Тема: "Семь цветов деепричастия".
Цель: • познакомить учащихся с понятием о деепричастии;
• подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по теме.
Оборудование: музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года», бумага, краски, кисти.
Все задания к уроку учитель готовит с учащимися, разбитыми на группы. Каждая группа готовит самостоятельно или с помощью учителя данное (или на выбор) ей задание.
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Семь цветов деепричастия.
Цель:
познакомить учащихся с понятием о деепричастии;
подготовить учащихся к восприятию орфограмм и пунктограмм по
теме.
Оборудование: музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года»,
бумага, краски, кисти.
Все задания к уроку учитель готовит с учащимися, разбитыми на
группы. Каждая группа готовит самостоятельно или с помощью учителя
данное (или на выбор) ей задание.
Ход урока.
(На фоне музыки звучит вступительное слово учителя).
Сегодня мы познакомимся с особой формой глагола – деепричастием,
научимся запоминать орфограммы и пунктограммы по теме. Наш урок будет
состоять из страниц, которые постепенно создадут журнал. Об этом вам
расскажут мои помощники (заранее подготовленные учащиеся).
1 ученик. (Показывает красочно украшенную страницу, рассказывает о
родословной деепричастия).
Историческая страничка.
История возникновения слов редко кого может оставить равнодушным.
Слово деепричастие возникло в результате двух слов – дее (от «деяти» в
значении делать) и причастие (ср. со словом «причастность»). Этот термин
был введён в грамматику М. Смотрицким в начале XVII века (1619 г.).
Деепричастия пережили сложную историю. В прошлом они были краткими
формами причастий, изменялись по падежам, в предложении выступали как
определения. Постепенно эти свойства утратились, а с ними – способность к
изменению; деепричастия стали походить на наречия, оказавшись в полной
зависимости от сказуемого.
2 ученик. (Показывает следующую страницу).
Форма деепричастия несовершенного вида от глагола быть – будучи
Этимологическая страничка.
является архаическим образованием в современном языке. Происходит она от
именительного падежа, единственного числа кратких причастий женского
рода, и её можно обнаружить в фольклоре и литературных произведениях,
близких по стилю к устному народному творчеству.
13 ученик.
Лето он жил работаючи,
Зиму не видел детей,
Ночи онём помышляючи,
Я не смыкала очей.
(Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»).
2 ученик. Сравните также: жить припеваючи, работать играючи, говорить
жалеючи.
Деепричастия также используются в устойчивых сочетаниях, пополняя
фразеологический актив языка: засучив рукава, не покладая рук, спустя
рукава, сложа руки, сломя голову, положа руку на сердце, разиня рот и
т.д.
3 ученик. Одет в кафтан с загнутыми рукавами.
Например, устойчивое сочетание засучив рукава живёт в современном
языке, существенно изменив своё лексическое значение в процессе
исторического развития общества. Глагол засучить образован с помощью
суффикса – ить – от основы «сук» (как и слово сукно). В древнерусском
языке было слово сукман, что означало «суконный кафтан». Поэтому
буквально засучить рукава значило бы «отвернуть сукно на рукавах
кафтана». Однако, в результате сложной эволюции, глагол засучить и
деепричастие засучив резко разошлись в значениях; глагол и его особая форма
перестали быть тождественны друг другу в смысловом отношении.
Учитель. Правописание деепричастий не отличается особой лёгкостью.
Усвоить его нам поможет «Цветовая таблица орфограмм и пунктограмм
деепричастий».
4 ученик. Следующая страничка нашего журнала «Занимательная».
(На листе бумаги – таблица)
Учитель поясняет учащимся её применение.
Проверь себя.
– это одиночное деепричастие (например,
спеша).
1.
22.
Не с деепричастиями
Слитно Раздельно
Без НЕ не употребляются С НЕ пишутся раздельно
(негодуя) (не зная)
3.
+
=
одиночное зависимые деепричастный
деепричастие слова оборот
4. а
Деепричастия несовершенного вида – пиши
я
Основа глагола несовершенного вида + а; я = деепричастие
несовершенного вида.
Например: замирать – замира + я = замирая.
в
Деепричастия совершенного вида – пиши
вши
Основа инфинитива совершенного вида + в; вши =
деепричастие совершенного вида.
Например: растаять – растая + в = растаяв.
5.
ЗАПОМНИ!
Одиночные деепричастия и деепричастные обороты могут
стоять в начале, в середине и в конце предложения:
од
1.Потрескивая, горел костёр.
од
2.Горел, потрескивая, костёр.
3од
3.Костёр горел, потрескивая.
6.
ЗАПОМНИ!
Одиночные деепричастия и деепричастные обороты
выделяются на письме запятыми, в устной речи – интонацией.
7.
ЗАПОМНИ!
Одиночные деепричастия и деепричастные обороты в
предложении играют роль обстоятельства.
Например: Он, скрипнув зубами, молча,
Отёр рукавом глаза. (К. Симонов).
4 ученик. Как вы думаете, почему в таблице семь цветов и что они вам
напоминают?
(Это цвета радуги, их семь. И запомнить их последовательность можно,
выучив предложение, где первая буква каждого слова указывает на цвет
радуги:
Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.)
р р ё е о и и
а а л л л н о
с н т ё у и л
н ж ы н б й е
ы е й ы о т
й в й й о
в
ы
й
ы
й
Учитель. Запишите таблицу в тетради, дома дополните её собственными
примерами.
5 ученик. Четвёртая страничка «Практическая».
(Учащийся заранее составляет словарный диктант, в классе диктует. Ребятам
разрешается пользоваться таблицей).
Словарный диктант.
4Подчёркивая, выполняя, изогнув, разложив, слыша, не узнав, не
замечая, ненавидя, зацепившись, запевая, увидев, наклонившись, замирая,
положив, преследуя.
Учитель. Последняя страничка «Творческая».
А сейчас мы будем рисовать музыку, используя все цвета радуги. Это
поможет нам прочно запомнить семь основных правил деепричастия. Нам
понадобятся краски, кисти, бумага и ваша фантазия.
(На фоне музыкального произведения П.И. Чайковского «Времена года»
ребята рисуют. Музыка способствует творческому настрою. В конце урока –
выставка и защита работ).
Ваше творчество закрывает последнюю страничку нашего журнала
«Семь цветов деепричастия». Мы все плодотворно потрудились.
Повторение. Итоги урока.
1) Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное
действие, называется …
2) Деепричастие отвечает на вопросы …
3) Деепричастие образуется от … с помощью …
4) Деепричастие имеет признаки … и признаки …
5) Подчеркивается в предложении …
6) Вопрос к деепричастию задается от …
Рефлексия.
1. На уроке я работал … активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я … доволен / недоволен
3. Урок для меня показался … коротким / длинным
4. За урок я … устал / не устал
5. Моё настроение … стало лучше / стало
хуже
6. Материал урока мне был … понятен / непонятен
полезен / бесполезен
5интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется … лёгким / трудным
понятным /
непонятным
6