Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».
Оценка 4.6

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
31.03.2017
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:  «Состав слова. Приставка и предлог».
Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать. Задачи: - ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов; - формирование навыков правильного написания предлогов и приставок; - формирование умения работать индивидуально, в малых группах; - формирование коммуникативных умений учащихся (включение в беседу; умение слушать и слышать друг друга; умение формулировать и задавать вопрос). Оборудование: • Полякова А.В. Учебник «Русский язык» 3 класс 1 часть;Цель: развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.
русский язык.doc
Русский язык в 3 классе. Учитель начальных классов МБОУ  «Бушевецкая НОШ» Гусельникова В.И. Тема урока: « Как найти в слове основу?» Тип урока: Урок открытия новых знаний. Цель: усвоение новых языковых понятий – окончание и основа слова, первичное формирование умений находить окончание и основу в словах, графически их обозначать. Планируемые результаты: учащиеся научаться находить и выделять в словах окончание и основу. Форма работы: Коллективная, групповая, работа в паре. Применение оборудования и инструментария: учебник для 3 класса “Русский язык” (Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина); карточки с заданием для работы в группе, паре; мультимедийный проектор; ноутбук Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) Познавательные (П.) УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные (Р.) УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные (К.) УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты (Л.) 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Этапы урока I. Организационный  момент Ход урока Прозвенел для нас звонок. Начинаем наш урок. Будем грамотно писать, Тайны слова “открывать”. – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) – Какую запись должны сделать дальше? – Напишите слова “Классная работа”. II. Актуализация  знаний. Планирование  деятельности Орфографическая минутка . 1. Рассказ учителя. ­ Послушайте небольшой рассказ. Помогите мне продолжить его. Всё на свете из чего­то состоит: облака – из мельчайших капелек, лес – из …(деревьев). Речь состоит из …(предложений), а предложения из …(слов). ­ Из чего состоят слова? (Из букв, звуков) ­Сегодня красивый зимний день . Мне вспомнилось стихотворение Сергея Погорельского. Прочтите его. Проплясали по снегам Снежные метели. Снегири снеговикам Песню просвистели. У заснеженной реки В снежном переулке Звонко носятся снежки, Режут лед снегурки.  С.Погорельский. ­Описание зимы напоминает то, что вы сами видели зимой? ­Какой приём использует автор? К какого автора мы это замечали? (оживление неживых предметов, как у С. Есенина) ­Вы говорили, что слова состоят из букв и звуков. А ещё из чего состоят слова?­(Из  частей слова.) Какие части слова вы знаете? (Корень, приставка, суффикс, окончание.) ­Что заметили?( есть однокоренные слова) ­ Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.) Работа в группах. По кругу идёт листок, на котором дети выписывают однокор. слова. От каждой группы зачитывает слова 1 человек. ­Где однокоренные слова? ­А где одни и те же слова, только с разными окончаниями? (Снегам, снежные ,снеговикам, заснеженной, снежном, снежки, снегурки) ­Подберите слова к данным на доске схемам: (на доске 3 схемы) ­Что можно сказать об основе в однокоренных словах? А в других словах? III. Формулирование  проблемы Словарная работа. Работа с использованием презентации. ­ Ребята! К нам на урок прилетели необычные гости. Послушайте загадку и определите  кто они. Невзирая на морозы, В красных яблоках березы. Подошел поближе... Ай!! Разлетелся урожай! (Снегири.) ­ Что вы знаете о снегирях? ­ Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом.  Однако есть и такое толкование: снИгирь (а именно так писалось раньше это слово)  образовано от тюркского сниг, что значит “красногрудый”. А потом оно изменилось на  современное написание снЕгирь, так как птичка стала ассоциироваться в народе со  снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря. ­ Как запишите слово снегирь? Снегирь ­ Можно ли проверить написание? ( Нет, это непроверяемая безударная гласная  написание которой надо запомнить.) ­ А как можно запомнить это слово чтобы не ошибаться? (Например со словом снег,  потому что птицы прилетают с первым снегом. Обращаем внимание детей что это  не проверочное слово, а способ запоминания ­ мнемонический приём.) ­ Как правильно выделить корень? (Подобрать однокоренные слова.) ­ Подберите. (Варианты детей? (Снегириный, снегириха, снегирята).  ­ Какой же корень в этом слове? (В слове снегирь корень снегир­,). ­ В настоящее время корни в словах “снег” и “снегирь” не совпадают, но  исторически это были однокоренные слова. Работа в группе ­ Ребята вам сейчас предстоит поработать в группе, распределите роли и приступайте. Я  даю вам на эту работу 5 мин. У каждой группы карточки с данным текстом. Прочитай. Озаглавь текст. Попробуй изменить слова, чтобы получился понятный текст.  Вставь недостающие части слова, чтобы предложения были понятны. Подумай! Это одно и то же слово или это разные слова? Снегири. (Снегирь) живут в лесах с густым подлеском. Летом (снегирь) обитают как в густых  лесах, так и в редколесьях. Питается (снегирь) семенами, почками и ягодами. Очень  удачное название дано (снегирь). Зимой стаи (снегирь) очень хорошо различимы на  белоснежном фоне. Проверка. ­ Ребята что вы узнали из текста о снегирях? ­ А что вам нужно было сделать, чтобы предложения были понятны?(Изменить слова,  чтобы получился понятный текст). ­ Какие слова у вас получились? ( выписываем в строчку в тетрадь, у учителя  появляются на слайде по порядку проверенных предложений.) ­ Какая часть слов не изменяется? (Корень, снегир­). ­ Выделите корень. ­ Почему нельзя было оставить слово снегирь без изменений? (Потому что у слова  снегирь изменилась роль в предложении.) ­ При помощи чего она изменилась? Что вы знаете про окончание? Работа с правилом. ­ Понаблюдаем за окончаниями. Что вы заметили? (Слово одно и тоже, а вот окончания разные). Что происходило с окончанием? ( Оно изменялось.) ­ Правильно, окончание – это изменяемая часть слова. В чём же особенность окончания? Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? ­ Для чего служит окончание? (Для связи слов в предложении.) ­ Вернёмся к нашим словам и выделим основу. ­ Что такое основа? Как найти основу? (В основе заключён смысл, значение слова.) ­ Как графически обозначается основа? ­ Выделите в словах основу. ­ Сделаем вывод: как найти в слове окончание и основу? Выведение алгоритма. Работа  в группах. Результат работы 1 ученик тот группы  IV.Открытие нового  знания V. Развитие умений и  применение знания VI. Рефлексия вывешивает на доску. Чтобы найти окончание и основу в слове необходимо: 1. Изменить слово; 2. Найти изменяемую часть, это –окончание; 3. Найти неизменяемую часть, это­основа. Сравнение  своего вывода с выводом в учебнике.( стр.151) Физминутка П.К. Работа в учебнике. Упр. 178, стр146 – развивается умение находить и выделять окончание и основу в словах.  Выполняется коллективно по заданию. Ученики на доске выписывают выделенные слова и обозначают в них окончание и основу. Самостоятельная работа: (выделение окончания, основы, корня в словах: грибы, грибник, грибок, грибной,  грибница). Работа с орфограммами. Взаимопроверка в парах партнёров по плечу. (Учащиеся на листочках пишут вопрос по теме урока и под музыку идут по классу. По  сигналу учителя останавливаются, находят себе партнёра. Затем задают друг другу  вопросы и  отвечают на вопрос партнёра . )Например: ­Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний? ­ Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова? ­ Как найти в слове окончание? ­Что такое основа слова? ­ Как найти в слове основу? ­Как называется главная часть слова?  Окончание – изменяемая часть слова? (Да.) – Окончание входит в основу слова? (Нет.) – Окончание служит для связи слов в предложении? (Да.) – У одного и того же слова могут быть разные окончания? (Да.) VII. Итог урока – С помощью окончания образуются новые слова? (Нет.) Учитель спрашивает партнёров: «­ Что спросил у тебя Денис? ­Что ответила тебе  Лена?» – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? ­– Предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Задумайтесь: – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты нашёл все окончания сам или с помощью товарища? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? ­Начертите вертикальную линию. Те,  кто последнее задание выполнили уверенно, без  затруднений поставьте жирную точку на самом верху вертикальной линии. Если  чувствовали небольшое затруднение, поставьте точку на середине линии. Если кому­то  было сложно найти окончание и основу,  поставьте точку на внизу . На следующем уроке  мы с ребятами вам поможем. VIII. Домашнее  задание 1) Повторить правило на с. 144, 145. и по опорной схеме которую мы сегодня составили  подготовиться рассказать правило. (устно) 2) Упр. 2, с. 162. (письменно) Использованные источники и литература. 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. “Русский язык” Учебник для 3-го класса в 2-х ч. Часть 1. Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс., 2013. – 144с.: илл. 2. Русский язык. 3 класс. Методические рекомендации для учителя Р.Н.Бунеева, / Е.В.Бунеева, Н.А. Исаева. - М.: Баласс, 2013 - 320с. (Образовательная система "Школа 2100"). 3. Современный толковый словарь под ред. С. А. Кузнецова. 4. http://ru.wikipedia.org/ Текст о снегирях.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:  «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:  «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:  «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:  «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:  «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:  «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: «Состав слова. Приставка и предлог».

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме:  «Состав слова. Приставка и предлог».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017