали, вспомнили о первом снеге. А теперь хотелось бы узнать, какое настроение у вас создаёт снег?

Дети высказывают свои ответы.

Учитель: Так как снег бывает разный, то и настроение у разных людей он может вызвать разное. Послушайте, какие поэтические строки создал Сергей Островой о снеге.

Стихотворение «Зимнее».

А я всё гладил снег рукой,

А он всё звёздами отсвечивал...

На свете нет тоски такой,

Которой снег бы не излечивал.

 

Живёт он в белом шалаше,

Колдует там необычайно.

Ах, этот снег... В его душе

Всегда какая-нибудь тайна.

 

То станет жёстким, будто лёд,

То всё заткёт суровой пряжей,

А то вдруг крыльями взмахнёт,

И — вот он — лёгкий да лебяжий.

 

Летит... летит... Лови его.

Губами. Горстью. Без оглядки.

Гляди на это волшебство -

Как он с землёй играет в прятки.

Как затаится вдруг. Немой.

Как петь начнёт. А то засвищет.

Ни по кривой, ни по прямой

Никто и следа не отыщет.

 

И снова добрый. И простой.

И просветлённый весь. И новый.

Омою душу чистотой

И прямотой его суровой.

 

Он весь, как музыка. Он — весть.

Его безудержность бескрайна.

Ах, этот снег... Не зря в нём есть

Всегда какая-нибудь тайна.

 

 

Учитель: А кто же больше всего радуется первому снегу? Как вы выражаете свою радость?

Дети высказывают свои ответы.

Учитель: Правильно, больше всего первому снегу радуется и детвора, и взрослые, и даже животные. Все мы наблюдаем за снежинками, как они падают, кружатся, ложатся на землю. Из снега мы лепим снежки и снеговиков, строим снежные крепости.

... Посерёдочке двора

Лепит бабу детвора.

Снежный ком слепили дети.

А за ним второй и третий.

Друг на друга положили.

Ледяной водой полили.

Пуговицы вместо глаз.

Шапкой стал дырявый таз.

 

А ресницами — иголки.

(Дети взяли их у ёлки.)

Нос — смолистый крепкий сук

И две ветки — вместо рук.

В руку правую — метёлку,

В руку левую — кошёлку.

Снеговик хороший вышел.

Дети рады. Весел Миша!

 

Попробуем и мы смастерить своих снеговиков.

Учащиеся из различного материала «лепят» своих снеговиков или снежных баб.

Учитель: Молодцы! Какие замечательные снеговички у вас получаются. И в завершении нашего праздника, напомним всем, что снег кушать нельзя. Об этом очень хорошо сказала поэтесса М. Дружинина в стихотворении «Я и снег».

Белый, вкусный снег идёт,

Попадает прямо в рот,

Если очень захочу,

Снег весь разом проглочу!

И тогда что будет, братцы!

На санях не покататься!

И в снежки не поиграть!

И на лыжах не побегать!

Плохо будет всем без снега!

Вот поэтому, друзья,

Снег не съем, пожалуй, я!

 

 

 

 

 

 

Используемая литература:

  1. Большая хрестоматия для начальной школы. - М.: Эксмо, Форум, 2007.
  2. Новогодняя сказка. Стихи. Песни. Сказки. - М.: «Махаон», 2006.
  3. Газеты и журналы «Начальная школа».

 


ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СНЕГА. Цель: привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать экологические традиции — традиции бережного, нравственного, возвышенного, поэтического отношения к природе, любви к…

ПРАЗДНИК ПЕРВОГО СНЕГА. Цель: привлечь внимание детей к красоте зимних явлений; формировать экологические традиции — традиции бережного, нравственного, возвышенного, поэтического отношения к природе, любви к…

Звучит грамзапись пьесы П.И. Чайковского «Декабрь»

Звучит грамзапись пьесы П.И. Чайковского «Декабрь»

Попробуйте сами создать свои снежинки

Попробуйте сами создать свои снежинки

Дети : С пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом, с лебяжьим пухом,

Дети : С пушистым ковром, пуховым платком, белым одеялом, с лебяжьим пухом,

Учитель : А почему? Дети : Он на солнце

Учитель : А почему? Дети : Он на солнце

Учитель : Правильно, больше всего первому снегу радуется и детвора, и взрослые, и даже животные

Учитель : Правильно, больше всего первому снегу радуется и детвора, и взрослые, и даже животные
Скачать файл