Технологическая карта урока развивающего контроля
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Автор УМК : УМК «Школа 2100» Р.Н Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: Баласс, 2013 г
Тема урока: Безударные гласные в корне слова
Тип урока: урок развивающего контроля
Цель урока: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции
Задача:
1. Формирование у учащихся способностей к оцениванию результатов своей деятельности
2. Выявление и коррекция предметных результатов по теме «Безударные гласные в корне слова»
Урок 2
Этап урока |
Время |
Цель |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
Этап локализации индивидуальных затруднений |
11 |
Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе и выявление места и причины собственных затруднений при выполнении контрольной работы. |
Слайд1
(приложение 1) |
Приветствует учащихся, объявляет о начале урока, предлагает прочитать девиз урока и мотивирует на коррекционную работу по самосовершенствованию Организует беседу по вопросам - Какой теме была посвящена проверочная работа? - Какие знания вы показали? Какие умения?
- Какова цель нашего сегодняшнего урока? Анализирует качество выполнения проверочной работы. Привлекает обучающихся увидеть свои результаты в общей картине: · Поднимите руки, кто не выделил орфограммы в словах · Поднимите руки, кто не смог выполнить это задание. · А кто не выполнил только максимальный уровень? · Поднимите руки, кто допустил ошибки в словах. · А кто не смог дописать подходящие по смыслу слова с двумя безударными гласными звуками в корне? · Проанализируйте свои затруднения в выполнении заданий. Оценить свои знания и умения по шкале.
|
Читают на слайде девиз: «Cамое трудное для человека — это не только увидеть свои ошибки, а признать, что они твои, а не чьи-то.» настраиваются на коррекционную работу по улучшению качества достижения планируемых результатов по теме. - «Буквы безударные гласные в корне слова» - Знания вопросов о безударной гласной, умение определять безударную гласную в корне. Учиться анализировать свои ошибки; планировать действия по устранению ошибок и самостоятельно их исправлять; самооценке.
Отвечают на вопросы учителя, фиксируют свои ошибки. Выявляют место и причины собственных затруднений в выполнении проверочной работы.
Открывают шкалу самооценки и оценивают свой уровень знаний и умений.
|
Анализ уровня сформированности выделенного УУД « формирование у учащихся способностей к оцениванию результатов своей деятельности» |
Этап построения проекта выхода из затруднения.
|
4 |
Постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации постановка целей коррекционной деятельности, выбор способа и средств их реализации |
(приложение 2) Слайд2 |
Организует работу по составлению плана с помощью вопросов: - Что будем повторять, корректировать на уроке? - Для чего нам это необходимо? - Какие шаги нам необходимо сделать, чтобы разобраться в своих ошибках?
- В какой форме будем работать |
Участвуют в составлении плана:
|
Целеполагание формирования УУД
|
Этап реализации построенного проекта |
7 |
Осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий |
(приложение 3) (приложение 4) |
Организует повторение теоретических знаний Предлагает выполнить задание пользуясь алгоритмом. Организует самостоятельную работу по исправлению своих ошибок, допущенных при выполнении проверочной работы. Не допустившие ошибки при выполнении проверочной работы получают индивидуальные рабочие листы с заданиями. |
Вспоминают правило правописания безударной гласной в корне слова. Повторяют алгоритм определения безударных гласных в корне слова.
Самостоятельно исправляют ошибки с помощью алгоритма.
Самостоятельно выполняют задания в ИЛ.(выполнившие без ошибок) |
Формирование навыков самооценки регулятивного УУД |
Этап обобщения затруднений во внешней речи |
4 |
Закрепление способов действий, вызвавших затруднения.
|
(приложение 4) |
· Кто сейчас выполнил задания без ошибок? · Какие трудности у вас возникли? Итак, назовите алгоритм проверки ещё раз. |
Анализируют свои затруднения. Проговаривают алгоритмы. |
Формирование навыков самооценки регулятивного УУД |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
5 |
Интериоризация* нового способа действия, применение нового знание в типовых заданиях.
|
(приложение 5)
|
Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону: - А сейчас вы снова поработайте самостоятельно. Найдите в проверочной работе другого варианта те задания, в которых вы допустили ошибки и выполните эти задания самостоятельно, а потом себя проверьте по эталону. Обучающиеся не сделавшие ошибки работают на ИЛ Организует обсуждение результатов самостоятельного выполнения заданий: · Кто сейчас выполнил задания без ошибок? Какие трудности вы встретили? Как с ними справились? |
Выполняют самостоятельно задание и проводят самопроверку |
Диагностика уровня сформированности УУД |
Этап включения в систему знаний и повторения. |
4 |
Применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.
|
(приложение 6)
|
Учитель просит выполнить тестовое задание. |
Учащиеся выполняют тестовое задание проверяют по эталону и оценивают. |
Диагностика уровня сформированности УУД |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
2 |
Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
(приложение 7)
Д.з. по выбору С. 98 .у. 102 (приложение 8)
|
Учитель организует рефлексию деятельности для обучающихся -Какие ошибки вы сегодня смогли исправить сами? -В чем вам еще нужна помощь? -Изменилась ли оценка ваших знаний и умений? Если да, то покажите это на шкале самооценки Домашнее задание: упражнение из учебника(выбор детей зависит от характера ошибок) или карточка с творческим заданием ((для тех, кто в самооценке выделил себя на высоком уровне) |
Оценивают свою деятельность, выбирают домашнее задание |
Рефлексия уровня сформированности УУД |
Приложение1
Приложение 2
План
1. Повторить правило
2. Повторить алгоритм нахождения безударных гласных в корне слова, подбора проверочных слов.
3. Исправить свои ошибки в проверочной работе.
4. Совершенствовать умение правильно писать слова с изученной орфограммой.
Приложение3
Вставь безударные гласные (проверь в уме), подчеркни орфограмму.
Наступили сильные м_розы. Снег завалил с_довые дорожки. Птицы з_мой г_л_дают. Дети устроили для птиц к_рмушки. Девочки насыпали пш_на. Г_лодные птицы быстро скл_вали весь корм. Как х_р_шо, что у птиц есть настоящие друзья!
Приложение 4
Алгоритм
Приложение5
Проверочная работа 1 вариант
|
Проверочная работа 2 вариант
|
1. Проверяем умение видеть орфограмму в слове. Поставь ударение в словах, выдели корень. Обозначь V только слова, в которых только слова с двумя безударными гласными в корне. Подчеркни орфограммы. Разговорились, лесничий, бородатый, солдатский, помолодел, коровушка, колосок, соловьи, дорожка. 2. Подумай, какие буквы надо написать на месте пропусков. Сначала напиши проверочное слово, потом вставь букву. Обозначь орфограмму. Г л сок – П л са – Б р жок- С к линый- Разв с лился- Пох л дало – 3. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и допиши подходящие по смыслу слова с двумя безударными гласными звуками в корне. Вот и з ма. Снова снег и м тели. Ночью были сильные за ки. П ля, л са, д роги – всё по с р брил снег. Кажется, уже никогда не за неют листья на д ревьях и т рва, не будут к чаться з тые колосья в поле и звучать птичьи г са. Только т шина.
|
1. Проверяем умение видеть орфограмму в слове. Поставь ударение в словах, выдели корень. Обозначь V только слова, в которых только слова с двумя безударными гласными в корне. Подчеркни орфограммы. Полосатый, сапоги, дешёвый, пролетел, золотистый, заголосили, придорожный, здоровье, повеселел. 2. Подумай, какие буквы надо написать на месте пропусков. Сначала напиши проверочное слово, потом вставь букву. Обозначь орфограмму. В ч реет- К л сится- Д р гой- З л неет- М л дой- Л б диный- 3. Прочитай текст. Вставь пропущенные буквы и допиши подходящие по смыслу слова с двумя безударными гласными звуками в корне. В сенний день. Слякоть, к пель, з л тые лучи солнца и с нева неба. Пот плело, и сразу всё пов с лело вокруг: за нели листья на д ревьях, м л дая нежная тр ва пок залась из земли. Повсюду слышны звонкие птичьи г л са. |
Эталон 1 вариант |
Эталон 2 вариант |
1.Разговорились V , лесничий, бородатый V , солдатский, помолодел V , коровушка V, колосок V, соловьи V, дорожка. 2. Голосок – голос, подголосок. Полоса – полосы, полоска. Бережок – берег, побережье. Соколиный – сокол, соколик. Развеселился – весел, весёлый. Похолодало – холод, холодный. 3. Вот и зима. Снова снег и метели. Ночью были сильные заморозки. Поля, леса, дороги – всё посеребрил снег. Кажется, уже никогда не зазеленеют листья на деревьях и трава, не будут качаться золотые колосья в поле и звучать птичьи голоса. Только тишина.
|
1. Полосатый V, сапоги, дешёвый, пролетел, золотистый V, заголосили V, придорожный, здоровье, повеселел. V 2. Вечереет- вечер, вечерний. Колосится- колос, колосья. Дорогой-дорого, дороже. Зеленеет- зелень, зелёный. Молодой- молод, молоденький. Лебединый- лебеди, лебёдушка. 3. Весенний день. Слякоть, капель, золотые лучи солнца и синева неба. Потеплело, и сразу всё повеселело вокруг: зазеленели листья на деревьях, молодая нежная трава показалась из земли. Повсюду слышны звонкие птичьи голоса.
|
Приложение 6
Тест: “Безударные гласные в корне слов”.
Цель: проверить умение правильно обозначать
безударные гласные в корне слова;
1. Напиши опасные гласные
2. Как проверить безударную гласную в корне?
3.Найди слово с безударной гласной Я?
а) ч…сы б) м…чи в) зал…зать
4. К проверочным подбери по 2 проверяемых:
лес –
море –.
5. Проверочным для слова ГОЛУБКА является:
а) голубь б) голубой в)голубчик
Эталон
1. а о и е я
2. Ударением.
3. Мячи
4. Лесной, лесник.
Морской, моряк.
5. а)
Приложение 7
Вопросы для самооценки |
1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что |
2.Наиболее трудным мне показалось |
3.Я думаю, это потому, что |
4.Самым интересным было |
5. Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы по-другому сделал следующее |
6.Я бы хотел попросить своего учителя |
Приложение 8
Приложение3
Индивидуальный лист ( для тех, кто выполнил проверочную работу без ошибок0
Тест: “Безударные гласные в корне слов”.
Цель: проверить умение
правильно обозначать безударные гласные в корне слова;
1. Чтобы проверить безударную гласную в ________________ слова, нужно ___________________ или _________________, чтобы на эту гласную падало ударение.
2. Найди слово с безударной гласной Я?
а) ч…сы б) м…чи в) зал…зать
3. Спиши,
поставь ударение, запиши проверочное слово:
Б_нкир (………………), б_ец (………………), изб_жать (………………), перех_дить
(…………), х_лодильник (………………), г_стиница (………),
4. Запиши
ещё по 2 однокоренных слова, безударную гласную подчеркни.
Звон, ____________________ , ______________________
Гость, ____________________ , ______________________
Ночь, ____________________ , ______________________
5. Составь
и запиши 4 однокоренных слова с помощью приставок ЗА-, ПЕРЕ-, ОБ-,
суффиксов -К-, -Н- и корнем -МОРОЗ-,
_____________________________________________________________
6. Вставь буквы, устно подбери проверочные.
Хор...шо летом в л...су! Мы идём по густой тр...ве. Кругом цв...ты. Гудят
шм..ли. На цв...ток села пч...ла. П...ют ч...жи и др...зды.
7. Какое предложение верно?
а) Бабушка рано поседела.
б) Мама поседела на лавочке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.