Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
20.08.2019
Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)
Конспект урока открытия нового знания "Существительные общего рода" для 5 класса по УМК М.М. Разумовской, цель урока - создание условий для формирования представления учащихся о существительных общего рода. Работа построена в деятельностном режиме, ребята работают в группах и решают проблемные ситуации.
Урок откр. существительные общего рода 5кл..docx
Конспект урока. 5 класс. Существительные общего рода. Цель урока: Создание условий для формирования представления учащихся о существительных общего рода. Задачи: 1)Формирование посредством действий самого ребёнка умения находить и определять в тексте существительные общего рода; 2)Мотивирование учащихся на правильное использование существительных общего рода в устной и письменной речи; 3)Развитие умения правильно согласовывать сказуемые и определения с существительными общего рода. Виды деятельности: -устная и письменная, -индивидуальная и коллективная, -мыслительная деятельность: продуктивная и репродуктивная, -речевая: учебная и спонтанная Этапы урока. 1.Организационный момент: -Здравствуйте, дети! Садитесь, откройте тетради, запишите число, классная работа. Для темы оставьте строчку. 2.Орфографическая разминка. - Ребята, предлагаю вам вспомнить изученные недавно орфограммы и выполнить задание: Распределите слова по видам орфограмм, объясните свой выбор. Задание 1. Ключ..к, гварде..ц, кусоч..к, (не) ряха, бессонн..ца, письм..цо, (не)правда, кровель..ик, пятн..шко, налад..ик, (не) счастье,а горе, (не) настье, свар..ик, царап..нка. -Молодцы! Вы успешно справились с заданием. 3.Актуализация знаний. Ребята, каким образом мы определяем род имён существительных? -Подставляем местоимения. Он, мой - мужской род, она, моя - женский род, оно, моё - средний род. Задание 2. Спишите текст, у существительных определите род, графически объясните орфограммы. Между тем со..нце пригр..вало землю. Его лучи осв..тили окрес..ность и пре..бразили всё вокруг. На тр..ве забл..стели капельки р..сы,в прибрежных камышах зашев..лились утки. Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. - Это был привычный для вас способ проверки рода у имени существительного, но он не единственный. Попробуем найти ещё. Поиграем в перевёртыши. Запишем в тетради и определим род у существительных: Сердце –ср.р. ецдрес-м.р. Душа-ж.р. ашуд-м.р. -Каким образом вы определили род слов-перевёртышей? -Мы определили род этих слов по окончанию: а - окончание существительных женского рода, о или е – окончание существительных среднего рода, нулевое окончание – существительные мужского рода. 4.Создание проблемной ситуации. Работа в группах. Задание 3. - Попробуйте определить род у существительных из 3 задания, объясните, почему вы так решили и составьте с двумя любыми существительными предложения, согласуйте с этими существительными сказуемые и определения. Бедняга, невежа, непоседа, сирота, сластёна, староста, умница. 5. Решение проблемной ситуации. Ответы учащихся: 1.Это слова женского рода, так как оканчиваются на а. Лена была круглая сирота. 2.Эти слова женского и мужского рода, например: Коля считался непоседой. Непоседа - мужского рода. Катю называли сластёной. Сластёна - женского рода. 3.Эти слова могут быть и мужского, и женского рода, например: Петя был умница, и Катя была умница! Попробуем сделать выводы: Слова: староста, шалунишка, умница и им подобные могут называть лиц и мужского, и женского пола. Сказуемые и определения согласуются с ними как в женском, так и в мужском роде. Например: Наш новый староста объявил о собрании. Наша новая староста объявила о собрании. Такие слова называются существительными общего рода. Давайте запишем тему нашего урока. Существительные общего рода. 6. Первичное закрепление. Выполнение упражнений из учебника № 711,712. 7. Вторая проблемная ситуация. Задание 4. Допишите окончания у определений. Мать говорит сыну: «Нельзя быть так.. неряхой». Эт.. маленьк.. непоседа не мог усидеть спокойно ни минуты. Мой брат Витя – настоящ.. забияка. Моя сестра Лена – всем известн.. тихоня. По отношению ко мне вы не можете быть строг.. судьёй, Вера Ивановна. Марина Степановна – лучш.. кондуктор в нашем автобусном парке. - Давайте проверим, как вы справились с заданием. Возникли ли у вас затруднения при выполнении этого задания? -Да, возникли, в последних предложениях. Марина Степановна – лучший или лучшая кондуктор? -Что обозначают слова кондуктор, врач, адвокат? -Правильно, название лица по профессии или роду занятий. По подсчётам учёных, таких слов в русском языке не менее 200. Эти существительные могут употребляться для обозначения лиц как мужского, так и женского пола. Задание 5. Попробуйте догадаться, как согласуются сказуемые и определения с такими существительными. Запишите предложения, подчеркните сказуемые и определения, у определений напишите род. 1.Молодой врач Сергеева уехала. 2.Профессор Петрова удачно прооперировала больного. 3. Опытный мастер Сидоров обучил новичка. 4.Коммерческий директор Васильева провела совещание. -Сделаем выводы. Если существительное называет лицо женского пола, то глагол сказуемое согласуется с ним в женском роде, а определение согласуется с ним в мужском роде. Молодой инженер уехала в командировку. 8. Первичное закрепление. Задание 6. Со словами геолог, парикмахер, продавец составьте предложения так, чтобы было ясно, о мужчине или о женщине идёт речь. Молодцы, вы успешно справились с этим заданием. 9. Работа над речью. Задание 7. Работа в парах. Составьте текст (повествование), используя существительные общего рода. 1 ряд. Зевака, ломака, подпевала, забияка. 2 ряд. Работяга, молодчина, заводила, умница. 3 ряд. Сладкоежка, непоседа, егоза, заводила. - Давайте послушаем ваши рассказы-миниатюры. Скажите, пожалуйста, какие существительные дают положительную характеристику человеку, а какие отрицательную? В каком стиле речи чаще всего используются существительные общего рода? -Работяга,умница, молодчина, заводила положительно характеризуют человека. Ломака,подпевала, забияка отрицательно характеризуют человека. - Чаще всего используются эти существительные в разговорной речи, могут также быть в литературном произведении для более яркой характеристики персонажа. 10. Подведение итогов работы. -Сегодня мы узнали секрет существительных общего рода, научились их согласовывать со сказуемыми и определениями, а также узнали, что существительные, называющие профессию лица, согласуются с определениями только в мужском роде. В этом нам помогали все вы, ребята, и хочется похвалить вас за активность и хорошую работу на уроке. Умницы- разумницы, молодчины! 11. Домашнее задание. Параграф 95, составить и оформить на альбомном листе кроссворд для товарища из 10 слов существительных общего рода.

Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)

Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)

Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)

Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)

Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)

Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)

Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)

Конспект урока по русскому языку "Существительные общего рода".(5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2019