Конспект урока по русскому языку "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)
Оценка 4.9

Конспект урока по русскому языку "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
Взрослым
23.10.2017
Конспект урока по русскому языку "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)
Цель урока: Предметные результаты: - разграничить лингвистические понятия «язык» и «речь», - совершенствовать навыки работы с научно-учебным, лингвистическим, текстом, уделяя одновременно внимание повышению письменной грамотности обучающихся. Личностные результаты: - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Метапредметные результаты: - совершенствовать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению (регулятивные УУД), - совершенствовать умение использовать знаково-символические средства для решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, структурировать знания (познавательные УУД), - развивать речевую деятельность (коммуникативные УУД). Оборудование: лекционный материал, доска.
1.docx
Урок 1 Тема урока: Язык и речь. Основные требования к речи. Цель урока: Предметные результаты: ­ разграничить лингвистические понятия «язык» и «речь»,  ­   совершенствовать   навыки   работы   с   научно­учебным,   лингвистическим,   текстом,   уделяя   одновременно внимание повышению письменной грамотности обучающихся. Личностные результаты: ­ формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. Метапредметные результаты: ­ совершенствовать способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению (регулятивные УУД), ­   совершенствовать   умение   использовать   знаково­символические   средства   для   решения   задач,   умение осознанно   и   произвольно   строить   речевое   высказывание   в   устной   и   письменной   форме,   структурировать знания (познавательные УУД), ­ развивать речевую деятельность (коммуникативные УУД). Оборудование: лекционный материал, доска. Эпиграф урока: Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К.Г.Паустовский Ход урока Орг. момент 1.      Начало занятия. Преподаватель объявляет тему урока, обращает внимание студентов на высказывания о русском языке, предлагает записать понравившуюся цитату из классиков: Что русский язык — один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения. ­ В. Белинский Язык   ­   это   история   народа.   Язык   ­   это   путь   цивилизации   и   культуры.   Поэтому­то   изучение   и сбережение   русского   языка   является   не   праздным   занятием   от   нечего   делать,   но   насущной необходимостью. ­ А. Куприн. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. ­ К. Паустовский Берегите чистоту языка, как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. ­ И. Тургенев 1. Слово преподавателя:        Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты,   учёные,   языковеды,   психологи,   социологи,   писатели,   педагоги   особенно   остро   ощущают речевое   неблагополучие   и   задают   извечные   русские   вопросы Что   делать? и Кто   виноват? Почему   не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами?   Почему   становится   популярным   мнение   о   том,   что   произведения   классической   русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много.        А   ведь   изучение   лингвистики   и   литературы,   этих   важных   составляющих   гуманитарного образования,   –   один   из   путей,   позволяющих   овладеть   нам   мастерством   человеческого   счастья   и мудрости, сохранить культуру. Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое…        Продолжите   ряд   противопоставлений:   сильное   –   слабое,   правильное   –   неправильное,   родное   – чужое,   живое   –   мёртвое. Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему   в   виде   вопроса:   как   сделать   так,   чтобы   язык   был   лучшим   из   того,   что   есть   на   свете   – красивым, величественным, выразительным?   выразительное   –   невзрачное,   величественное   –   скверное, – Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними. – Для чего могут использоваться средства выразительности? –   Средства   выразительности   языка   –   это   путь   к   выразительной,   образной   речи.   Они   могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности. Сообщение темы и целей урока 2.      Лекционная часть. Русский язык ­ один из самых распространенных языков мира. Им (по некоторым подсчетам) владеет около 250 млн. человек. Это язык русской нации, но им, наряду со своим родным языком, активно пользуются и люди других национальностей, например, казахи, татары, узбеки, украинцы и др. По своему строю русский язык родственен некоторым другим языкам. Ближе всего к нему –украинский и белорусский. Русский   язык   входит   в   большую   семью   так   наз.   индоевропейских   языков,   наряду   с английским, немецким, французским и некоторыми другими современными языками. Внутри этой семьи выделяется группа славянских языков. Славянские языки делятся на ю ж н о с ла в я н с к и е (такие как болгарский, сербский, хорватский), з а п а д н о с л а в я н с к и е (такие как польский и чешский) и в о с т о ч н о с л а в я н с к и е (русский, украинский, белорусский).  Несколько веков назад русский, украинский и белорусский были не отдельными языками, а диалектами одного   языка.   В   наше   время   русские,   белорусы   и   украинцы,   говорящие   на   своем   языке,   уже   с   трудом понимают друг друга, тем не менее, родственные по происхождению, эти языки и сейчас имеют много общего в своем строе. Д р е в н е р у с с к и й язык (общий предок русского, украинского и белорусского) отражен в памятниках письменности. Из сохранившихся и дошедших до нас самая ранняя рукопись относится к 11 веку (датирована – 1057 год) Звучащая речь русского человека в ту древнюю эпоху, естественно, никем не фиксировалась (не   было   соответствующих   технических   способов),   тем   не   менее   науке   известны   основные   процессы, происходившие в русском языке на протяжении веков, в том числе и процессы, изменяющие звуковой строй языка, его фонетическую систему. Известно, например, что в словах лес и день примерно до Х11 века было не три звука, а четыре и что в первом слоге этих двух слов звучали разные гласные звуки. Никто из  ныне говорящих   по­русски   не   может   их   точно   воспроизвести,   ­   в   том   числе   и   специалисты­фонетисты,.   но специалистам известно, как они п р и м е р н о звучали. Это потому, что лингвистика разработала методы исследования древних языков. Как звучали слова в древнейшую эпоху, устанавливается по к о с в е н н ы м данным – этим занимаются историки языка.   Язык живет по своим законам. Вопросы и задания 1.      К какой группе языков мира относится русский язык?(восточнославянский, из индоевропейской семьи) 2.      Какой язык является общим предком для  восточнославянских языков?(древнерусский)    Язык – развивающаяся система: изменяются все языки, ­ конечно, кроме так наз. «мертвых» языков (на них уже   не   говорят,   а   сохранились   лишь   письменные   памятники   –   таковы   древнегреческий,   латинский, старославянский языки).    Живой язык находится в состоянии п о с т о я н н о г о и з м е н е н и я , как все живое. Говорящие могут и не замечать этих изменений. Но совсем не замечать их трудно: даже люди мало интересующиеся родным языком отмечают, что они говорят немного иначе, чем их родители, замечают, что появляются новые слова, выражения. Многие факты из прошлого установлены достаточно точно, и на них строится отдельная часть науки о русском языке – и с т о р и я р у с с к о г о я з ы к а.                   Остановимся теперь на соотношении языка и культуры, этих двух ключевых для настоящей работы слов и понятий. Их тесная взаимосвязь очевидна. Язык — зеркало культуры, в нем отражается не только реальный мир, окружающий человека, не только реальные условия его жизни, но и общественное самосознание народа, его менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, система ценностей, мироощущение, видение мира.   ­ Как  в языке отражается культура других народов? (появляются новые слова, обозначающие какие­либо явления, вошедшие в наш быт из жизни других народов­ шаурма, биг­мак и т.д.) сист маеа фонемный; морфемный; лексический (словесный); синтаксический (уровень предложения). Язык — сокровищница, кладовая, копилка культуры. Он хранит культурные ценности — в лексике, в грамматике, в идиоматике, в пословицах, поговорках, в фольклоре, в художественной и научной литературе, в формах письменной и устной речи. Язык — передатчик, носитель культуры, он передает сокровища национальной культуры, хранящейся в нем, из   поколения   в   поколение. Овладевая   родным   языком,   дети   усваивают   вместе   с   ним   и   обобщенный культурный опыт предшествующих поколений. Язык   —   орудие,   инструмент   культуры. Он   формирует   личность   человека,   носителя   языка,   через навязанные ему языком и заложенные в языке видение мира, менталитет, отношение к людям и т. п., то есть через культуру народа, пользующегося данным языком как средством общения. Язык — мощное общественное орудие, формирующее людской поток в этнос, образующий нацию через   хранение   и   передачу   культуры,   традиций,   общественного   самосознания   данного   речевого коллектива. Язык как система. Уровни языка. Языков яаа , система   языкаа —   множество   элементов языка,   связанных   друг   с   другом   теми   или иными   отношениями,   образующее   определенное   единство   и   целостность.   Каждый   компонент   языковой системы существует в противопоставлении другим элементам, что наделяет его значимостью.  В качестве основных выделяются следующие уровни языка: (записать в тетрадь)     Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Запись в тетрадь определения: Литературный язык — обработанная форма общенародного языка, обладающая в большей или меньшей степени   письменно   закреплённыминормами;   язык   всех   проявлений культуры,   выражающихся   в   словесной форме. Он функционирует как в письменной, так и в разговорных формах. Язык художественной литературы (язык писателей),   хотя   обычно   и   ориентируется   на   те   же   нормы,   заключает   в   себе   много   индивидуального,   не общепринятого. В разные исторические эпохи и у разных народов степень близости литературного языка и языка художественной литературы оказывалась неодинаковой. Литературный   язык   нельзя   отождествлять   с   языком   художественной   литературы.   Это   разные,   хотя   и соотносительные понятия. Литературный язык — это исторически сложившаяся, осознанная обществом, языковая система, которая отличается строгой кодификацией( Кодификация­упорядочение и фиксация языковых норм; нормирование. (в лингвистике)) , однако подвижная, не статичная, которая охватывает все сферы деятельности человека: сфера науки и образования — научный стиль; общественно­политическая сфера — публицистический стиль; сфера деловых отношений — официально­деловой стиль. Понятие языковой нормы (Записать определение!) Норма – это правило, которому следуют говорящие на том или ином языке. Говорить о норме имеет смысл тогда, когда есть ее нарушения. Возьмем пример. Правила русского языка требуют, чтобы слово, обозначающее признак предмета, согласовалось со словом, обозначающим предмет: белая простыня, белой простыни и т.д. Это правило русскими людьми не нарушается (при здоровом состоянии психики). Даже маленькие дети не говорят *белый простыня. Но есть немало языковых правил, которые в речи людей нарушаются – имеется   в   виду   речь   людей,   для   которых   русский   язык   является   родным.   Например,   по   правилу   нужно говорить БЕГИ, но очень многиерусские говорят БЕЖИ. Или: по правилу нужно произносить ВЗЯЛ`А (с ударение на последний слог), однако часто можно услышать ВЗ`ЯЛА (с ударением на первый слог). Такие нарушения нормы являются РЕЧЕВЫМИ ОШИБКАМИ.  3.     Повторение основных понятий урока 4.     Подведение итогов урока. Домашнее задание: выучить конспект, подобрать примеры ошибок в нормах языка.

Конспект урока по русскому языку "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)

Конспект урока по русскому языку "Язык и речь. Роль языка в обществе" (1 курс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.10.2017