Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: «Фразеологизмы – это несвободные словосочетания».

  • Разработки уроков
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Образовательная – знать, что такое фразеологизмы; познакомить учащихся с отличительными признаками фразеологизмов; сформировать у учащихся представление об особенностях строения фразеологизмов и употребления в речи; выработать умение толковать значение фразеологизмов, заменять их синонимами и антонимами. Развивающая – развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи; развивать творческие способности и образное мышление учащихся; обогащать словарный запас учащихся. Воспитательная – воспитывать интерес к русскому языку, его красоте и многозначности; воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей; воспитывать внимательное отношение к слову. Задачи: Организовать на уроке смену видов деятельности. Стиль общения с учащимися – демократический. Привлечь силы слабоуспевающих учащихся. Использовать все приемы обучения: словесные (проекты учащихся), наглядные (рисунки), практические (карточки, фронтальный опрос, фразеологические упражнения, подбор синонимов и антонимов, создание ситуаций занимательности).
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Тема: «Фразеологизмы – это несвободные словосочетания».    Цель урока:  Образовательная  –   знать,   что   такое   фразеологизмы;   познакомить   учащихся   с отличительными признаками фразеологизмов; сформировать у учащихся представление об особенностях строения фразеологизмов и употребления в речи;  выработать умение толковать значение фразеологизмов, заменять их синонимами и  антонимами. Развивающая – развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной   речи;   развивать   творческие   способности   и   образное   мышление   учащихся; обогащать словарный запас учащихся.   Воспитательная – воспитывать интерес к русскому языку, его красоте и многозначности; воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное   отношение   к   ответам   других   детей;   воспитывать   внимательное отношение к слову. Задачи: Организовать на уроке смену видов деятельности. Стиль общения с учащимися – демократический. Привлечь силы слабоуспевающих учащихся. Использовать все приемы обучения: словесные (проекты учащихся), наглядные (рисунки),  практические  (карточки,  фронтальный  опрос,  фразеологические  упражнения, подбор синонимов и антонимов, создание ситуаций занимательности). Тип урока:  комбинированный урок  с дидактическими заданиями, с элементами игры. Особенности урока: элементы групповой технологии, активность всех учеников, диалог, демонстрация творческих возможностей учащихся, выступления учащихся. Формы работы:  индивидуальная, парная, групповая. Техническое   обеспечение   урока:   компьютер,   мультимедийный   электронные презентации к уроку, словарь, карточки,  рисунки, сообщения  учащихся. Ожидаемый результат: интерес учащихся к уроку. Этапы урока: 1.  Организационный. 2.  Целеполагание. 3.  Актуализация знаний. 4.  Изложение  материала. 5.  Закрепление. 6.  Рефлексия. Итог урока. 7.  Задание на дом. Комментарий домашнего задания.   проектор,   экран,  Организационный момент. Конспект урока Учитель:  Ребята!   Сегодня   у   нас   открытый   урок   русского   языка.   Посмотрите,   к   нам пришли гости. Мы покажем им, как мы с вами работаем на уроках. Итак, начнем. Объявление темы  урока.         Учитель: Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном  случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких­ 1то делах, он спрятал от неё любимого щенка”. Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».  А вы, ребята, знаете, что означают эти слова?  Ученик: В приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в  чём­либо”. Учитель: А у вас в жизни есть такие ситуации,  в которых вы имеете богатый опыт в чем­ либо, являетесь знатоком чего­либо? Ученик: Приводит пример. Учитель: Да, ребёнок не знал, что в языке есть такие слова. А вы, ребята, из начальной  школы уже имеете представление об этой теме. Как называются такие слова в языке? Ученик: Эти слова называются фразеологизмами. Это и будет тема нашего урока. Учитель: Запишите в тетради дату, тему урока. Целеполагание. Учитель: Формулировка цели урока.  Эпиграфом   (запись   на   доске)   к   нашему   уроку     мы   возьмем   слова   поэтессы   Марии Комиссаровой:                Народ – властитель тайны слова  И всех сокровищ языка, Им выткана его основа Для поколений на века. Сегодня на уроке мы будем говорить о словах, в которых содержится какая­то тайна, о выражениях, которые являются сокровищем русского языка и о высказываниях, которые передаются поколениями. В жизни, наверное, нет человека, который бы не слышал в свой адрес: «Не валяй дурака!», «Не бей баклуши!» или «Заруби себе на носу!» Каждый хорошо владеющий  родным  языком  прекрасно  понимает,  о  чем  идет  речь, и  не  удивляется  ни «сидоровой козе», ни дождику, который почему­то идет в четверг. А помогает нам в этом изучение сегодняшней темы «Фразеологизмы».   Актуализация   опорных   знаний   (повторение   теоретических   сведений; фронтальный опрос по теме; лексический терминологический диктант). Учитель:  Фразеологизмы  тесно связаны с лексикой.  Мы проведем лексический  терминологический диктант, вспомним изученные термины, которые встретятся  в  сегодняшней теме. Нужно определить слова по лексическому значению и записать их в тетрадь. 1) Раздел науки о языке, который изучает словарный состав языка и его основную единицу — слово. (Лексикология); 2) словарный запас одного человека (лексикон); 3) слова, одинаковые по значению и написанию, но совершенно разные по лексическому значению (омонимы); 4) слова с противоположным лексическим значением (антонимы); 5) слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы); 6)слова, употребляемые жителями той или иной местности (диалектизмы); 7) слова, ограниченные в своем употреблении определенной социальной или возрастной средой (жаргонизмы); 8) новые слова, возникающие в языке (неологизмы). Взаимопроверка. Проверяем тетради соседа. У  учеников в тетради  должна получиться запись: лексикология, лексикон, омонимы, антонимы, синонимы, диалектизмы, жаргонизмы, неологизмы. Учитель: Вот сколько терминов вы знаете. Мы вспомнили то, что нам нужно для урока,  чтобы сделать следующий шаг. А теперь посмотрим, как вы усвоите фразеологические  термины. 2А теперь попробуйте самостоятельно дать определение, что такое фразеологизмы, затем  сопоставьте с определением из учебника.  Ученик: Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению  одному слову. Учитель: Какой раздел науки о языке изучает фразеологизмы? Ученик: Фразеология. Учитель: Словарная работа (запись на доске). Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «phrasis» ­ «выражение» и  «logos» ­ «учение, слово». Фразеология – раздел науки о языке, который изучает фразеологизмы (устойчивые  сочетания слов).     Выполнение специально подобранных заданий фронтально и по группам.                                                      Вы засучите рукава. Итак, не будем бить баклуши.     Задания приготовьтесь слушать,                                                     Чтоб не кружилась голова. Задание № 1. Работа двух человек у доски. Учитель: Выборочный диктант (распределить слова по столбикам). Бежать быстро, медвежья берлога, душа в душу,   бежать со всех ног, медвежья услуга, волчий аппетит, повесить белье, волчий хвост, повесить нос, жить дружно. Ученики:  Свободные словосочетания Фразеологизмы Бежать быстро Медвежья берлога Волчий хвост Повесить белье Жить дружно Бежать со всех ног Медвежья услуга Волчий аппетит Повесить нос Душа в душу Задание   №   2.   Вопросы   по   таблице.   Цель:   выявить   отличия   фразеологизмов   от свободных   словосочетаний;   определить   признаки   фразеологизмов   и   признаки свободных словосочетаний. Учитель и ученики: Вопросы В   употреблены слова? Возможна   ли   замена   слов другими словами? Почему? Свободные словосочетания В прямом Фразеологизмы В переносном каком   значении   Как словосочетания?   создаются Как покажут себя свободные и словосочетания фразеологизмы при выполнении       слово   можно Любое заменить другим Слова   сохраняют   свою смысловую самостоятельность Словосочетания создаются в процессе   речи,   не   требуют запоминания Каждое   слово   играет   свою синтаксическую   роль   в предложении   свою теряют В их составе нельзя заменять слова по своему желанию Слова смысловую самостоятельность Не   создаются   в   речи, используются готовыми, требуют запоминания Подчеркивается   как   один член предложения   3синтаксического   разбора предложений? Учитель: Читаем  признаки фразеологизмов и свободных словосочетаний на экране. Вывод на экране: Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов,  в котором  1.значение имеет не каждое слово в отдельности, а весь фразеологизм  в целом; 2.слова употребляются в переносном смысле; 3.в предложении является одним членом предложения. Вывод сделали правильно. Закрепим это на практике. Задание № 3. Работа у доски одного ученика.  Учитель:   Синтаксический   разбор   предложения.   Заменить   фразеологизм   одним словом – синонимом. Ученик: Отделкой, чистотой ларец в глаза кидался (выделялся, отличался). Ребята работали засучив рукава (хорошо, прилежно). Задание 4. Самостоятельная работа с карточками (запасной вариант). Учитель: Прочитайте пары предложений. Укажите фразеологизмы. Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык. Меня толкнули, и я прикусил язык. Ваня махнул рукой.  Иван Петрович давно уже махнул рукой на жизнь. Ученик:  прикусил   язык   (замолчал),   махнул   рукой   (перестал   интересоваться   чем­либо, убедившись в бесплодности своих усилий). Задание № 5. Самостоятельная работа (работа с использованием экрана).  Учитель:   Игра   «Фразеологический   зверинец».   Мы   посетим   фразеологический зверинец, где с помощью рисованных подсказок правильно запишем слова и угадаем фразеологизмы.  Учитель:   Самоконтроль.   Самостоятельная   работа   с   последующей   проверкой   на экране. Ребята самостоятельно проверяют на экране свои ответы. Кто допустил ошибки? Исправить их. Ученик: хитер как лиса; труслив как заяц; голоден как волк; здоров как бык; изворотлив как уж; надут как индюк; нем как рыба; грязный как свинья; упрям как осел; болтлив как сорока; колючий как еж. 4Учитель: Физкультминутка. Я вижу, что некоторые ребята уже устали. Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять. ­­ Встанем, как аршин проглотили. ­­ Проголосуем обеими руками. ­­ Согнемся в три погибели. ­­ Попрыгаем, как заяц. ­­ Дадим задний ход. ­­ Посмотрим друг другу в глаза. ­­ Сделаем хорошую мину при плохой игре. ­­ Побьем друг другу челом. ­­ Разведем руками. ­­ А теперь ­ руки в брюки. ­­ Подержим нос пО ветру. ­­ Намылим друг другу голову. Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем нашу работу. Задание № 6. Устная работа на внимание и быструю реакцию. Учитель: Игра «Подскажи словечко!»:  1.Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Ученик: Окажешь …………………….(медвежью услугу). 2.Фальшивят, путают слова. Поют кто в лес, …  (кто по дрова). Ребята слушать их не станут: Ученик: От этой песни ………………. (уши вянут). 3.Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Ученик: ………………………………… («Водой не разольёшь»). 54.Мы исходили городок Буквально вдоль и поперёк, И так устали мы в дороге, Ученик: Что еле ………………………..(волочили ноги). Задание № 7. Работа с карточками и на экране. Как и слово, фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы. Найти соответствие фразеологизма и синонимичного выражения (обозначать цифрами).     1.Обводить вокруг пальца 2.Работать засучив рукава 3.Кто во что горазд 4.Со всех ног 5.Как сельдь в бочке 1. Не жалея сил 2.Яблоку негде упасть 3.Водить за нос 4.Кто в лес, кто по дрова 5.Сломя голову Самоконтроль: 1 – 3; 2 – 1; 3 – 4; 4 – 5; 5 – 2. Задание № 8. Найти фразеологизмы – антонимы. 1.Тяжел на подъём                          2.Капля в море                                  3. Не покладая рук                              4. В двух шагах                                     5. Засучив рукава                                1. Сложа руки 2. За тридевять земель 3. Хоть пруд пруди 4. Спустя рукава 5. Лёгок на подъём Самоконтроль: 1­5; 2­3; 3­1; 4­2; 5­4. Задание № 9. Фразеологическое лото. Собери фразеологизмы. Карточки или экран. на носу             повесить              за нос                  задирать                             совать                водить                  нос                      зарубить                             нос                     с носом                 оставить              нос Задание № 10.  Игра «Четвертый лишний» (запасной вариант). Хоть пруд пруди Кот наплакал Тьма­тьмущая Яблоку негде упасть Во все лопатки Сломя голову 6Черепашьим шагом В мгновенье ока Слово в слово Тютелька в тютельку Вилами на воде писано Комар носа не подточит Задание № 11.  Творческие работы учащихся «Картинная галерея»: 1. подготовить рисунки,  на которых фразеологизмы изображены в буквальном значении; 2. отгадать, что изображено;  3. подобрать фразеологизм к  рисунку;      4. объяснить значение фразеологизма; 5. привести пример из жизненного опыта. Ученик:  Считать ворон – бездельничать, глядеть по сторонам. Ученик: Как курица лапой – неразборчиво писать. Ученик: Лить крокодиловы слезы – притворная жалость. Ученик: Льет как из ведра – идет проливной дождь. Ученик: Вставлять палки в колеса – мешать в каком­либо деле. Ученик: Сесть в галошу ­ оказаться в неловком положении. 7Задание № 12.  Беседа с классом. Рассказ учителя о фразеологическом словаре.  Использование экрана. Учитель: Для чего нужны фразеологизмы в языке?  Ученик: Фразеологизмы придают речи  яркость, меткость и выразительность. Они  прекрасное украшение нашей речи. Учитель: Где можно узнать значение фразеологизма?  Ученик: Во фразеологическом словаре.  Сообщение  ученика о фразеологических словарях. Значение фразеологизмов можно посмотреть в  «Учебном фразеологическом словаре» под  редакцией Е. А. Быстровой,  Н. М. Шанского.  Толкование более распространённых фразеологизмов можно узнать  в толковом словаре С.  И. Ожегова или Д. Н. Ушакова.  Есть «Фразеологический словарь русского языка» Федосова И.В. и  Лапицкого  А.Н.  Большой популярностью пользуется «Большой фразеологический словарь» Михельсона.   Детям адресован «Веселый фразеологический словарь» под редакцией Е. Лаврентьевой.  У  меня дома есть «Школьный фразеологический словарь русского языка» под редакцией  Н.М. Шанского. В нем есть словарные статьи, которые объясняют значение и  происхождение фразеологизмов. В этом словаре можно познакомиться с историей  возникновения  фразеологизмов. Учитель: На будущее, ребята, эти словари необходимы, чтобы знать значение и  происхождение фразеологизмов. На следующем  уроке мы будем говорить как раз на  эту тему. Мы познакомимся с историей происхождения фразеологизмов, назовем  8источники фразеологизмов. Это все нужно будет знать, чтобы выполнить задания в  КИМах ОГЭ и ЕГЭ. В течение многих веков русский народ хранил этот великий дар – русский язык. И наш   долг – беречь его, заботиться о нём. Пора бросить эти жаргонные слова! Ведь только тот,   кто умеет правильно и красиво говорить и писать, только тот, кто бережно обращается со  словами русского языка, может считать себя образованным человеком. Вспоминаются  слова Анны Ахматовой, сказанные в трудном 1942 году:                 И мы сохраним тебя, русская речь,                 Великое русское слово.                 Свободным и чистым тебя пронесём,                 И внукам дадим, и от плена спасём                                                                             навеки.   Рефлексия. Итог урок. Учитель: Ребята, заканчивается урок. Что надо сделать? (Подвести итог). Какова была цель урока? Ученик: Знать, что такое фразеологизм; знать признаки фразеологизмов; уметь толковать фразеологизмы; уметь подбирать к ним синонимы и антонимы; правильно использовать фразеологизмы в нашей речи. Учитель: Достигли ее? Ученик: Да. Учитель: Проверка с использованием экрана. Вставьте пропущенные слова. Учитель: Самооценка. Оцените сами свою работу на уроке. Какую бы  оценку вы себе поставили? Оцените свою деятельность на уроке, используя фразеологизмы: Работал засучив рукава – Работал в поте лица – Ломал голову –  Знал как дважды два ­  Учитель: Я довольна, что вы многое помните,  вы  хорошо поработали. Выставление оценок за урок.   Задание на дом. Комментарий домашнего задания. § 29;  упр. 145, 146 .  Урок окончен. Всем спасибо. Список литературы: 1. Вартаньян Э.Д. Эти мудрёные слова. – М.: Детская литература, 1980. 92. Михневич А. Е. В глубь слова человеческого. – Мн.: Нар. асвета, 1982. 3. Молотков А.И. и др. Фразеологический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1986. 4.Чуковский К.И. «От двух до пяти», Москва, издательство «Правда», 1990. 5.Селевко   Г.К.   Современные   образовательные   технологии:   Учебное   пособие.   –   М.: Народное образование, 1998.   6.Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. Л.: Наука, 1970. 7.Шанский Н.М. В мире слов: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1985.   Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка: Учеб. пособие для вузов по спец. «Рус. яз. и лит.». – СПб.: Специальная Литература, 1996.   8.Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной. работы по русскому языку: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1988.   9.Фразеологический словарь русского языка для школьников. Сост. Карантиров С.И.– М.: Славянский дом книги, 1997.     Цифровые образовательные ресурсы.  ­http://class.tomsk.ru/katalog/show.php?id=8850 ­http://www.zavuch,info/ ­festival.1september.ru/articles/313512 ­www.frazeologiya.ru ­http://www.examen.ru ­http://go.mail.ru/search?mailru ­www it­n.ru/board.aspx?cat_no=2168&tmpl=thread&boardld=2170&Thre http://www.otrezal.ru/phraseological_dictionary  http://www.greekroman.ru/symb/phrase.htm Мифологическая символика Древней Греции  http://www.encsite.info/define/A/    Словарь фразеологизмов и устойчивых выражений http://www.encsite.info/define/A/    Словарь фразеологизмов и устойчивых выражений. 10