Цель урока:
Предметные результаты:
- разграничить лингвистические понятия «язык» и «речь»,
- совершенствовать навыки работы с научно-учебным, лингвистическим, текстом, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности обучающихся.
Личностные результаты:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Метапредметные результаты:
- совершенствовать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению (регулятивные УУД),
- совершенствовать умение использовать знаково-символические средства для решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, структурировать знания (познавательные УУД),
- развивать речевую деятельность (коммуникативные УУД).
Оборудование: лекционный материал, доска.
Урок 1
Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи.
Цель урока:
Предметные результаты:
разграничить лингвистические понятия «язык» и «речь»,
совершенствовать навыки работы с научноучебным, лингвистическим, текстом, уделяя одновременно
внимание повышению письменной грамотности обучающихся.
Личностные результаты:
формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных
интересов, учебных мотивов.
Метапредметные результаты:
совершенствовать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному
пополнению (регулятивные УУД),
совершенствовать умение использовать знаковосимволические средства для решения задач, умение
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, структурировать
знания (познавательные УУД),
развивать речевую деятельность (коммуникативные УУД).
Оборудование: лекционный материал, доска.
Эпиграф урока:
Нам дан во владение самый богатый, меткий,
могучий и поистине волшебный русский язык.
К.Г.Паустовский
Ход урока
Орг. момент
1. Начало занятия. Преподаватель объявляет тему урока, обращает внимание студентов на высказывания
о русском языке, предлагает записать понравившуюся цитату из классиков:
Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. В. Белинский
Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры. Поэтомуто изучение и
сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной
необходимостью. А. Куприн.
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. К. Паустовский
Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так
богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. И. Тургенев
1. Слово преподавателя:
Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и
собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке
журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают
речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не
испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд,
словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской
литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много.
А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного
образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и
мудрости, сохранить культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению
К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое
и некрасивое…
Продолжите ряд противопоставлений: сильное – слабое, правильное – неправильное, родное –
чужое,
живое – мёртвое.
Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте
проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете –
красивым, величественным, выразительным?
выразительное – невзрачное,
величественное – скверное,– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
– Для чего могут использоваться средства выразительности?
– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут
использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
Сообщение темы и целей урока
2. Лекционная часть.
Русский язык один из самых распространенных языков мира. Им (по некоторым подсчетам) владеет около
250 млн. человек. Это язык русской нации, но им, наряду со своим родным языком, активно пользуются и
люди других национальностей, например, казахи, татары, узбеки, украинцы и др.
По своему строю русский язык родственен некоторым другим языкам. Ближе всего к нему –украинский и
белорусский. Русский язык входит в большую семью так наз. индоевропейских языков, наряду с
английским, немецким, французским и некоторыми другими современными языками.
Внутри этой семьи выделяется группа славянских языков. Славянские языки делятся на ю ж н о с ла в
я н с к и е (такие как болгарский, сербский, хорватский), з а п а д н о с л а в я н с к и е (такие как
польский и чешский) и в о с т о ч н о с л а в я н с к и е (русский, украинский, белорусский).
Несколько веков назад русский, украинский и белорусский были не отдельными языками, а диалектами
одного языка. В наше время русские, белорусы и украинцы, говорящие на своем языке, уже с трудом
понимают друг друга, тем не менее, родственные по происхождению, эти языки и сейчас имеют много общего
в своем строе.
Д р е в н е р у с с к и й язык (общий предок русского, украинского и белорусского) отражен в памятниках
письменности. Из сохранившихся и дошедших до нас самая ранняя рукопись относится к 11 веку (датирована
– 1057 год)
Звучащая речь русского человека в ту древнюю эпоху, естественно, никем не фиксировалась
(не было соответствующих технических способов), тем не менее науке известны основные процессы,
происходившие в русском языке на протяжении веков, в том числе и процессы, изменяющие звуковой строй
языка, его фонетическую систему. Известно, например, что в словах лес и день примерно до Х11 века было не
три звука, а четыре и что в первом слоге этих двух слов звучали разные гласные звуки. Никто из ныне
говорящих порусски не может их точно воспроизвести, в том числе и специалистыфонетисты,. но
специалистам известно, как они п р и м е р н о звучали. Это потому, что лингвистика разработала методы
исследования древних языков. Как звучали слова в древнейшую эпоху, устанавливается по к о с в е н н ы м
данным – этим занимаются историки языка. Язык живет по своим законам.
Вопросы и задания
1. К какой группе языков мира относится русский язык?(восточнославянский, из индоевропейской
семьи)
2. Какой язык является общим предком для восточнославянских языков?(древнерусский)
Язык – развивающаяся система: изменяются все языки, конечно, кроме так наз. «мертвых» языков (на них
уже не говорят, а сохранились лишь письменные памятники – таковы древнегреческий, латинский,
старославянский языки).
Живой язык находится в состоянии п о с т о я н н о г о и з м е н е н и я , как все живое. Говорящие могут и
не замечать этих изменений. Но совсем не замечать их трудно: даже люди мало интересующиеся родным
языком отмечают, что они говорят немного иначе, чем их родители, замечают, что появляются новые слова,
выражения.
Многие факты из прошлого установлены достаточно точно, и на них строится отдельная часть науки о
русском языке – и с т о р и я р у с с к о г о я з ы к а.
Остановимся теперь на соотношении языка и культуры, этих двух ключевых для настоящей
работы слов и понятий. Их тесная взаимосвязь очевидна.
Язык — зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только
реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер,
образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.
Как в языке отражается культура других народов? (появляются новые слова, обозначающие какиелибо
явления, вошедшие в наш быт из жизни других народов шаурма, бигмак и т.д.)сист маеа
фонемный;
морфемный;
лексический (словесный);
синтаксический (уровень предложения).
Язык — сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в
грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в
формах письменной и устной речи.
Язык — передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем,
из поколения в поколение. Овладевая родным языком, дети усваивают вместе с ним и обобщенный
культурный опыт предшествующих поколений.
Язык — орудие, инструмент культуры. Он формирует личность человека, носителя языка, через
навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть
через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения.
Язык — мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию
через хранение и передачу культуры, традиций, общественного самосознания данного речевого
коллектива.
Язык как система. Уровни языка.
Языков яаа
, система языкаа — множество элементов языка, связанных друг с другом теми или
иными отношениями, образующее определенное единство и целостность. Каждый компонент языковой
системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью.
В качестве основных выделяются следующие уровни языка: (записать в тетрадь)
Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Запись в тетрадь определения:
Литературный язык — обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей
степени письменно закреплённыминормами; язык всех проявлений культуры, выражающихся в словесной
форме.
Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык
писателей), хотя обычно и ориентируется на те же нормы, заключает в себе много индивидуального, не
общепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и
языка художественной литературы оказывалась неодинаковой.
Литературный язык нельзя отождествлять с языком художественной литературы. Это разные, хотя и
соотносительные понятия.
Литературный язык — это исторически сложившаяся, осознанная обществом, языковая система, которая
отличается строгой кодификацией( Кодификацияупорядочение и фиксация языковых норм; нормирование. (в
лингвистике)) , однако подвижная, не статичная, которая охватывает все сферы деятельности человека: сфера
науки и образования — научный стиль; общественнополитическая сфера — публицистический стиль; сфера
деловых отношений — официальноделовой стиль.
Понятие языковой нормы (Записать определение!)
Норма – это правило, которому следуют говорящие на том или ином языке. Говорить о норме
имеет смысл тогда, когда есть ее нарушения.
Возьмем пример. Правила русского языка требуют, чтобы слово, обозначающее признак
предмета, согласовалось со словом, обозначающим предмет: белая простыня, белой простыни и т.д.
Это правило русскими людьми не нарушается (при здоровом состоянии психики). Даже маленькие
дети не говорят *белый простыня. Но есть немало языковых правил, которые в речи людей нарушаются –
имеется в виду речь людей, для которых русский язык является родным. Например, по правилу нужно
говорить БЕГИ, но очень многиерусские говорят БЕЖИ. Или: по правилу нужно произносить ВЗЯЛ`А (с
ударение на последний слог), однако часто можно услышать ВЗ`ЯЛА (с ударением на первый слог). Такие
нарушения нормы являются РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ.
3. Повторение основных понятий урока
4. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: выучить конспект, подобрать примеры ошибок в нормах языка.