Конспект урока по русскому языку "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными". 9 класс.
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
05.02.2019
Данный урок - урок усвоения новых знаний. Учащиеся знакомятся с новыми понятиями, учатся отличать один способ подчинения от другого. Также в урок включены элементы подготовки учащихся к ОГЭ по русскому языку в форме контроля усвоения знаний (тест). Все упражнения урока объединены одной темой.
Урок 54.docx
Урок 54.
Тема. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и способами подчинения в СПП с
несколькими придаточными;
Задачи урока:
Обучающие
:
углубить знания о сложноподчинённом предложении;
познакомить с терминами параллельное, последовательное, однородное подчинения;
научить строить схемы СПП с несколькими придаточными;
тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении с
несколькими придаточными;
повторить основные группы СПП по их значению, вспомнить отличия союза от союзного слова.
Развивающие
:
совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа сложного
предложения, навыков грамотного письма;
развивать коммуникативные навыки в ходе анализа предложения;
развивать орфографическую зоркость, память, внимание;
формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;
Воспитательные
:
содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий;
воспитывать интерес к родному языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование урока:
компьютер,
проектор,
экран,
раздаточный материал,
презентация в программе «PowerPoint», разработанная учителем к данному уроку по теме:
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными»
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Мотивирование на учебную деятельность.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Что значит трудиться? Как вы понимаете эти слова из стихотворения Николая Заболоцкого?
(Трудиться значит чувствовать, мыслить, сочувствовать, радоваться и сопереживать.
Трудиться – не оставаться равнодушным).
Давайте и мы сегодня заставим наши души потрудиться. Будем радоваться успехам одноклассников,
переживать за тех, кто отвечает и стремиться к новым знаниям.
3. Повторение. Подготовка к устному собеседованию.
1) Прочитайте текст.
1.Экология души — это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. 2.Это и
состояние нашей с вами души, истосковавшейся по красоте. 3.Так же, как могучий дуб вырастает
из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство добра, чуткости, милосердия из
(слайд 2) крохотного зародыша, который был заложен в нас природой. 4.Эти чувства должны быть
правильно развиты, нуждаются в жёстком контроле. 5.Ведь если поступки и помыслы будут
чистыми, чистой будет и окружающая среда. 6.А если будет грязной душа — будет грязной
экология нашей планеты.
7.Сейчас более правильным сравнивать самого человека с родителем, а природу с ребенком,
который нуждается в защите и заботе. 8.Природа нуждается и взывает к нашей помощи, чтобы
окружающий нас мир был чистым и радовал глаз разнообразием своих красок. 9.Восстановление
и сохранение экологии Земли нужно начинать с восстановления и сохранения экологии человеческой
души. 10.Литература формирует разум человека, его волю и психику, его чувства и человеческий
сильный характер, а именно — формирует личность человека. 11.Именно этим она и ценна для нас,
людей. 12.От экологии души человека зависит жизнь всего Человечества на Земле. 13.Берегите свои
Души!
[Оценка учащимися.]
Гуревич Л. Е., Паршикова И. И. Экология души — путь в будущее человечества [Текст] //
Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань,
октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 156159.
(182 слова)
4. Актуализация знаний.
Над какой темой мы работаем уже несколько уроков?
Какие виды придаточных вам известны? (опред., изъяснит., обстоят. и разными обстоят.)
Задание: выписать номера СП и определить вид придаточных.
№3 – прид. обстоят сравнит. и опред.
№56 – прид. обстоят. условные
№7 – прид. опред
№8 – прид. обстоят. цели.
[После того, как учся назовут придат., проверка по слайду.] (Слайд 3)
Оцените свою работу.
[Оценка: 5б 5п; 4б 4п; 3б 3п]
Чем предложение №3 отличается от всех остальных?
5. Формулирование темы и целей урока.
Случайно ли нам попалось предложение, не похожее на все остальные?
Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке?
Кто может сформулировать тему урока? (Запишем тему урока)
Какие задачи вы должны решить, чтобы прийти к положительному результату в конце урока?
(изучить особенности СПП с несколькими придаточными и понять структуру таких
предложений;
научиться находить их в тексте;
расставлять знаки препинания;
строить схемы).
6. Этап приобретения новых знаний.
Итак, в составе сложноподчиненного предложения может быть не одна, а несколько придаточных
частей. Два и более придаточных предложений поразному соотносятся с друг с другом и образуют
три основных вида подчинения: однородное; параллельное (неоднородное); последовательное.
(слайд 4)
1. Работа с учебником: мат. на стр. 289291. Выделите в информационном материале главное и определите, чем отличаются эти виды
подчинения.
(слайд 5)
2. Первичное закрепление. (устно, рисуем только схему).
Так же, как могучий дуб вырастает из маленького зёрнышка, в человеке развивается чувство
добра, чуткости, милосердия из крохотного зародыша, который был заложен в нас природой.
[Так же (как…)], (который).
Какой вид подчинение присутствует в данном предложении?
Физкультминутка. Гимнастика для глаз (слайд 6)
7. Закрепление знаний. Объяснительный диктант.
1. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы, чтобы ты смог увидеть
красоту, которая тебя окружает. (последовательное подчинение) [ ],(чтобы..), (которая..)
2. Когда просыпается природа от зимнего сна, я вновь чувствую в себе силы, которые дают мне
ощущение радости и счастья. (Когда… ), [ ], (которые…) (параллельное подчинение)
3. В лесу человек особенно остро ощущает, что природа полна тайн, что за каждым деревом таится
загадка. [ ], (что… ), (что…).
8. Задание по группам.
1 гр. – конструирование П. (слайд 78)
Задание: из данных предложений, используя союзы и союзные слова, образуйте сложноподчинённые
предложения с несколькими придаточными. Запишите их, расставьте знаки препинания.
1) Если Который
Обращайте внимание на свой язык
Вы хотите быть понастоящему интеллигентным человеком
Стремится поднять уровень своей культуры и образованности
(Обращайте внимание на свой язык, если хотите быть понастоящему интеллигентным
человеком, который стремиться поднять уровень своей культуры и образованности. [ ], (если),
(который).
(СПП с последовательным подчинением)
2) Коль Как
Жить да любить
Все печали растают
Тают весной снега
(Коль жить да любить, все печали растают, как тают весною снега). (Коль), [ ], (как).
(СПП с параллельным (неоднородным) подчинением)
2 гр. расставьте знаки препинание, определите тип подчинения и начертите схему:
1) Особенно мне нравится ночное пение соловья, когда над головой светят звёзды, когда в лесу всё
примолкает. [ ], (когда), (когда). (Однородное подч.)
2) Беззвучно проплывали облака, которые от собственной тяжести спускались к руслу извилистой
медленной реки, чтобы сопровождать её до самого океана. [ ], (которые), (чтобы). (Послед. подч.)
[Оценивание: 5б всё правильно (знаки, схемы); 4б 1 ош., 3б 2 ош.]
9. Контроль.
Где вам пригодятся полученные знания? (ОГЭ, зад. 13).
(слайд 911)
1. Среди предложений 54–61 найдите сложное предложение с последовательным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.
– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь
он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева. (57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на
мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричалто он на Сергееву.
2. Среди предложений 12—16 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным
(параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать
надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал
уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал
тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся — мы возвращаемся
живые...
3. Среди предложений 10−16 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
Напишите номер этого предложения.
– (10)Теперь, милый, такой народ пошёл, что задаром никто рукой не пошевелит. (11)О душе теперь
не думают, только для брюха и живут. (12)Да смотрят, как бы что друг у дружки из рук вырвать, как
бы выгоду свою не упустить.
– (13)Ну, нам с тобой делить нечего, — отвечал Трифон Петрович, улыбаясь.
– (14)Прямо с тобой душа отошла, — говорила Поликарповна, — а то уж в людей вера пропадать
стала.
– (15)Вера в человека — это самая большая вещь, — отзывался Трифон Петрович. — (16)Когда эта
вера пропадёт, тогда жить нельзя.
Ответы: (слайд 12)
1. 60
2. 15
3. 12 5б 3; 4б 2; 3б 1.
10. Итоги.
Что нового вы узнали на уроке?
Что такое однородное, параллельное, последовательное подчинение?
11. Д/ з:
1 гр. – минисочинение
«Как заставить душу трудиться?»
2 гр. – упр. 98 (зад. 1 или зад. 2) (слайд 13)
12. Рефлексия.
А свою деятельность на уроке оцените, пользуясь диагностической картой.
(слайд 14)
!
!!
! ! !
Научился находить в тексте сложноподчинённые предложения с
несколькими придаточными, определять вид подчинения, но
остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.
Научился находить в тексте сложноподчинённые предложения с
несколькими придаточными, понял, как определять вид
подчинения, но не уверен, что самостоятельно смогу отличить
одно подчинение от другого. Скажу себе: « Я работал хорошо!»
Научился находить в тексте сложноподчинённые предложения с
несколькими придаточными, определять вид подчинения, могу
объяснить тему товарищу. Скажу себе: «Молодец!»
13.Оценивание: 15б –«5», 1412б – «4», 119б – «3».
(слайд 15)
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными". 9 класс.
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными". 9 класс.
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными". 9 класс.
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными". 9 класс.
Конспект урока по русскому языку "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными". 9 класс.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.