Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"
Оценка 4.9

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
история
6 кл
21.02.2018
Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"
Цели урока: познакомить учащихся с бытом и нравами Древней Руси: с повседневной жизнью земледельцев и горожан IX-XIII веков, их жилищем, одеждой, традициями; развивать самостоятельность, речь, умение работать в команде;высказывать собственную точку зрения на исторические события, и ее аргументировать. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за историю своей страны. Тип урока: урок открытия новых знаний. Оборудование: учебник История России А.А. Данилов, Л.Г. Косулина 6 класс, раздаточный материал, презентация.
6 класс.doc
Тема урока: Быт и нравы Древней Руси Цели урока:  1.   Познакомить   учащихся   с   бытом   и   нравами   Древней   Руси:   с   повседневной   жизнью земледельцев и горожан IX­XIII веков, их жилищем, одеждой, традициями.  2.   Развивать   самостоятельность,   речь,   умение   работать   собственную точку зрения на исторические события, и ее  аргументировать.   в   команде.   Высказывать 3. Воспитывать патриотизм, чувство гордости за историю своей страны.  Тип урока: урок открытия новых знаний. Оборудование:  учебник   История   России   А.А.   Данилов,   Л.Г.   Косулина   6   класс, раздаточный материал, презентация. Ход урока: Орг. момент:  – Настроение, каково? – ВО!  – Все такого мнения? – Да! – Все без исключения? – Да! – Тогда улыбнитесь и подарите свою улыбку соседу и всем присутствующим на уроке гостям.   На предыдущих уроках мы с вами познакомились с племенами восточных  славян, узнали об образовании ДРГ, деятельности первых киевских князей и  прежде, чем начать урок мы проверим, как был усвоен вами данный материал. (ТЕСТ) ­ Ребята, во сколько вы встаете утром? (примерно 7.30) ­ А дальше? (умываемся, завтракаем, собираемся и идем в школу, слушаем музыку) ­ Итак, утро – это начало, опережающий образ будущего дня.                  Ребята, как вы думаете, во сколько вставали люди в Древней                   Руси? (с петухами, затем кушали и начинали трудиться)              ­ Почти правильно, но вы забыли о главном. Прежде чем начать день,                  человек Древней Руси подходил к иконе и обращался к Богу с                 молитвой (икона на столе). Представьте, ребята, весь русский люд в одно мгновение утра поклонялся иконе Божией и только после                 молитвы начинал трудиться… Вот мы с вами, узнав об этом,                 отправимся сейчас в 9­11 века и посмотрим, как жили наши предки. Выскажите  предположения   о  том, что  мы  должны  будем  узнать  по  нашей теме. Что такое быт и нравы? (Дети высказывают свои гипотезы) Запись в тетради: Быт­ это повседневная жизнь. Нравы ­это жилище, одежда, пища. Можем ли мы сразу сейчас рассказать о том, как был организован быт и нравы в Древней Руси? Сегодня   мы   с   вами   должны   познакомиться   с   повседневной   жизнь земледельцев и горожан, рассмотреть военное дело, жилища людей того времени, а также познакомиться с одеждой того времени.    Класс делиться на 2 группы «Основное население», «знать» Читают материал § 8 п.1 «Повседневная жизнь земледельцев и горожан»    Заполняют таблицу, каждый свой столбец: Линии сравнения Занятия Брак Основное население Знать Земледелие, скотоводство,  бортничество, охота, оборона  от лихих людей (разбойников),  на юге от кочевников. девочки— с 12 лет были на  выданье, мужчины — с 17 лет  должны были обзавестись  семьёй. Правили суд, управляли  подвластными землями,  принимали послов. девочки— с 12 лет, мужчины — с  17 лет Развлечения Посиделки зимой (за домашней работой рассказывали сказки,  исполняли былины, песня).  Народные гулянья летом  (пели, водили хороводы,  Пиры в сопровождении  скоморохов и гусляров, охота,  чтение. играли в жмурки, горелки,  прятки) Воспитание Мальчиков с 7 лет приучали к  труду и военному делу,  девочек к ведению домашнего  хозяйства Мальчиков с 5 лет обучали  грамоте и военному делу, девочек с 7 лет учили вести домашнее  хозяйство Вывод: Мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати,   первые   трудились,     выполняли   различные   повинности.   А   знать правила, принимало послов,  устраивала пиры и ходила  в военные походы.         Действительно военному делу придавалось большое значение,  т. к. врагов     у   молодого государства было очень много. И долг каждого мужчины      защищать его.  2. Военное дело.  Главной военной силой  и опорой князя была дружина. Дружина делилась на  старшую (знатные мужи) и младшую (отроки).  В случае  опасности князь собирал из городского и сельского населения ­ ополчение. Ополченцев называли вои.В вооружение русского воина входило: меч, топор, лук со стрелами, копье, щит, булава, палица. Голову и тело защищала кольчуга, шлем. Русский человек всегда стоял на защите своего Отечества. Жилище князей и бояр – хоромы. Хоромы состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем, там размещалось отапливаемое помещение – изба, холодные горницы ­  повалуши, летние спальни клетки. Рядом с теремом находились летние помещения, их соединяли с избой холодные переходы  – сени. В хоромах князя была еще и гридница ­  большая парадная комната, где хозяин пировал со  своей дружиной. Все постройки объединялись единым двором. Дворы были окружены каменными или  деревянными оградами с могучими воротами. Зажиточные горожане жили в срубах, нередко в двухэтажных. Первый этаж –  хозяйственный, второй – жилой. Здания состояли из нескольких комнат. В покоях стояли деревянные кровати, скамьи  столы, лари для ценной одежды. По стенам развешивали полки для посуды. Жилые покои  освещались свечами. Ремесленный люд жил на окраинах города в – слободах. Слобода состояла из рубленных  деревянных изб и глинобитных домиков. Крестьяне :жили в небольших домах. На юге – полуземлянках, на севере в срубных  наземных постройках с деревянными полами. Печи глинобитные или каменные топились по­черному. Окна были маленькими, обтягивались коровьими пузырями или промазанной  маслом холстиной. Жилища освещались лучинами. Новые понятия: слобода, хоромы. Слобода­это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности. Хоромы –жилище князей и бояр состоящее из нескольких строений в центре которых  находился терем. Задание. В сценке будут отражены особенности русского костюма. Нужно записать незнакомые вам слова. Сценка. Древнерусская изба и семья. Действующие лица: мать прядет, отец одевается, дочь у зеркала прихорашивается. Все собираются в церковь. Дочка. – Батя, а почему рубаха у вас такая длинная? Отец. – Так положено. Я ее сейчас кушаком подвяжу, и все будет нормально. Продолжает наматывать на ноги онучи. Дочь. – Батя, а что это вы за тряпки на ноги мотаете? Отец. – Это не тряпки, а онучи называются. Сейчас вот сверху сапоги надену, штаны в них заправлю и все.  Дочь. – Ой, батя, а сапоги­то чтоль на одну ногу?! Надо ж на разные. Отец. – Ничего ты, глупая не понимаешь! Так положено, вот разношу и все будет нормально! Мать. – Ты чего к отцу­то привязалась? Что да как?! Дочь. – Маманя, а вы долго прясть собираетесь? В церковь идти надо, служба уж скоро. Мать. – Сейчас закончу. Начинает убирать возле прялки. Снимает обручи с рукавов рубахи.  ­ Надо рукава распустить, а то случай­то торжественный и поневу поправить. Надевает на голову полотенце и приговаривает: ­ Голову­то надо покрыть, а ты как незамужем можешь идти без повоя, «простоволосой». Дочь. – А вы повой­то хорошо повяжите, а то ненароком сдерет кто с головы, пойдете опозоренной. Мать. – Сдерет, так штрафом, знаешь каким будет наказан! Отец. – Ну, что. Скоро вы, чтоль или нет? Идти уже надо! Уходят. Проверяется выполнение задания. Каковы Особенности древнерусского костюма? В тетрадь выписываются новые слова (прикрепляются и на доску). Кушак – пояс. Онучи – тряпки, которые наматывали на ноги перед тем, как надеть обувь. Повой – это женский праздничный головной убор. «Простоволосая» – непокрытая голова. Понева­ шерстяная юбка Вывод: « Формирование государства и принятие христианства благотворно  сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого  периода  стало  возникновение существенной разницы между образом жизни  знати и основной массы населения.                                                                           Быт и нравы жителей древней Руси определялись их занятиями и социальным  положением.

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"

Конспект урока по теме: "« Быт и нравы Древней Руси»"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018