Тема урока : Развитие речи. Обучающее сочинение по картине
Цель урока : научить письменно излагать свои мысли.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно строить предложения, излагая свои мысли; анализировать, делать выводы, сравнивать; воспринимать прекрасное и реагировать на него.
Оборудование: цикл П.И. Чайковского «Времена года».
Урок 18. Развитие речи. Обучающее сочинение по картине
Цель: научить письменно излагать свои мысли.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно строить предложения,
излагая свои мысли; анализировать, делать выводы, сравнивать; воспринимать
прекрасное и реагировать на него.
Оборудование: цикл П.И. Чайковского «Времена года».
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Орфографическая минутка
— Отгадайте загадку, напишите отгадку. Круглое, румяное, Я расту на ветке.
Любят меня взрослые И маленькие детки. (Яблоко.)
— Какая орфограмма в слове? (Безударная гласная О, которую нужно
запомнить.}
— Напишите слова, которые отвечают на вопрос какое?. (Яблоко (какое?)
спелое, кислое, наливное.) (Слова предлагают дети, учитель записывает на
доске.)
— Отгадайте еще одну загадку. Фырчит, рычит, Ветки ломает, Пыль поднимает,
Тебя с ног сбивает. Слышишь его, Да не видишь его. (Ветер.)
— Ветер какой? (Холодный, ласковый, морской.)
— Для чего нужны слова, которые отвечают на вопросы какой ? какая?.
(Ониуточняют, описывают предметы.)
2. Предупредительный диктант
(КИМы(с.43).)
III. Самоопределение к деятельности
— Какое сейчас время года? (Осень.)
— Скажите, осень какая? (Холодная, дождливая.)
— Бывает осень еще и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет.
Ее так называют по цвету листвы, которая становится желтой, красной.)
— Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей.)— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы,
художники.
— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана
Бунина и представьте картину, которую он описывает. (Учитель читает
стихотворение на фоне классической музыки.)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
— Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей.)
— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в
стихах, а в прозе.
IV. Физкультминутка
Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет. Раз — наклон И два— наклон,
Зашумел листвою клен.
V. Работа по теме урока Упр. 47 (с. 39).
— Прочитайте задание.
~ Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И.С.
Остроумова «Золотая осень».}
— Что такое репродукция? (Фотография с картины.) (Дети отвечают на вопросы
учебника.)
— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение каких слов вам непонятно?— Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные.) ~ Составьте
рассказ по картинке. Расскажите его соседу, выслушайте его замечания.
— Запишите рассказ.
(Дети записывают рассказ на черновике. Слова, написание которых не знают,
спрашивают у учителя.)
— Кто хочет прочитать свое сочинение? (Несколько учащихся читают свои
сочинения, учитель указывает на речевые ошибки и помогает их исправить.)
VI. Подведение итогов урока
— Трудно ли вам было писать сочинение?
— Где испытывали затруднения?
— Что понравилось?
Домашнее задание
Переписать сочинение на листок и оформить его.