Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
9 кл
04.04.2018
В ходе урока формируются способы и приемы сжатия текста, навыки работы с текстом, речеведческая и коммуникативная компетенции, умение определять тему и микротему.
Обучающиеся учатся различать подробное и сжатое изложение, применяют теоретические знания на практике.
Предлагаются для ознакомления Критерии оценивания сжатого изложения на экзамене.
Конспект урока русского языка 9 класс.docx
Конспект урока русского языка в 9 классе
Тема: Обучение сжатому изложению.
Цели:
1. Выявление различий между подробным и сжатым изложением.
2. Формирование основных умений, необходимых при написании изложения;
способствовать формированию речеведческой и коммуникативной компетенций.
3. Развитие основных навыков по написанию изложения: нахождение ключевых слов,
определение темы и микротемы, выявление средств связи, сжатие текста.
Задачи:
Формирование знаний способов и приёмов сжатия текста.
Формирование навыков работы с текстом.
Оборудование: памятки для учащихся, раздаточный материал, компьютер,
мультимедийный проектор (презентация)
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Определение целей и задач урока.
Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать текст, учиться способам и приемам
сжатия текста.
3. Повторение изученного.
Какие виды изложений вы знаете?
(подробные, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с изменением лица рассказчика, с
элементами сочинения)
Какое изложение называется подробным? (Максимально полное воспроизведение
исходного текста с сохранением его композиционной и языковой особенностей)
Какое изложение называется сжатым? ( Сжатое изложение – краткое изложение
исходного текста с передачей существенной информации, при котором исключаются
подробности.)
Каковы основные условия написания сжатого изложения? ( Основным условием для
написания сжатого изложения является полноценное понимание текста).
Что необходимо сохранить при сжатом изложении? (основную мысль автора,
последовательность событий, характеры действующих лиц).
Ознакомьтесь с Критериями оценивания сжатого изложения на экзамене.
4. Повторение способов и приёмов сжатия текста.
А) Теоретический материал
Выделяют три способа сжатия текста:
а) Исключение подробностей, деталей;
б) Обобщение конкретных, единичных явлений;
в) Упрощение (сочетание исключения и обобщения)
Б) Практическая работа «Учимся сжимать текст»
Упражнение 1.
Для закрепления возьмём такие примеры и попытаемся применить названные способы. 1.«Мастерская Саврасова резко отличалась от других. В тех работали по
необходимости и по обязанности. Иногда зевали и скучали. Здесь не думали о школьных
наградах и отличиях. Здесь горячо любили искусство, работу, увлекались до
самозабвения».=
«В мастерской Саврасова не скучали, не думали о наградах и отличиях, здесь горячо
любили искусство и работу».( исключение)
2. «На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые
купавки».=
« На лугу росли цветы».(обобщение)
3. Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова:
подоконник – то, что находится под окном; а вот слово «окно» не каждый свяжет со
словом «око», а ведь это родственные слова…»=
«Можно привести множество примеров, когда смысл оживает в строении слова:
подоконник – то, что находится под окном». (упрощение)
Упражнение 2.
Сокращение за счет объединения двух смежных предложений в одно:
1. Политическая карикатура существовала в античности. Только в европейской
культуре нового времени она сделалась высоким искусством. 2. Бейсбольное поле
имеет форму сектора радиусом примерно 175м и площадью один гектар. Оно
делится на внутреннее поле и внешнее. 3. Отсчет истории космонавтики принято
вести с мая 1903 года. Именно тогда была опубликована статья калужского
ученогосамоучки Константина Циолковского «Исследование мировых пространств
реактивными приборами».
Упражнение 3.
Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части:
1. На территории СаяноШушенского биосферного заповедника обитают сильные и
ловкие скалолазы – сибирские горные козлы, или, как их еще часто называют,
козероги, которые с необыкновенным проворством взбираются по отвесным скалам,
легко перепрыгивают глубокие расщелины, стремительно преодолевают широкие
каменные осыпи. 2. Мировую экономику уже не первый год лихорадит от
панических прогнозов насчет истощения запасов нефти и скачков цен на «черное
золото», так что проблемы в области производства биотоплива сегодня весьма
широко обсуждаются на страницах массовых изданий.
Упражнение 4.
Разбивка сложного предложения на сокращенные простые:
1. На востоке шляпочные грибы тасячелетиями рассматривались не только как пища,
но и как лекарственное и профилактическое средство от многих заболеваний, а в
Китае бытует мнение, что в природе нет гриба, который бы не годился в качестве лечебного средства, а со знаменитым грибом бессмертия рейши не могут сравниться
никакие лекарственные травы.
Упражнение 5.
Перевод прямой речи в косвенную:
1. «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к
судьбам родной страны, к судьбам ближнего», говорил просветитель и писатель
М.Е. СалтыковЩедрин.
5. Повторение этапов работы с текстом по написанию сжатого изложение.
Давайте вспомним все этапы работы с текстом по написанию сжатого изложения.
Прослушав текст первый раз, необходимо:
1.Определить тему текста, т.е., ответить на вопрос: «О чём этот текст?»
2. Определить идею текста, ответив на вопрос: «Зачем автор написал этот текст?»
3. Определить стиль и тип текста.
Прослушав текст во второй раз, необходимо:
4. Определить количество абзацев в тексте.
Определить микротемы в каждом абзаце. Записать их кратко, используя ключевые слова.
5.Написать сжатое изложение каждой части, связать их между собой, используя
лексические и лексикограмматические средства соединения частей текста.
6. Использовать при изложении исходного текста один или несколько приемов сжатия
текста.
7. Проверить написанное, уделив особое внимание содержательной стороне текста и
контролю логичности речи, соблюдению норм орфографии и пунктуации, исправлению
грамматических и речевых ошибок.
6. Комплексные задания.
Познакомимся с текстом, проанализируем его, используя памятку.
Текст (раздается каждому ученику).
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и
упал ... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в
плече. Было это, примерно, в семь часов вечера. В центре города, на
Кировском проспекте. Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь, держа у лица окровавленный платок
Хорошо помню этот путь. Народу на улице было много. Навстречу прошла
женщина с девочкой, какаято парочка, пожилая женщина, мужчина, все они
вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза,
отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со
мной, не нужно ли помочь.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за
пьяного? Вроде бы нет, вряд ли я производил такое впечатление. Но даже если бы и принимали за пьяного…Они же видели, что я весь в крови, почему
же не помогли, не спросили хотя бы в чём дело? Значит, пройти мимо, не
ввязываться, не тратить времени, сил стало чувством привычным?
(По Д.А.Гранину.)
7. Работа по написанию сжатого изложения. Напишите текст, сократив его до 70
слов с помощью любых известных вам способов.
8. Сравните полученный текст с оригиналом. Удалось ли вам передать его основное
содержание? Не упущена какаялибо микротема?
Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Обучение сжатому изложению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.