Конспект урока по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"
Оценка 4.8

Конспект урока по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
8 кл
20.08.2019
Конспект урока  по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"
Конспект урока закрепления знаний по теме "Вводные слова,обращения и знаки препинания при них" для 8 класса по УМК М.М.Разумовской. Цель урока: 1. Повторить и закрепить знания об обращении, умение правильно выделять обращения на письме; 2. Повторить смысловые группы вводных слов и проверить умение ставить знаки препинания при вводных словах.
Вводные слова , обращения и знаки препинания при них..doc
Вводные слова, обращения и знаки препинания при них.  (Урок закрепления знаний) Цель урока: 1.Повторить и закрепить, что такое обращение, умение находить обращения в  предложении, употреблять его с учётом речевой ситуации, правильно  расставлять знаки препинания при обращениях; 2.Повторить и закрепить  понятие о вводных словах как средстве выражения  субъективной оценки высказывания, формировать умения: 1.выражать  определённые отношения к высказываемому с помощью вводных  слов,2.правильно расставлять знаки препинания при вводных  словах,3.различать вводные слова и члены предложения. Ход урока. 1.Орфографическая дуэль. Вызываются два дуэлянта, у кого меньше ошибок, тот победитель в  орфографической дуэли. Победитель получает 3 балла в лист самооценки, все участники 1 балл. По моему проекту, сделать по­моему, поступить не по­товарищески, по  зимнему пути, идти еле­еле, нежданно­негаданно, давным­давно, точь­в­точь,  белокаменный, свежезамороженный, среднеевропейский, близлежащий, юго­ западный, во­первых, светло­бежевый. 2.Этап. Игра «Вспомнить всё!» ­Давайте сыграем в игру «Вспомнить всё!». Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы должны мяч поймать и правильно ответить на мой вопрос.  Пробуем? ­Что такое обращение? (Обращение – это слово или сочетание слов,  обозначающее того, к кому обращаются с речью) ­Какова основная роль обращения в речи? (звательная, привлечь внимание  собеседника «Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.») ­А ещё дополнительно какую роль может выполнять обращение? Что ты,  голубчик, задумчив сидишь? Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь  чистое мутить питьё моё с песком и илом? (оценочная роль) ­Как называютя  подобные обращения? (Уважаемый коллега, господа,  товарищи, сударь, мадам, молодой человек) (этикетные слова) ­Для чего используются обращения в поэтической речи?  (Для усиления   выразительности речи. Но люблю тебя, родина кроткая!) ­ Является ли членом предложения обращение? (нет) ­ Как произносится обращения? (с особой звательной интонацией) ­Как обращение выделяется на письме? (Чаще всего запятыми, если стоит в  начале предложения, то выделяется восклицательным знаком) 3.Практикум. ­Замечательно, мы повторили с вами теоретический материал, а сейчас  поработайте в парах  с текстами и выполните задание. Задание для  работы в парах. Спишите, расставьте знаки препинания, выделите обращения. 1.Красуйся град Петров и стой неколебимо как Россия. 2.Рисуй художник вдохновенный картины родины моей. 3.Ты хочешь милый мальчик чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. 4.Родина многих выдающихся открытий Россия. 5.Что же ты моя старушка приумолкла у окна? 6.Ещё пышней и бесшабашней шумите осыпайтесь листья. 7.Низкий дом с голубыми ставнями не забыть мне  тебя никогда. 8.Жду весна твоих первых дней освещённых лучами яркого солнца. 9.Белая берёза отряхнётся встанет под окошками в селе. 10. О Волга колыбель моя! Проверка по презентации. Самооценка. Если вы не допустили ошибок, то  поставьте себе 3 балла, если допустили 1­2 ошибки, то поставьте себе 2 балла, если 3 ­4 ошибки, то – 1 балл. Послушайте стихотворение А.Кушнера. ­ О какой  роли вводных слов  говорит поэт? Во всём  ли вы согласны с ним? Вводные слова. Возьмите вводные слова. От них кружится голова. Они мешают суть беречь, И замедляют нашу речь, И всё ж удобны потому, Что выдают легко другим, Как мы относимся к тому,  О чём, смущаясь, говорим. Мне скажут «К счастью…» И потом Пусть  что угодно говорят, Я слушаю с открытым ртом И радуюсь всему подряд. Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова «во­первых», «во­вторых», Они, начав издалека, Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа. ­Какова роль вводных слов в нашей речи? (помогают говорящему выразить  своё отношение к тому, о чём он сообщает) ­Как они выделяются в устной речи  и на письме? (выделяются особой  интонацией водности и знаками препинания, чаще всего запятыми) ­ Какими членами предложения являются? (не связаны грамматически  с  предложением, не являются членами предложения) ­Назовите основные группы вводных слов по значению? (степень  достоверности сообщения, различные чувства, источник сообщения,  обращение к собеседнику, оформление мысли) Молодцы! Мы многое знаем о вводных словах, словосочетаниях и даже  предложениях. Давайте вспомним коварные слова, которые  маскируются под вводные, но таковыми не являются. Работа в группах. Задание «Зоркий глаз!»  Внимание, задание на быстроту реакции, крепкие знания и зоркий глаз! Найдите и подчеркните слова, которые не являются вводными. 1. Разумеется, как будто, в­третьих, по­видимому, едва ли, вдруг, к  сожалению, обыкновенно, пожалуйста,  вряд ли, к удивлению, откуда­то, по­ моему, неожиданно, следовательно, взволнованно. 2.Причём, позвольте, например, словно, согласитесь, стало быть, якобы,  буквально, ведь, с моей точки зрения, подчёркиваю, притом, только, по  мнению, видно, как раз, даже. Мы попросим наших родителей поработать членами жюри и проверить  правильность выполнения ваших работ, а затем оценить их по трехбалльной  шкале. Пока жюри работает, выполним  индивидуальное задание. Спишите текст,  расставьте знаки препинания, определите значения вводных слов. Работаем по вариантам. 1 вариант. Мы плыли медленно. Наконец мы добрались до тростников. Утки шумно  поднимались с пруда испуганные нашим неожиданным появлением. Всех  подстреленных уток мы конечно  не достали.  Владимир к великому утешению Ермолая стрелял вовсе не отлично. Ермолай  с моей точки зрения стрелял победоносно. 2 вариант. В пылу перестрелки мы не обратили внимания на состояние нашего  судёнышка. От резкого движения Ермолая оно наклонилось зачерпнулось и к  нашему изумлению торжественно пошло на дно. К счастью не на глубоком  месте. Через мгновение мы стояли по горло в воде. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных моих товарищей вероятно  и моё лицо не отличалось румянцем однако в ту минуту признаюсь мне и  голову не пришло смеяться. Проверка по презентации. Если нет ошибок, то поставьте себе 3 балла, если 1­ 2, то ­ 2 балла, если 2­3 ошибки, то – 1 балл. Послушаем результаты предыдущего задания, слово предоставляется  родителям­членам жюри. Все учащиеся группы добавьте себе в лист самооценки  заслуженные баллы. Работа в парах. И вновь я предлагаю вам поработать следопытами и распознать, в каких  предложениях есть вводные слова, а в каких эти же слова являются членами  предложения. 1.К рассвету однако началась гроза. 2.Весь день бушевала буря однако к вечеру  прекратилась. 3.Все однако пришли на занятия. 4.Мы не надеялись на встречу однако вскоре встретились. 5.Быть патриотом значит любить свою Родину. 6.Я мыслю значит  я существую. 7.Наконец мы прибыли в Алжир. 8.Можно наконец обратиться за советом к специалисту. Проверка по презентации, самооценка. А сейчас, уважаемые восьмиклассники, предлагаю вам поработать  «реставраторами»  и восстановить утраченные в тексте вводные слова. Групповая работа. Вставьте походящие по смыслу вводные слова, выбирая их из слов для  справок, либо подберите самостоятельно. …много я слышал разных споров о счастье. Счастье …­ это богатство, деньги. Но ведь …настоящего счастья, верной дружбы …не купить. Если …обделил  кого­то ,отнял у других, они его клянут. И ему …немного не по себе. Совесть  … точит. А от совести … никакими деньгами  не откупишься. Счастье …­ это не только иметь, брать, получать. Счастье… и в том, чтобы отдавать,  помогать … и делиться радостью. (По Л.Кассилю) Слова для справок: говорили некоторые, конечно, например, скажем,  разумеется, по­нашему, значит, по­моему, я думаю, несомненно, стало быть,  безусловно, пожалуй. ­Послушаем выступления групп. Молодцы! Вы успешно справились с  заданием. Можете добавить себе в лист самооценки по три балла. ­Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пре неприятнейшее  известие: к нам едет ревизор. ­Откуда эти строки, кто автор?  Я предлагаю вспомнить вам сюжет бессмертной комедии Н.В.Гоголя,  поработать в творческих группах, написать письмо от имени Хлестакова  Тряпичкину о  его похождениях в уездном городе, используя при этом  разного рода обращения, этикетные и вводные слова. Объявляется конкурс «Проба пера!» победителей ждут заслуженные награды! Работа в творческих группах. Афиширование работ. Подведём итоги нашего урока. За творческий конкурс все получают по 5  баллов. Подсчитайте свои баллы. Если у вас 23­22 балла, то поставьте себе  «5»,если 21­18 баллов – «4», если 17­14 – «3». Сдайте свои листы самооценки. А сейчас наше жюри вручит грамоту  победителю  конкурса «Проба пера!» Домашнее задание по выбору учащихся. 1.Написать статью в энциклопедию о вводных словах и обращениях. 2.Сочинить лингвистическую сказку о вводных словах и обращениях. 3.Составить тест (не менее 10 заданий) для товарища «Обращение. Вводные  слова и знаки препинания при них». Спасибо за урок!

Конспект урока по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"

Конспект урока  по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"

Конспект урока по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"

Конспект урока  по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"

Конспект урока по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"

Конспект урока  по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"

Конспект урока по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"

Конспект урока  по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"

Конспект урока по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"

Конспект урока  по русскому языку "Вводные слова, обращения и знаки препинания при них"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.08.2019