Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
04.04.2018
Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
В ходе урока формируются способы и приемы сжатия текста, навыки работы с текстом, речеведческая и коммуникативная компетенции, умение определять тему и микротему. Обучающиеся учатся различать подробное и сжатое изложение, применяют теоретические знания на практике. Предлагаются для ознакомления Критерии оценивания сжатого изложения на экзамене.
Конспект урока русского языка 9 класс.docx
Конспект урока русского языка в 9 классе Тема: Обучение сжатому изложению. Цели: 1. Выявление     различий между подробным и сжатым изложением. 2.   Формирование   основных   умений,   необходимых   при   написании   изложения; способствовать формированию речеведческой и коммуникативной компетенций. 3.     Развитие   основных   навыков   по   написанию   изложения:   нахождение   ключевых   слов, определение темы и микротемы, выявление средств связи, сжатие текста. Задачи: Формирование знаний способов и приёмов сжатия текста. Формирование навыков работы с текстом. Оборудование:  памятки   для   учащихся,   раздаточный   материал,   компьютер, мультимедийный проектор (презентация) Ход урока 1. Организационный момент. 2.Определение целей и задач урока. ­ Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать текст, учиться способам и приемам сжатия текста. 3. Повторение изученного. ­ Какие виды изложений вы знаете? (подробные,   близкие   к   тексту,   сжатые,   выборочные,   с   изменением   лица   рассказчика,   с элементами сочинения) ­   Какое   изложение   называется   подробным?   (Максимально   полное   воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей) ­   Какое   изложение   называется   сжатым?   (   Сжатое   изложение   –   краткое   изложение исходного   текста   с   передачей   существенной   информации,   при   котором   исключаются подробности.) ­   Каковы   основные   условия   написания   сжатого   изложения?   (   Основным   условием   для написания сжатого изложения является полноценное понимание текста). ­   Что   необходимо   сохранить   при   сжатом   изложении?   (основную   мысль   автора, последовательность событий, характеры действующих лиц). ­    Ознакомьтесь с Критериями оценивания сжатого изложения на экзамене. 4. Повторение способов и приёмов  сжатия текста. А) Теоретический материал  ­ Выделяют три способа сжатия текста: а) Исключение подробностей, деталей; б) Обобщение конкретных, единичных явлений; в) Упрощение (сочетание исключения и обобщения) Б) Практическая работа «Учимся сжимать текст» Упражнение 1. Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы. 1.«Мастерская   Саврасова   резко   отличалась   от   других.   В   тех   работали   по необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных наградах   и   отличиях.   Здесь   горячо   любили   искусство,   работу,   увлекались   до самозабвения».= «В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо любили искусство и работу».( исключение) 2.  «На   лугу   росли   неприхотливые   ромашки,   задумчивые   одуванчики,   застенчивые купавки».= « На лугу росли цветы».(обобщение) 3.  Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова: подоконник –  то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со словом «око», а ведь это родственные слова…»= «Можно   привести   множество   примеров,   когда   смысл   оживает   в   строении   слова: подоконник –  то, что находится под окном». (упрощение) Упражнение 2. Сокращение за счет объединения двух смежных предложений в одно: 1. Политическая   карикатура   существовала   в   античности.   Только   в   европейской культуре нового времени она сделалась высоким искусством. 2. Бейсбольное поле имеет   форму   сектора   радиусом   примерно   175м   и   площадью   один   гектар.   Оно делится на внутреннее поле и внешнее. 3. Отсчет истории космонавтики принято вести   с   мая   1903   года.   Именно   тогда   была   опубликована   статья   калужского ученого­самоучки Константина Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Упражнение 3. Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части: 1. На территории Саяно­Шушенского биосферного заповедника обитают сильные и ловкие   скалолазы   –   сибирские   горные   козлы,   или,   как   их   еще   часто   называют, козероги, которые с необыкновенным проворством взбираются по отвесным скалам, легко  перепрыгивают  глубокие   расщелины,  стремительно  преодолевают  широкие каменные   осыпи.   2.   Мировую   экономику   уже   не   первый   год   лихорадит   от панических прогнозов насчет истощения запасов нефти и скачков цен на «черное золото»,   так   что   проблемы   в   области   производства   биотоплива   сегодня   весьма широко обсуждаются на страницах массовых изданий. Упражнение 4. Разбивка сложного предложения на сокращенные простые: 1. На востоке шляпочные грибы тасячелетиями рассматривались не только как пища, но и как лекарственное и профилактическое средство от многих заболеваний, а в Китае бытует мнение, что в природе нет гриба, который бы не годился в качестве лечебного средства, а со знаменитым грибом бессмертия рейши не могут сравниться никакие лекарственные травы. Упражнение 5. Перевод прямой речи в косвенную: 1. «Нет   опаснее   человека,   которому   чуждо   человеческое,   который   равнодушен   к судьбам родной страны, к судьбам ближнего», ­ говорил просветитель и писатель М.Е. Салтыков­Щедрин. 5. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложение.  ­Давайте вспомним все этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения. Прослушав текст первый раз, необходимо: 1.Определить тему текста, т.е., ответить на вопрос: «О чём этот текст?» 2. Определить идею текста, ответив  на вопрос: «Зачем автор написал этот текст?» 3. Определить стиль и тип текста. Прослушав текст во второй раз, необходимо: 4. Определить количество абзацев в тексте. Определить микротемы в каждом абзаце. Записать их кратко, используя ключевые слова. 5.Написать   сжатое   изложение   каждой   части,   связать   их   между   собой,   используя лексические и лексико­грамматические средства соединения частей текста. 6. Использовать  при  изложении  исходного  текста  один  или  несколько  приемов  сжатия текста. 7.   Проверить   написанное,   уделив   особое   внимание   содержательной   стороне   текста   и контролю   логичности   речи,   соблюдению   норм   орфографии   и   пунктуации,   исправлению грамматических и речевых ошибок. 6. Комплексные задания. ­ Познакомимся с текстом, проанализируем его, используя памятку. Текст (раздается каждому ученику). В прошлом году со мной приключилась беда.  Шел по улице, поскользнулся и упал ... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в  плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на  Кировском проспекте. Решил повернуть назад, домой.  Я шел по улице, думаю, что не шатаясь, держа у лица окровавленный платок  Хорошо помню этот путь. Народу на улице было много. Навстречу прошла  женщина с девочкой, какая­то парочка, пожилая женщина, мужчина, все они  вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза,  отворачивались.  Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со  мной, не нужно ли помочь.  Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за  пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного…Они же видели, что я весь в крови, почему  же не помогли, не спросили хотя бы в чём дело? Значит, пройти мимо, не  ввязываться, не тратить времени, сил стало чувством привычным?                                                                                        (По Д.А.Гранину.)    7. Работа по написанию   сжатого изложения. Напишите текст, сократив его до 70 слов с помощью любых известных вам способов.   8.  Сравните полученный текст с оригиналом. Удалось ли вам передать его основное содержание? Не упущена какая­либо микротема?

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018