Урок по технологии в 6 классе Лоскутная мозаика.docx
Убылицина Надежда Никитична,
Учитель технологии,
МБОУ «СОШ №18»,
Г. Абакан, республика Хакасия
Урок технологии в 6 классе
Данный урок является
обобщающим после изучения разделов
«Материаловедение», «Машиноведение».
Реализация цели урока происходит при формировании у обучающихся
ключевых, общекультурных и коммуникативных компетенций. Организация
урока обеспечивает реализацию предметных, метапредметных и личностных
умений. В процессе изучения конкретной темы формируются познавательные
универсальные учебные действия, организуется поэтапная самостоятельная
учебная и рефлексивная деятельность, что позволяет обеспечить условия для
применения
знаний и умений в практической деятельности.
Тема урока: Лоскутная мозаика.
Цели урока: Закрепить знания о швейной машине и машинных швах.
Задачи урока: Отработать навыки работы на швейной машине, и определению
свойств тканей из натуральных волокон. Формировать организационно
технологические умения
по составлению геометрического орнамента.
Воспитывать эстетический вкус,
ответственность за индивидуальную деятельность.
умение работать в коллективе, нести
Тип урока: Урок развития творческой активности. Комбинированный.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы обучения: Объяснительноиллюстративный, инструктаж, проблемно
поисковый, самостоятельная (практическая) работа.
Межпредметные связи: история (краеведение), математика, изобразительное
искусство.
Сохраняющие здоровье технологии (валеологический компонент):
Музыкальная терапия, физкультминутка.
Средства обучения: раздаточный материал , компьютер, экран, проектор.
Контроль качества знаний и их корректировка: беседа, объяснение,
выполнение практической работы.
Ход урок.
I Организационный момент
1. Приветствие.
2. Получение сведений об отсутствующих.
II Актуализация полученных знаний
Вспомнить названия всех основных деталей шв. машины.(работа в группах:
учащиеся из I группы по очереди называют детали машины, а учащиеся из II
группы – показывают на плакате, затем меняются ролями).
Повторить порядок подготовки швейной машины к работе. (Задание из
теста: расставить последовательность операций.)
По схеме дать название шва (стачной в разутюжку, в подгибку с закрытым
срезом).
Где применяются данные швы?
Рассмотреть выбранные для работы ткани, назвать признаки определения
волокнистого состава, лицевой и изнаночной стороны, направление долевой
нити, направление рисунка ткани.
Как вы думаете, современной девушке нужно разбираться в тканях и уметь
работать на швейной машине?
Можно ли сочетать разные ткани в одном изделии?
Из каких фрагментов ткани можно создать новый рисунок? Где можно использовать полученное изделие?
В какой технике мы сегодня будем работать?
Сформулируйте тему урока.
III Сообщение познавательных сведений
Учитель. Сегодня на уроке, мы научимся из маленьких лоскутков (остатков
ткани или из старых вещей) создавать полотно с новым авторским рисунком.
«печворк».
Такой стиль называется «лоскутная мозаика» или от англ.
Искусство шить из лоскутков издавна известно многим народам. Это один из
видов народного творчества, близкий по существу к мозаике. Лоскутное шитьё
известно на Руси как один из интереснейших видов домашнего рукоделия очень
давно. Но как профессиональное искусство работы с лоскутом, оно стало
возрождаться только в конце 60гг. XX в. Работа выполняется вручную (швом
«вперёд иголку», тамбурным, петельным или потайным стежком) или на
швейной машине (стачным швом, зигзагообразной строчкой). В технике печворк
можно изготовить разнообразные изделия одежды и предметы быта.
Истоки создания изделий из лоскутов следует искать, очевидно, на Востоке. В
Египте, в окрестностях Каира, были найдены изделия в этой технике старше
3000 лет. Многочисленные находки со всего света свидетельствуют, что эта
техника шитья практиковалась в разных уголках мира. Лоскутная техника
занимала важное место в истории американской культуры.
«Изба», «дом», «хижина» так поразному называют то место, где уютно и
безопасно, куда всегда можно вернуться. Именно об этом, наверное, думали
мастерицы, изобретая своеобразные узоры из лоскутов ткани для украшения
своего дома. Были придуманы десятки вариаций узоров, и их использование
стало повсеместным. Некоторые композиции стали настолько популярны, что
имеют собственные имена: «Свет и тень», «Ступени дворца правосудия»,
«Прямая борозда», «Колодец», «Звезды» и другие, отражающие различные
стороны жизни и занятий людей. Как художественное ремесло техника лоскутных изделий развивалась,
например, в Германии, лишь в последние десятилетия. Особую роль здесь
сыграла Гильдия Пэчворк с ее все возрастающим числом поклонников, которые
существенно содействовали распространению этой техники. Английское
название этой техники «patchwork» означает изделие из лоскутов. Лоскутная
техника популярна у многих народов.
IV Проверка домашнего задания
Какие изделия из лоскутков были распространены в нашем регионе?
(сообщение ученика) В нашем регионе были распространены изделия,
выполненные в технике “уголки ”. Сущность её заключалась в том, что
лоскутки не сшивают между собой, а каждый из них выкраивают с помощью
шаблона, складывают в треугольник, группируют рядами и настрачивают их
основания на основу из любой плотной ткани, получая мозаичное полотно
со свободно отходящими вершинами разноцветных треугольников.
В крестьянских семьях бытовала ещё одна очень простая техника.
Нарезанные прямоугольники нашивались на основу рядами. Коврик
получался мягким.
В лоскутной технике выполнялись коврики, одеяла, покрывала. В
этом случае квадраты из ткани сшивались между собой с изнаночной
стороны вручную.
Есть ли у вас в семье изделия из лоскута? Кто в вашей семье
занимается прикладным творчеством? (ответы учащихся)
Учитель. Традиции лоскутной техники не потеряли своего значения и
сегодня. На их основе создаются современные изделия, которые делают
наш дом и быт уютным и красивым.
Какие изделия из лоскута сегодня можно увидеть? (ответы учащихся)
V Изложение нового материала Учитель.
Чтобы изделие из кусочков ткани получилось красивым,
эффектным, нужно правильно подобрать ткань по фактуре и цвету
(демонстрация коллекции тканей). Чаще всего используют хлопок. Его легко
кроить, он хорош в обработке, держит форму. Выбор х/б тканей сейчас очень
велик, можно найти любые оттенки, самые разнообразные набивки и узорчатые
переплетения. Шелк с его матовым блеском выглядит особенно благородно.
Тонкие шелковые ткани перед раскроем дублируют (приутюживаются для
уплотнения к тонкому флизелину). Наряду с хлопком и шелком можно
употреблять и лен, и вискозу, и смесовые ткани. Чтобы избежать после
стирки изделия линьки или усадки, следует предварительно продекатировать
(простирать или отпарить утюгом) все необходимые ткани. Ткань становится
мягкой и ее легче шить.
Выбор цвета имеет первостепенное значение в проекте изделий из лоскутов.
Законы гармонии, построенные на цветовом спектре, помогают извлекать
нужный эффект и развивать новые идеи.
Основой гармонии цвета и его воздействия является цветовой круг.
Существуют три основных цвета: красный, синий и желтый. При смешении двух
основных цветов получаются производные цвета: оранжевый, зеленый,
фиолетовый. Цветовая гармония может возникнуть в результате сочетания двух
красок, близких друг к другу, а также в результате цветового контраста.
Гармония – это всегда равновесие.
В компьютерной программе Paint можно создавать шаблоны для выполнения
работ в технике печворк. Посмотрите как это делается (объяснение учителя).
Вспомним этапы работы над проектом (ответы учащихся по тетради).
Этапы работы над проектом
1. Поставить цель: какое изделие это будет, его назначение, применение; Составить схему изделия
Подобрать ткань по цвету, фактуре;
2. Продумать возможные варианты, выбрать один, обосновать выбор;
3.
4.
5. Подготовить ткань к раскрою;
6.
Изготовить шаблоны, на которых указать направление долевой нити и
количество деталей;
7. Составить последовательность изготовления изделия
8.
Приколоть шаблоны с изнаночной стороны ткани, обвести по контуру,
разметить припуски на швы;
9. Вырезать детали по линии припусков;
10. Соединить их согласно схеме по линиям контура;
11.Выкроить прокладку и подкладку по форме верхней части;
12. Верхнюю часть, прокладку и подкладку простегать по швам стачивания
деталей;
13. Обработать края окантовочным швом.
14.Окончательная отделка изделия.
VI Практическая работа учащихся
Работа в тетради. Запись темы урока, основных терминов и положений.
(печворк, декатировать, дублировать).
Вводный инструктаж (подготовка рабочего места к практической работе,
последовательность выполнения работы на данном этапе, предполагаемый
результат). Напоминание правил безопасной работы ножницами.
Задание для практической работы: каждый учащийся перегибая лист бумаги
составляет шаблонэскиз будущего полотна. Подготовка лекала.
Текущий инструктаж (организация рабочего места во время работы).
Напоминание правил безопасной работы утюгом.
Задание для практической работы: выбор и подготовка ткани.
Раскрой по лекалам деталей полотна с учётом припусков на швы.
Заключительный инструктаж (уборка рабочих мест). Проверка качества
выполненной работы на уроке.
Отметим особенности при работе в технике пэчворк.
Рефлексия
1
Какие ткани самые скользкие х/б, льняные или шёлковые? 2
3
4
5
Каким швом следует выполнять работу в стиле пэчворк стачным, в разутюжку,
накладным, в подгибку?
Какова должна быть ширина шва 0,5 см., 1,0 см., 3,0 см?
Что должно получится в результате соединения фрагментов?
В чем преимущества лоскутной техники?
Подведение итогов
Рассмотреть внешний вид полученных фрагментов Оценить качество работ.
Проанализировать ошибки. Объявить оценки. Уборка рабочих мест.
Задание на дом
На компьютере с помощью программы Paint составить варианты рисунков,
подготовить презентацию. Начать работу над проектом.
Конспект урока по технологии 6 класс
Конспект урока по технологии 6 класс
Конспект урока по технологии 6 класс
Конспект урока по технологии 6 класс
Конспект урока по технологии 6 класс
Конспект урока по технологии 6 класс
Конспект урока по технологии 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.