Цель: познакомить со способом проверки парных согласных и корне путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать примеры слов с парными согласными в словах.
Оборудование: карточки с изображением букв.
Урок 89. Проверка парных согласных в корне слова
формы слова и путем подбора однокоренных слов.
Цель: познакомить со способом проверки парных согласных и корне путем изменения
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие
согласные в корне слова; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать
примеры слов с парными согласными в словах.
Оборудование: карточки с изображением букв.
Х о д у р о к а
V. Организационный момент
VI. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(На откидной доске записаны слова.)
Земляника, капуста, лопата, морковь, малина, урожай, яблоко, ягода.
(Доска закрывается, учитель вывешивает подобранные к словам картинки или
фотографии. Учащиеся записывают слова. Затем меняются тетрадями, учитель открывает
слова на доске, проводится самопроверка.)
III. В какую тематическую группу можно объединить все слова? {Огород, урожай.)
2. Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
...Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
1. Самоопределение к деятельности
А. Пушкин
IV. Найдите в отрывке из произведения А.С. Пушкина слово с парным согласным в корне.
{Берег.)
Назовите звук в конце слова. {[К].)
V. Какой буквой он обозначается на письме? {Буквой Г.)
VI. Составьте пару по звонкостиглухости. (Г —> К.)
VII.Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов. {Берега.)
VIII. Какой звук теперь произносится в конце корня? {Произносится звук [Г].)
IX. Чему мы будем учиться сегодня на уроке? {Сегодня на уроке мы будем учиться
подбирать проверочные слова.)
— Работа по теме урока
X. Откройте учебник на с. 18 и прочитайте тему урока.
Упр. 29 (с. 18).
XI. Прочитайте первую пару слов.
XII.Какой звук произносится на месте выделенных букв? {Звук [П].)
XIII. Одинаково ли он обозначается буквой? (Нет, в первом слове пишется буква П, а во
Можно ли на слух определить, какой звук писать в слове?
Какую пару по звонкостиглухости вы здесь видите? (Б ~> П. )
втором — Б.)
XIV.
XV.
(Письменное задание выполняется самостоятельно.)
Упр. 30 (с. 19).
XVI. Какие парные по глухостизвонкости согласные вы подчеркнули?
XVII. Прочитайте слова в первой строке. В каких словах вы слышите [Б] четко и ясно?
XVIII.
В каких словах звук и буква не совпадают?
XIX. Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? {После него стоит
гласный.)
Урок 89. Проверка парных согласных в корне слова
XX. Сделайте вывод. (Парный согласный звук на конце слова или перед другим парным
согласным надо проверять.)
— Напишите остальные группы слов и запишите звуки, которые в них произносятся, в
XXI. Прочитайте правило. О каких согласных в нем идет речь? (О парных по звонкости
скобках.
глухости.)
— Как проверить парную согласную букву? (Надо подобрать проверочное слово.)XXII. Какой звук должен стоять после этой согласной буквы в проверочном слове?
(Гласный звук.)
VII. Физкультминутка
VIII.
— Поднимите карточку с буквой, которую вы бы написали на конце словаотгадки.
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На
носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три,
четыре — Вот летит ракета ввысь.
Закрепление изученного материала Игра «Доскажи словечко»
Грибникам он очень нужен, Без него не сваришь ужин, На
охоту не пойдешь. Что же это? Это ... (нож). Ездить
нужно осторожно, За рога держаться можно. Жаль вот
только — гривы нет... Что за конь? (Велосипед.) Шубка
— иголки, Свернется он — колкий, Рукой не возьмешь.
Кто это? (Еж.) Этот зверь живет лишь дома, С этим
зверем все знакомы. У него усы как спицы. Он, мурлыча,
песнь поет. Только мышь его боится. Угадали? Это...
(кот). Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун,
а... (лук). Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А,
проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной... (медведь).
Кто один имеет рог? Угадали? (Носорог.)
XXIII. Рефлексия
— Прочитайте слова. Найдите и запишите слово, в котором парный согласный
произносится четко.
Город, городской, городки, города. Мороз, Морозко, морозит. Прорубь, рубка, рубить.
(Ученики меняются тетрадями, проверяют работы, ошибки исправляют карандашом.
Самооценка с помощью «светофора».)
V. Подведение итогов урока
— С какой орфограммой познакомились на уроке?
— Послушайте стихотворение и сделайте вывод: что мы дол жны помнить о написании
слов с парной согласной в корне?
Глухие звуки — это непоседы, Они спокойно не желают
жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни
стало оглушить.
— Все ли вам было понятно на уроке?
— Где допустили ошибки?
Домашнее задание
Выполнить упр. 31 (с. 20).