Конспект урока по технологии "Образы природы в коллаже из ткани"(3 класс)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
технология
3 кл
26.02.2017
Цели: познакомить с понятиями «коллаж» и «фактура»; учить различать аппликацию и коллаж, создавать образы природы в технике коллажа, используя в качестве материала кусочки ткани разных сортов; развивать умение строить многоплановую композицию, эстетический вкус; воспитывать интерес к предмету; формировать у учащихся представления о гармонии предметного мира.
Демонстрационное оборудование: образцы изделий, выполненных в техниках аппликации и коллажа, образцы материалов для коллажа, образцы тканей с разной фактурной поверхностью; рисунки с изображением цветов, пейзажа и т. п.; предметно-технологическая карта; ножницы, клей, кисть, салфетка; учебник; для учащихся - кусочки ткани, разных видов тесьмы, кружев, ножницы, клей, кисть, салфетка; учебник, рабочая тетрадь.
Словарь: коллаж, фактура, аппликация.
технология.docx
Т е м а : образы природы в коллаже из ткани
Уроки 45
Ц е л и : познакомить с понятиями «коллаж» и «фактура»; учить различать аппликацию и коллаж,
создавать образы природы в технике коллажа, используя в качестве материала кусочки ткани
разных сортов; развивать умение строить многоплановую композицию, эстетический вкус;
воспитывать интерес к предмету; формировать у учащихся представления о гармонии предметного
мира.
Демонстрационное оборудование: образцы изделий, выполненных в техниках аппликации и
коллажа, образцы материалов для коллажа, образцы тканей с разной фактурной поверхностью;
рисунки с изображением цветов, пейзажа и т. п.; предметнотехнологическая карта; ножницы, клей,
кисть, салфетка; учебник; д л я у ч а щ и х с я кусочки ткани, разных видов тесьмы, кружев,
ножницы, клей, кисть, салфетка; учебник, рабочая тетрадь.
Словарь: коллаж, фактура, аппликация.
Х о д у р о к а
Сообщение темы урока.
3.На прошлом уроке вы создали замечательные аппликации, используя природный материал.
Ранее вы делали аппликации из бумаги. Сегодня вы создадите образы природы из кусочков ткани в
новой для вас технике коллажа. Вы не знаете, что это такое? Сегодня вы познакомитесь с этой
техникой и создадите выразительную композицию из обыкновенных лоскутков ткани.
3.3.Изучение нового материала.
1. Понятие «коллаж».
4. «Коллаж» происходит от французского слова, буквально обозначающего
«наклеивание». Коллаж это технический прием в изобразительном искусстве, когда на
какуюлибо основу наклеиваются самые разные по цвету и фактуре кусочки материалов.
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
В графических коллажах обычно используются вырезанные картинки, бумага разного цвета и
фактуры, а также ткань, фольга и прочее выбор материала зависит лишь от фантазии творца. К
тому же техника коллажа позволяет смешивать наклеивание и непосредственно «работу руками»,
то есть ваяние кистью, пером и прочее. Может показаться, что коллаж это относительно новое
веяние в декоративноприкладном творчестве. Отнюдь! Еще в древнем Китае были распространены
композиции из цветной бумаги и сухих листьев и цветов. В 20е годы XX века техника коллажа
стала очень популярной и достигла своего расцвета. Многие художники (начиная с Пикассо) ис
пользовали газетные листы, этикетки и прочее для большей выразительности и достоверности.
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания
разнородных материалов. Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами тушью,
акварелью и т. д.
Может показаться, что коллаж и аппликация это одно и то же. Но это не так. Посмотрите на
образцы изделий, выполненных в техниках коллажа и аппликации (см. рис. 1, 2 на с. 24')4, и
назовите отличительные черты каждой из техник. (В коллаже, в отличие от аппликации,
материалы не просто приклеены к основе, а еще и дополнительно обработаны. Кроме того, в
аппликации одновременно могут использоваться несколько совершенно разных материалов:
газета, ткань и щепа и т. п. Различаются аппликация и коллаж цветовым решением. В кол
лаже лучше передаются оттенки.) Изза этих особенностей коллажа поверхность изделия получается фактурной. Фактура (от лат.
factura обработка, строение) в изобразительных искусствах это характер поверхности
художественного произведения. Например, поверхность декоративноприкладного изделия может
быть полированной, гладкой или шероховатой, жатой и т. п.
2. Материалы и инструменты для выполнения коллажа.
М а т е р и а л ы д л я к о л л а ж : а .
В коллаже, в отличие от многих других видов изобразительного искусства, огромное значение
имеет не только цветовая гамма, но и фактура материалов. Именно она придает кол лажным
работам особую выразительность. Гармоничное соотношение нежных компонентов с грубыми, а
блестящих с матовыми делает композицию необычайно эффектной. При создании коллажа
применяются любые природные материалы, лишь бы они подходили для воплощения идеи и
гармонично сочетались друг с другом. Ветки, листья, цветы, мох, лишайники, кора, раковины
перечень этот неисчерпаем.
Р а с т е н и я благодарнейший материал для коллажей.
Делают коллаж и из камушков, битого стекла, синтетической верёвки, раковин, морских звёзд.
Засушенные растения в коллаже тоже прелестны у них особый приглушенный цвет и даже
сохраняется аромат.
В общем, в качестве материалов для коллажа может служить практически всё, что может
найтись в доме: цветная бумага для аппликаций, фантики от конфет, нитки и пряжа, обрезки ткани
и кружев, старые почтовые открытки, фольга, коробочки изпод йогурта, макаронные изделия,
бобы, горох, пуговицы. В качестве основы для коллажа можно взять картон или толстую ткань,
например вельвет или бархат.
Т к а н ь тоже часто используется. Она имеет богатую цветовую гамму и разнообразную
фактуру поверхности (ворс, складочки, блеск и т. п.), что позволяет добиваться в изделии не
обыкновенных эффектов.
К л е й. Хорошо использовать клей ПВА, он не оставляет следов и блестящих потеков на
бумаге и ткани. Можно также использовать клей марки «дракон» это такой прозрачный, вязкий,
продается на хозяйственных рынках, изначально предназначен для приклеивания всяких
пенопластовых панелей и плинтусов на потолок. Годится и клейкарандаш. Только имейте в виду,
что почти все клеи подобного типа не очень прочные, и то, что вначале казалось прочно
приклеенным, через месяц другой начинает рассыпаться. Для создания коллажей прекрасно
подходит двусторонний скотч, только если бумага не слишком тонкая.
Н о ж н и ц ы . Тупые ножницы могут испортить удовольствие от работы. Поэтому очень важно
иметь хороший инструмент с остро заточенными лезвиями.
Для вырезания особо мелких деталей прекрасно подходят маникюрные ножницы.
Если необходим очень ровный край вы вряд ли добьетесь этого с помощью ножниц. Для этого
вам понадобится макетный или переплетный нож таким ножом пользуются, например,
строительные мастера для разрезания обоев, линолеума и пр. У них пластиковая ручка и
выдвижное лезвие. Резать таким ножом лучше всего под металлическую линейку, можно использо
вать и пластмассовую, но изза неловких движений с нее срезается стружка.
III. Актуализация знаний учащихся.
1. Выбор образной основы для коллажа.
Что такое «замысел»? (Задуманный план действий, намерение создать чтолибо.)
Непременно ли нужен он для создания произведения? Как вы думаете? (Ответы учащихся.) Если
с самого начала не продумать весь процесс изготовления какогото изделия от идеи до
воплощения, то вряд ли оно получится качественным. Поэтому начнем работу над панно с продумывания того, что мы хотели бы изобразить на нем.
Откуда мы можем почерпнуть идею? (Ответы учащихся.) Чаще всего от просмотра различных
журналов, книг, фотографий. Но если вы умеете неплохо рисовать, то вполне можете сделать
эскиз своего панно самостоятельно. Важно только помнить, что, как и при работе в технике
аппликации, так и при выполнении коллажа рисунок нужно стилизовать, то есть упрощать его,
убирая несущественные детали. Стилизация реального мира была распространена еще в каменном
веке. Вы можете увидеть это на рисунках людей первобытного общества (рис. З)5. Что на них
изображено? (Ответы учащихся.)
Чем стилизованный рисунок отличается от реалистического? (Ответы учащихся.) Чтобы
стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета.
Посмотрите на рисунок (рис. 4)6. Какие основные характерные черты были отобраны художником
для изображения птицы? (Ответы детей.)
Как вы думаете, что изображено на рисунке (рис. 5)!1 (Ответы детей.) Трудно ли по этому
рисунку догадаться, что это бабочка?
Вот такую же работу по стилизации рисунка должны проделать и вы.
2. Порядок работы над коллажем.
Учащиеся под руководством учителя составляют последовательность работы над панно
по предметнотехнологической карте или образцу изделия.
Разработка рисунка.
Рисование эскиза.
Подбор материалов.
Заготовка деталей коллажа.
Раскладывание деталей на основе.
Проверка композиции.
Наклеивание деталей дальнего плана.
Наклеивание деталей среднего плана.
Наклеивание деталей переднего плана.
Наклеивание дополнительных элементов (бусинок, пуговок т. д.).
Просушивание изделия.
3. Демонстрация приемов работы.
Учитель демонстрирует приемы работы по изготовлению коллажа, обращая внимание
учащихся на то, что выразительность панно во многом зависит от правильного подбора мате
риалов, учета фактуры каждого вида ткани, кружев, тесьмы.
Физкул ьтминутка
Практическая работа.
Урок 4. З а д а н и е : разработать эскиз рисунка для коллажа. Урок 5. З а д а н и е : выполнить
коллаж.
Практическая работа.
З а д а н и е : изготовить фигурки рыбок в технике оригами.
Во время практической работы учитель контролирует правильность приемов работы,
оказываепi помощь учащимся, испытывающим затруднения.
Итог урока.
В ы с т а в к а р а б о т у ч а щ и х с я . Анализ проделанной работы.
Беседа с учащимися по в о п р о с а м :
5. Понравился ли вам урок? 6. Что нового вы узнали?
7. Что вы с удовольствием делали на уроке?
8. Что вызвало у вас затруднения?
9. Как вы преодолели эти трудности?
10. Какая из работ, по вашему мнению, наиболее выразительна?
11. Как вы оцениваете свою работу?
Домашнее задание: учебник, с. 2627.
Конспект урока по технологии "Образы природы в коллаже из ткани"(3 класс)
Конспект урока по технологии "Образы природы в коллаже из ткани"(3 класс)
Конспект урока по технологии "Образы природы в коллаже из ткани"(3 класс)
Конспект урока по технологии "Образы природы в коллаже из ткани"(3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.