Конспект урока по русскому языку "Семь цветов деепричастия". 6 класс.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 30.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: "Семь цветов деепричастия". Цель: • познакомить учащихся с понятием о деепричастии; • подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по теме. Оборудование: музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года», бумага, краски, кисти. Все задания к уроку учитель готовит с учащимися, разбитыми на группы. Каждая группа готовит самостоятельно или с помощью учителя данное (или на выбор) ей задание.
Иконка файла материала работа.docx
Урок русского языка в 6 классе Тема: Семь цветов деепричастия. Цель:   познакомить учащихся с понятием о деепричастии;  подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по  теме. Оборудование: музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года»,  бумага, краски, кисти. Все задания к уроку учитель готовит с учащимися, разбитыми на  группы. Каждая группа готовит самостоятельно или с помощью учителя  данное (или на выбор) ей задание. Ход урока. (На фоне музыки звучит вступительное слово учителя). Сегодня мы познакомимся с особой формой глагола – деепричастием,  научимся запоминать орфограммы и пунктограммы по теме. Наш урок будет  состоять из страниц, которые постепенно создадут  журнал. Об этом вам  расскажут мои помощники (заранее подготовленные учащиеся). 1 ученик. (Показывает красочно украшенную страницу, рассказывает о  родословной деепричастия). Историческая страничка. История возникновения слов редко кого может оставить равнодушным. Слово деепричастие возникло в результате двух слов – дее (от «деяти» в  значении делать) и причастие (ср. со словом «причастность»). Этот термин  был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века (1619 г.).  Деепричастия пережили сложную историю. В прошлом они были краткими  формами причастий, изменялись по падежам, в предложении выступали как  определения. Постепенно эти свойства утратились, а с ними – способность к  изменению; деепричастия стали походить на наречия, оказавшись в полной  зависимости от сказуемого. 2 ученик. (Показывает следующую страницу). Форма деепричастия несовершенного вида от глагола быть – будучи  Этимологическая страничка. является архаическим образованием в современном языке. Происходит она от именительного падежа, единственного числа кратких причастий женского  рода, и её можно обнаружить в фольклоре и литературных произведениях,  близких по стилю к устному народному творчеству. 13 ученик. Лето он жил работаючи, Зиму не видел детей, Ночи онём помышляючи, Я не смыкала очей. (Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»). 2 ученик. Сравните также: жить припеваючи, работать играючи, говорить  жалеючи.  Деепричастия также используются в устойчивых сочетаниях, пополняя  фразеологический актив языка: засучив рукава, не покладая рук, спустя  рукава, сложа руки, сломя голову, положа руку на сердце, разиня рот и  т.д. 3 ученик. Одет в кафтан с загнутыми рукавами. Например, устойчивое сочетание засучив рукава живёт в современном  языке, существенно изменив своё лексическое значение в процессе  исторического развития общества. Глагол засучить образован с помощью  суффикса – ить – от основы «сук» (как и слово сукно). В древнерусском  языке было слово сукман, что означало «суконный кафтан». Поэтому  буквально засучить рукава значило бы «отвернуть сукно на рукавах  кафтана». Однако, в результате сложной эволюции, глагол засучить и  деепричастие засучив резко разошлись в значениях; глагол и его особая форма перестали быть тождественны друг другу в смысловом отношении. Учитель. Правописание деепричастий не отличается особой лёгкостью.  Усвоить его нам поможет «Цветовая таблица орфограмм и пунктограмм  деепричастий». 4 ученик. Следующая страничка нашего журнала «Занимательная». (На листе бумаги – таблица) Учитель поясняет учащимся её применение. Проверь себя.                                                   – это одиночное деепричастие (например, спеша). 1. 22.                                          Не с деепричастиями                              Слитно                                  Раздельно                       Без НЕ не употребляются              С НЕ пишутся раздельно                                          (негодуя)                                      (не зная) 3.                                      +                =                                             одиночное           зависимые                деепричастный                                    деепричастие             слова                            оборот 4.                                                                                                        а                      Деепричастия несовершенного вида – пиши                                                                                                                             я Основа глагола несовершенного вида + ­а;  ­я  = деепричастие  несовершенного вида. Например: замирать – замира + ­я  = замирая.                                                                                           в            Деепричастия совершенного вида – пиши                                                                                                                   вши           Основа инфинитива совершенного вида + ­в;  ­вши =  деепричастие совершенного вида.           Например: растаять – растая + ­в = растаяв. 5.                                                    ЗАПОМНИ!                        Одиночные деепричастия и деепричастные обороты могут  стоять в начале, в середине и в конце предложения:              од 1.Потрескивая, горел костёр.                          од 2.Горел, потрескивая, костёр. 3од  3.Костёр горел, потрескивая.    6.                                                    ЗАПОМНИ!                                                Одиночные деепричастия и деепричастные обороты  выделяются на письме запятыми, в устной речи – интонацией. 7.                                                    ЗАПОМНИ!                                              Одиночные деепричастия и деепричастные обороты в  предложении играют роль обстоятельства. Например: Он, скрипнув зубами, молча,                     Отёр рукавом глаза.        (К. Симонов). 4 ученик. Как вы думаете, почему в таблице семь цветов и что они вам  напоминают? (Это цвета радуги, их семь. И запомнить их последовательность можно,  выучив предложение, где первая буква каждого слова указывает на цвет  радуги: Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) р                р                ё             е           о      и          и а                а                л             л           л      н          о с                н                т             ё           у      и          л н               ж                ы            н           б      й          е ы               е                й             ы          о                   т й               в                               й           й                   о в                  ы                  й ы                                                     й Учитель. Запишите таблицу в тетради, дома дополните её собственными  примерами. 5 ученик. Четвёртая страничка «Практическая». (Учащийся заранее составляет словарный диктант, в классе диктует. Ребятам  разрешается пользоваться таблицей). Словарный диктант. 4Подчёркивая, выполняя, изогнув, разложив, слыша, не узнав, не  замечая, ненавидя, зацепившись, запевая, увидев, наклонившись, замирая,  положив, преследуя. Учитель. Последняя страничка «Творческая». А сейчас мы будем рисовать музыку, используя все цвета радуги. Это  поможет нам прочно запомнить семь основных правил деепричастия. Нам  понадобятся краски, кисти, бумага и ваша фантазия. (На фоне музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года»  ребята рисуют. Музыка способствует творческому настрою. В конце урока –  выставка и защита работ). Ваше творчество закрывает последнюю страничку нашего журнала  «Семь цветов деепричастия». Мы все плодотворно потрудились.  Повторение. Итоги урока. 1) Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное  действие, называется … 2) Деепричастие отвечает на вопросы … 3) Деепричастие образуется от … с помощью … 4) Деепричастие имеет признаки … и признаки … 5) Подчеркивается в предложении … 6) Вопрос к деепричастию задается от … Рефлексия. 1. На уроке я работал …                                               активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я …                                   доволен / недоволен 3. Урок для меня показался …                                    коротким / длинным 4. За урок я …                                                                   устал / не устал 5. Моё настроение  …                                                  стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был …                                   понятен / непонятен                                                                                       полезен / бесполезен 5интересен / скучен 7. Домашнее задание мне кажется …                            лёгким / трудным                                                                                      понятным / непонятным    6