Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:"Главные и второстепенные члены предложения"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл—7 кл
09.11.2019
Данная тема предназначена для 5.6 классов . Члены предложения эта тема важная для учащихся школ.Так как многие путаются в членах предложения и частях речи. Члены предложения заинтересованная тема учащихся 5,6.классов. Эта тема сложна для многих учащихся так как путаются в членах предложения.
glavnye_i_vtorostepennye_chleny.docx
Тема. Главные и второстепенные члены предложения.
Цели. 1. Учить находить в предложении главные члены предложения и его основу.
2. Учить находить в предложении второстепенные члены предложения, определять,
какой частью речи выражены члены предложения.
Планируемые результаты:
предметные:
обучающиеся научатся различать и находить главные члены предложения –
подлежащее и сказуемое; основу и второстепенные члены предложения; дополнять
основу второстепенными членами предложения;
метапредметные (УУД):
личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения
к занятиям русским языком;
познавательные:
пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить ответ
на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения
учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и
несущественных признаков; анализировать объекты с выделением существенных и
несущественных признаков.
аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; сравнивать, делать выводы;
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом
находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый
контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые
коррективы в свои действия;
коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и
позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной, парной и
групповой деятельности под руководством учителя). I.
II.
Орг. момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Вы друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
А теперь все дружно сели
И на доску посмотрели.
Актуализация опорных знаний.
1) На слайде:
Игра « Найдите лишнее слово»
Прилагательное
Существительное
Глагол
Подлежащее
Местоимение
Докажите, что именно это слово лишнее. (Лишнее слово подлежащее, все слова
кроме этого являются частями речи, а подлежащее главный член предложения)
СЛАЙД 2: (На уроке вспомним)
какие члены предложения называются главными, а какие второстепенными
Будем учиться:
находить в предложении грамматическую основу;
разбирать предложение по членам предложения;
различать распространенные и нераспространенные члены предложения;
определять какой частью речи выражены главные и второстепенные члены
СЛАЙД 3:
Чистописание
Напишите соединение заглавной буквы Ж со строчной буквой ж и слоги жи же.
На другой строчке запишите слова жёлтый ежи предложение.
Запомните написание словарного слова предложение, разделите эти слова на слоги, в
словах желтый и ежи объясните правописание выделенных букв. Составьте с этими
словами предложение.
III. Работа по теме урока.
IV.
Вы знаете, что в предложении есть слова без которого оно не может
существовать. Мы их называем основой предложения это главные члены
предложения. А ещё их называют подлежащим и сказуемым. СЛАЙД 4: Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое
СЛАЙД: 5
Подлежащее
Обозначает : о ком или о чём говорится в предложении. Отвечает на вопросы: кто?
Что? Подчеркивается _________ .
СЛАЙД: 6
Сказуемое
Обозначает: Что говорится о подлежащем. Отвечает на вопросы: что делает? что
делал? что сделает? что будет делать? Подчеркивается: __________
_________________
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Правило на странице 61.
СЛАЙД: 7
Рассмотрим предложение.
В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями.
О ком говорится в этом предложении?
В этом предложении говорится о ежах. Кто? Ежи это подлежащее, подчеркнем
одной чертой, что говорится о ежах, ежи (что делали?) шуршали это сказуемое
подчеркнем двумя чертами.
(Запишите предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое)
СЛАЙД: 8
Обратите внимание одно и тоже можно назвать по разному:
ежи шуршали
Грамматическая основа предложения Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое
СЛАЙД: 9
А как называются другие члены предложения кроме подлежащего и сказуемого?
Страница 62. Правило.
Члены предложения не входящие в грамматическую основу являются
второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения
которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член.
В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями.
ежи (какие?) веселые
шуршали( где?) в лесу шуршали (чем?) листьями
листьями ( какими?) сухими
Рассуждайте так. Слово веселые второстепенный член предложения, который
поясняет подлежащее. Ставим вопрос от сказуемого. Слова в лесу и листьями –это
второстепенные члены предложения, которые поясняют сказуемое. Затем ставим
вопрос от второстепенного члена предложения. Слово сухими второстепенный член
предложения, который поясняет второй второстепенный член предложения.
( Это образец разбора предложения по членам предложения. Запишите по
образцу словосочетания вместе с вопросами)
СЛАЙД: 10
Нал..тел сильный вет..р.
(С) д…рев..ев пол..тели ж..лтые лист..я.
Лист..я закруж..лись (в) воздухе.
( Спишите текст вставляя пропущенные буквы. Подчеркните главные члены
предложения. Объясните правописание пропущенных орфограмм)
СЛАЙД: 11 (Проверьте себя)
СЛАЙД: 12 (физкультминутка)
СЛАЙД: 13
Корабль мчится. Космический корабль мчится к Венере.
Сравните предложения. Что в них общего? Чем они различаются? С помощью
каких членов предложения мы узнали о каком корабле идет речь и куда он мчится?
Какое из этих предложений можно назвать нераспространённым? Какое
распространенным?
Делаем вывод, предложения по составу могут быть распространенными и
нераспространенными.
Предложения, которые состоят только из главных членов, называются
нераспространенными.
Предложения, которые состоят из главных и второстепенных членов
называются распространенными.
( Запишите распространенное предложение и разберите его по членам предложения,
обратите внимание, разобрать предложение по членам предложения это значит
найти его главные и второстепенные члены предложения.
Чтобы определить второстепенный член предложения надо:
1. Определить грамматическую основу предложения
2.
3. Определить слово, к которому можно задать вопрос от сказуемого
Определить слово, к которому можно задать вопрос от подлежащего 4. Определить слово, к которому можно задать вопрос от других
второстепенных членов предложения
СЛАЙД: 15
Составьте из слов распространенное предложение. Запишите и разберите
составленное предложение по членам предложения. Покажите стрелками связь
слов в предложении.
(ВинниПух , в гостях, утром, у Кролика, однажды, побывал)
Взаимопроверка (работа в парах).
СЛАЙД: 16
САМООЦЕНКА.
Однажды утром ВинниПух побывал в гостях у Кролика.
(Грамматическая основа ВинниПух это подлежащее, побывал сказуемое.
Ставим вопрос от главных членов предложения и определяем второстепенные
побывал (когда?) однажды
побывал ( когда?) утром
побывал ( где?) в гостях
в гостях ( у кого?) у кролика
( Слова в предложении связаны по смыслу. Для того, чтобы найти слова,
которые связаны по смыслу ставьте вопрос от одного слова к другому.)
СЛАЙД: 16
(Составьте предложения. Для этого расставьте слова согласно вопросам.
Подчеркните подлежащее и сказуемое.)
Когда? Кто? Что делает? Что?
пчелы, мёд, собирают, летом
Какие? Кто? Что делают? Как?
работают, труженицы, маленькие, без устали
Взаимопроверка (работа в парах).
СЛАЙД: 16
Самостоятельные части речи работают в предложениях членами
предложения.
Не путай части речи с членами предложения!
Части речи Члены предложения
существительное
глагол
сказуемое
подлежащее прилагательное
местоимение
и другие
второстепенные
члены предложения
СЛАЙД: 17
Рабочая тетрадь, страница 41, упражнение 37.
СЛАЙД: 18 ( работа в парах)
( Спишите текст, подчеркните главные члены предложения. Укажите ,какой
частью речи выражено подлежащее. Обратите внимание, подлежащее не всегда
выражено существительным. Например….)
Шашки
Шашки появились в Египте.
Они имеют очень древнюю историю.
Игра проникла в разные страны. Её правила изменились.
СЛАЙД: 19
А сейчас мы поиграем!!!!!!!
Рефлексия.
V.
Игра «Веришь не веришь» ( погадаем на ромашке)
Верите ли вы, что в предложение есть главные и второстепенные члены.
Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу
предложения.
Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
Разобрать предложение по членам предложения – это значит найти его главные
члены.
Предложение может быть без второстепенных членов.
Второстепенные члены предложения не зависят от главных и других членов
предложения.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Подлежащее всегда выражено существительным.
Предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных
членов предложения, такое предложение называется распространенным. Д/з: стр. 6163 правила, стр.63 упр. 53.
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:"Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:"Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:"Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:"Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:"Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:"Главные и второстепенные члены предложения"
Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему:"Главные и второстепенные члены предложения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.