Муниципальная общеобразовательная школа
МОУ «СОШ № 2 р.п. Дергачи»
Сценарий урока по русскому языку
9 класс по теме
«Сложное предложение»
Подготовила
учитель русского языка
и литературы
МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»
Кириченко Вера Викторовна
.
Дергачи-2014 г
Пояснительная записка.
1.Аннотация к методической разработке «Сложное предложение».
Работа представлена по гуманитарному направлению. Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложное предложение» является результатом проектирования учебного занятия в соответствии с системно- деятельностным подходом.. Урок был дан как открытое занятие в рамках Недели русского языка и литературы в декабре 2015 года учителем русского языка и литературы Кириченко Верой Викторовной МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи». Разработка предназначена для использования в работе учителей гуманитарного цикла.
2. Введение.
В средней школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение простых и сложных предложений. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является не просто обобщение и систематизация знаний, а умение научить на практике отличать простое предложение от сложного. Сделать этот процесс ненавязчивым, интересным и в тоже время эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
Уроки, связанные с этой темой, хорошо совмещать с другими предметами. Можно широко использовать элементы нравственного, духовного, экологического воспитания.
Добиться хорошего усвоения материала можно путем ненавязчивых игровых приемов, практических упражнений и созданием проблемных ситуаций. В результате применения этого в комплексе, вырабатываются навыки и умение быстро и точно применять знания на практике.
При создании проблемных ситуаций, которые можно разрешить с помощью предложенных и проверенных самостоятельно на практике решений, укрепляются навыки мыслительной деятельности, происходит утверждение своего “Я”. Детям непременно приходится заниматься анализом, сравнением, абстрагировать и обобщать.
Все вышеизложенные моменты отражены в конспекте предложенного мной урока на тему « Сложное предложение».
Система уроков по теме: «Сложное предложение» 9 класс. По программе В. В. Бабайцевой.
Урок – изучение нового материала на тему: « Основные виды сложных предложений»
Технология: РКМ (Развитие критического мышления)
Тип урока: урок - практикум с использованием Интернет - ресурсов.
Цель урока:
1. Расширение представлений о сложном предложении как синтаксической единице, формирование знаний о союзных и бессоюзных конструкциях и о делении союзных предложений на сложносочиненные и сложноподчиненные, бессоюзные сложные, объяснение средств связи простых предложений в составе сложных.
2. Создание условий для личностно – ориентированной направленности обучения средствами технологии развития критического мышления. Научить учащихся ориентироваться в причинно-следственных связях, выявлять закономерности и коллективно решать познавательные задачи.
3. Создание условий для реализации учащимися потребности транслировать своё мировосприятие посредством
диалога и творческих работ с использованием Интернет – ресурсов.
Оборудование.Учебники, учебная литература: учебный комплекс под редакцией В. В. Бабайцевой «Теория», Техника:компьютеры с выходом в Интернет, интерактивная доска. Интернет – ресурсы: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61427/?
Этапы способ деятельности ученика.
|
Элементы технологии |
Приёмы введения Интернет – ресурсов в урок. |
Формы и способы организации. |
Взаимодействие |
|
|
||||||||||
Методы и приёмы. |
Деятельность ученика |
Деятельность учителя |
|
учителя
|
ученика |
|||||||||||
Организационный момент.
|
Мультимедийная презентация. Урок изучения нового материала. Какова тема урока? Нам , вместе с вами необходимо сформулировать тему урока. Для этого проведем небольшое исследование: проанализируем материал, записанный на доске. Необходимую информацию для дальнейшего исследования получим, работая в группах с Интернет – ресурсами и с аналитическими схемами. |
Включиться в учебную деятельность |
настрой учащихся. |
Коллективная |
Сообщение плана урока. |
Коллективное обсуждение плана урока. |
||||||||||
Актуализация имеющихся знаний и представлений об изучаемом предмете.
|
I.Организация исследования. Материал для наблюдения:
Задание №1. ( 1 группа) Выписать в столбик все части сложных предложений, которые могут выступать как самостоятельные простые, сделать синтаксический разбор. Ответ: а) Восславим женщину – мать б) Мы в вечном долгу перед матерью : 1. Почему другие части предложения не могут выступать в качестве простых
предложений? Ответ: остальным конструкциям препятствуют быть самостоятельными простыми предложениями указательные слова и средства связи (союзы и союзные слова). |
|
|
Коллективная работа, индивидуальная
Коллективная работа, индивидуальна |
Выстраивает пошаговый алгоритм работы
Организация фронтальной беседы. |
Работа с интерактивной доской, в тетради.
Ответы на вопросы. |
||||||||||
|
Сформулируйте определение сложного предложения с помощью кластера (2 группа) На первом этапе исследования определение должно принять следующий вид: Сложным называется предложение, состоящее из нескольких частей, каждая из которых имеет собственную грамматическую основу, связанных в единое целое по смыслу и интонации. |
|
|
Работа в парах сменного состава. |
|
|
||||||||||
Исследование и анализ системной организации целостного объекта изучения, соотнесение старой и новой информации. Работа по алгоритму в аналогичных условиях. Рефлексия, выявляющая объективный характер системного знания
|
II Задание № 3 Организация работы по стратегии «Инсерт» для групп ( 3 группа)
схема на листочках) Общая работа . Интерактивная таблица "Виды сложных предложений" http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e663203c-87b6-4f49-9406-aee383d3cd13/%5BRUS9_202%5D_%5BIA_157%5D.swf 1. О
матерях можно рассказывать бесконечно. 2. Мама первая заглянула в наши глаза, она первая услышала наш голос. ( БСП) 3. В ее чутком сердце никогда не гаснет любовь, и она ни к чему не остается равнодушной. (ССП) 4. Я помню руки матери моей, что утирала слезы мне когда-то. (СПП) При ответе на ? используйте подсказки : Части сложных предложений связаны при помощи: ССП. 1. Союзов. 2.Интонации. l СПП. 1.Союзов и союзных слов. 2 Смысла. 3. Интонация. l БСП 1. Смысла. 2. Интонации.
Для группы № 6 Учебный словарь "Строение сложных предложений» http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7/61423/? l Для группы № 7, индивидуально № 8,9. Тест "Сложное предложение» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e663203c-87b6-4f49-9406-aee383d3cd13/%5BRUS9_202%5D_%5BIA_157%5D.swf
Простое предложение: Законченная мысль Сложное предложение: простые предложения, частей сложного предложения, сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения. III. Защита мини – проекта по группам. На втором этапе исследования определение должно принять следующий вид: По структуре части представляют собой простые предложения. Объединяясь в составе сложного предложения, простые предложения сохраняют в основном свое строение, но перестают характеризоваться смысловой законченностью и утрачивают интонацию конца предложения .Сложные предложения делятся на союзные (в качестве средства связи частей выступают союзы или союзные слова) и бессоюзные (части соединены интонационно и по смыслу). Союзные предложения делятся на сложносочиненные (части соединены при помощи сочинительных союзов) и сложноподчиненные (средством связи частей становятся подчинительные союзы и союзные слова). Верно ли ответили? Работа с теоретическим материалом учебника и практическим. §202 Работа на интерактивной доске При солнце тепло, …. Птица радуется весне, …. Без отца – полсироты,…. У детины заболит пальчик, …. Живы родители – почитай, …. Мать кормит детей, …. Продолжение предложений: …а младенец – матери; а при матери добро; а у матери – сердце; а без матери – и вся сирота; умерли – поминай; как земля людей. Образец письма матери писателя Л. Андреева «Милая моя мамочка! Ты все думаешь, что это шутки, а я серьезнейшим образом говорю, что очень люблю твои письма и что ты чрезвычайно близка мне в письмах и по духу, и по уму…. Всегда я знаю и чувствую, что никто так не поймет меня, как ты. Если я огорчаю тебя, то знай, что сам я от этого мучаюсь и стыжусь. Просто я недостаточно хороший человек, чтобы полностью отплатить тебе за все твое добро, и я это сознаю».
|
Работа по алгоритму №1 работа в парах, группах, индивидуально союзов
|
руководит поиском информации |
Работа в парах. № 4 Индивидуально. № 8, 9 Группа 1-3. 5-7..
Коллективная работа, индивидуальна
|
Включение учащихся в процесс усвоения системных обобщенных знаний через продуктивно-репродуктивную деятельность
Организация фронтальной беседы. |
Самостоятельное решение системы познавательных задач с последующим закреплением
Самостоятельная работа. |
||||||||||
Закрепление посредством применения обобщённого знания в качестве способа при решении аналогичных и новых практических задач. |
1. Интерактивное тестирование. http://cor.edu.27.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15477/
. Электронное задание "Сложное предложение". Вариант 3 Тот, кто сомневается, не уверен. Тип: распределение по группам. Задание "Распределите сложные предложения по таблице". Электронное задание "Сложное предложение". Вариант 4 Тип: выделение в тексте. Задание "Выделите средства связи в тех сложных предложениях, где они есть". . Электронное задание "Сложное предложение". Вариант 5 Тип: распределение по группам. Задание "Распределите схемы по таблице" 2). Бумажный вариант тестирования. (Приложение №2)
|
Работа по алгоритму № 4,5 |
оценивает активность каждого |
Групповая, индивидуальная, коллективная |
Результат: сформированность системных обобщённых знаний и способов деятельности, развитие системного творческого мышления, познавательной самостоятельности, мотивации устойчивого познавательного интереса
|
|
||||||||||
Рефлексия, выявляющая соответствие познавательных действий общим принципам, закономерностям, определяющим организацию системного знания. |
.Синквейн. Пишем синквейн (от англ. «путь мысли») Правила написания синквейя:
Примеры. Каникулы Долгожданные, но недолгие. Планируешь, предполагаешь – не успеваешь. Ну почему хорошее так быстротечно! Мгновение. Д/з по группам: 1гуппа по учебнику В. В. Бабайцевой . §202- Т, Упр.№27; 2 группа по учебнику Бархударова С.Г. Упр.№3. Д/з индивидуальные. Подготовить вопросы к устному зачету по теме сложное предложение. Индивидуальное задание. Работа с проектом. Тема «Сложное предложение» . http://www.gramota.ru Алгоритм №4. Итог урока. Выставление оценок. |
Подводит итоги. Самооценка, Взаимооценка. |
Подводит итоги |
Групповая, индивидуальная, коллективная |
Развитие творческих способностей, умение находить оптимальные решения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема № 1 |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Двусоставное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Я приду к пяти часам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Назывное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Вот мой дом. Зима. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Определенно-личные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иди |
сюда. |
Иду. |
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пойдемте |
в кино. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Неопределенно-личные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В дверь. стучат /. постучали. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Безличные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
Пусть тучат |
|
|
громче, |
|
|
|
|
|
|
|
|
Холодает / холодало / будет холодать. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обобщенно-личное |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Цыплят по осени считают. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Выходишь иногда на улицу и удивля- |
|
|||||||||||
ешься прозрачности воздуха. |
||||||||||||
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|||||||||
Жизнь не прожить без черных дней,
Но в час беды и в час бессилья
Вы не кляните матерей
За то, что вас они родили.
Им не дано предугадать
Все, что детей их ждет на свете,
Но всякая на свете мать
Желает только счастья детям.
Баюкая детей грудных,
От века матери мечтали,
Чтоб не споткнулись дети их,
Чтоб на дороге не упали.
Кайсын КУЛИЕВ
|
Интерактивная таблица "Виды сложных предложений
Анимация-демонстрация "Как составлять схемы сложных предложений. Сложное бессоюзное предложение"
2. Анимация-демонстрация "Как составлять схемы сложных предложений. Сложноподчинённое предложение"
3. Анимация-демонстрация "Как составлять схемы сложных предложений. Сложносочинённое предложение"
Учебный словарь "Строение сложных предложений"
Найдено документов - 16 |
|
|||||
|
||||||
Анимация-демонстрация "Как составлять схемы сложных предложений. Сложное бессоюзное предложение" используется при объяснении темы "Основные виды сложных предложений".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Анимация-демонстрация "Как составлять схемы сложных предложений. Сложноподчинённое предложение" используется при объяснении темы "Основные виды сложных предложений".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Анимация-демонстрация "Как составлять схемы сложных предложений. Сложносочинённое предложение" используется при объяснении темы "Основные виды сложных предложений".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Гипертекстовое определение "Бессоюзное предложение". Поддерживает тему "Основные виды сложных предложений".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Гипертекстовое определение "Сложноподчинённое предложение". Поддерживает тему "Основные виды сложных предложений".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Гипертекстовое определение "Сложносочинённое предложение". Поддерживает тему "Основные виды сложных предложений".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Интерактивная таблица "Виды сложных предложений" используется при объяснении темы "Основные виды сложных предложений".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Интерактивный текст с заданием "Подберите схему к предложению. Поставьте её на место". Используется при объяснении темы "Основные виды сложных предложений".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Интерактивный текст с заданием "Сопоставьте предложения со схемами и объясните выделенные запятые". Используется при объяснении темы "Основные виды сложных предложений".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Состоит из 5 вопросов. Вопросы перемешиваются.
|
|
|
|
|||
|
||||||
Учебный словарь "Строение сложных предложений". Поддерживает тему "Основные виды сложных предложений".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Тип: множественный выбор. Задание "Существует 10 пунктуационнных знаков. Найдите лишний".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Тип: множественный выбор. Задание "Какие из пуктуационных знаков могут разделять части сложного предложения?"
|
|
|
|
|||
|
||||||
Тип: распределение по группам. Задание "Распределите сложные предложения по таблице".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Тип: выделение в тексте. Задание "Выделите средства связи в тех сложных предложениях, где они есть".
|
|
|
|
|||
|
||||||
Тип: распределение по группам. Задание "Распределите схемы по таблице"
|
|
|
|
|||
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.