Конспект урока по теме : «Состав слова.»3 класс
Оценка 4.9

Конспект урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
24.06.2019
Конспект  урока по теме : «Состав слова.»3 класс
• закрепить знания детей о частях речи и частях слова; • обобщить и систематизировать знания учащихся о морфемах слова, их функциях; • закрепить умения разбирать слова по составу, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова, подбирать однокоренные слова, с помощью приставок и суффиксов образовывать новые слова; • развивать навык написания орфограмм в разных частях слов; • воспитывать любовь к родному слову, интерес к чтению художественных произведений
конспект тема урока «Состав слова.»3 класс (2).docx
Тема урока: «Состав слова.»3 класс Цели и задачи урока: ∙        закрепить знания детей о частях речи и частях слова; ∙        обобщить и систематизировать знания учащихся о морфемах слова, их функциях; ∙        закрепить умения разбирать слова по составу, отличать однокоренные слова и формы одного и того же слова, подбирать однокоренные слова, с  помощью приставок и суффиксов образовывать новые слова; ∙        развивать навык написания орфограмм в разных частях слов; ∙        воспитывать любовь к родному слову, интерес к чтению  художественных произведений   Пособия: разработка мультимедийного урока,                  книги со сказками,                  плакаты.      Ход урока  ­­­ Добро пожаловать на урок русского языка в 3 классе. ­­­  Ребята, все на свете из чего­нибудь состоит: облака – из капелек воды,  лес – из деревьев, а из чего состоит речь? (Из предложений) ­­­ Из чего состоят предложения? (Предложения из слов). ­­­ А слова? Слова тоже можно поделить на части. Частям слов и посвящен  наш сегодняшний урок. Вы сегодня покажете, что вы узнали по теме  «Состав слова»  /слайд 1/ ­­­ Сегодня на уроке ваши знания вы будете демонстрировать не только  своим родителям, но и ещё некоторым гостям. Ваши знания хотят проверить герои сказок. (слайд 2) ­­­ Поднимите руки, кто любит читать сказки? На какие группы можно  разделить сказки по их происхождению или написанию? (На народные и  авторские). А по сюжету? (На волшебные, бытовые и сказки о животных.) ­­­Какие сказки вы читали? Какие сказки являются вашими любимыми?    ­­­Отгадайте, кто придет к нам в гости первым: эта героиня очень умна, у  нее есть волшебная книга, она иногда летает по воздуху на золотой  колеснице. (Это Елена Премудрая.)   (слайд 3) Елена Премудрая приготовила для вас три испытания. Она любит во всем  порядок и аккуратность. Испытание 1 ­­­ На какие группы можно разделить эти слова?   (слайд 4) ­­­ Какие слова относятся к группе «Части речи»?   (слайд5) ­­­ Какие ещё части речи вы знаете? Охарактеризуйте каждую часть речи и  приведите примеры. /стихи читают наизусть дети/ (предлог) Из, к, в, у, за, с, от, по, на, около, для, под. Из леса, к лугу, на поляну, у кустика, с тропинки, в яму, от речки, около дороги – Пиши отдельно все предлоги. Из, к, в, у, за, с, от, по, на, около, для, под – их ещё раз прочитай и уже не забывай. (имя существительное) Сова, лиса, осёл, коза, собака, кошка и оса, петух, корова, бегемот, рыбак, кузнец, река и плот. Весна, черёмуха, листва, кусты, грибы, роса, трава. Дома, дороги и моря – всё в мире названо, друзья! (имя прилагательное) Я смотрела из окна, мне вся улица видна. Деревянная скамья, на скамье сидит семья: старый дедушка седой, внук – красивый, молодой, мама с папой, а у ног – серый, м аленький щенок. Если будете внимательными, то найдёте прилагательные. (местоимение) Вместо имени предмета говорим мы слово: ЭТО, ТО, ОНИ, ОНО, ОНА – всем известные слова. Это, без сомнения, слова  ­ МЕСТОИМЕНИЯ. ­­­ Какие слова относятся к группе «Части слова»? ­­­ Какие ещё части слова вы знаете? ­­­Молодцы! (клоун) ­­­ Давайте вспомним, в каком порядке вы разбирали слова по  составу. (слайд 6) ­­­ А теперь мы поподробнее остановимся на каждой части слова. ­­­ Прочитайте текст. /слайд 7/  «Стоял на опушке теремок. Подбежала к теремку мышка, постучала и  спрашивает: «Кто в теремке живёт?» ­­­ Из какой сказки эти слова? Кто автор этой сказки? ­­­ Какие слова часто повторяются в тексте? Чем отличаются эти слова?  Назовите окончание в каждом слове. ­­­ Что вы знаете об окончании? (Окончание – изменяемая часть слова,  которая служит для связи слов в предложении ( для образования формы  слова.)   (слайд 8) ­­­ Являются ли эти слова однокоренными? Почему?   /слайд 9/ ­­­ Какие слова называются однокоренными?  (Слова с одним корнем,  имеющие сходство в значении.) /Стихотворение о корне/!!! ­­­ Назовите корень в этих словах.   /щелчок/ ­­­ Назовите однокоренные слова.   ( терем, теремочек)   /щелчок/ ­­­ А что такое корень? (Главная общая часть родственных слов)     /слайд  10/ Испытание 2 ­­­ Второе испытание – навести порядок в волшебной книге Елены  Премудрой.  (слайд 11) ­­­ Здесь все слова перепутались. Как вы думаете, как можно навести  порядок? В какие две группы можно распределить слова? (В группы  однокоренных слов) Задание по вариантам  I вариант – к слову вода, II вариант – к слову гора (после выполнения  задания варианты проверяют друг друга: вода, водный, подводник,  водяной, водица, водичка, водолаз, водопад; гора, горный, горка, пригорок,  высокогорье, косогор, гористый, горняк) ­­­ Какие слова вы не взяли? Почему? (водить, водитель, горе, горевать –  другое значение, не являются однокоренными)  (щелчок) ­­­ Что вы особенного заметили в словах водолаз, водопад, высокогорье,  косогор? (сложные слова, два корня)  Как образуются сложные  слова?   /слайд 12/ (Разобрать слова на доске, с объяснением их значения и образования)  Испытание 3 ­­­ Третье испытание – разгадать тайну имени Елены, почему она  Премудрая? (очень мудрая) ­­­ Какая часть слова дает такое значение? (приставка ПРЕ) ­­­ В имени какой героини есть еще такая приставка? (Василиса  Прекрасная, Елена Прекрасная) (Запись и разбор слов Премудрая, Прекрасная по составу (ученик у доски)  ­­­ А как обычно зовут главных героев в русских сказках? (Иван­царевич).  Какие сказки вы знаете, где есть этот персонаж?   (слайд 13) ­­­ На пути Ивана­царевича каменный столб. Как вы думаете, что на нем  написано? (Кто прямо поедет – сам умрёт и коня сгубит. Кто налево поедет  – сам умрет, а конь цел будет. А кто вправо поедет – сам жив будет, а коню  погибель.)) (слайд 14)   ­­­ В каких словах  есть приставка? Какое значение они здесь  имеют? (Направление движения, начало действия) (Запись слов в тетради, выделение приставки.)  ­­­ Что такое приставка, и какую роль она играет в словах? (часть слова,  которая находится перед корнем и служит для образования новых слов) (слайд 15) /Стихотворение о приставке/!!!  ­­­ Что вы знаете о правописании приставки на? (приставки на, за, над  пишутся с гласной а) ­­­ Для вас задание от Ивана­царевича ­  найти лишнее слово: забота, заезд, замена, запах(слайд 16) (Разобрать слова по составу по очереди. Как образованы эти слова? )  ­­­ Как вы думаете, почему Ивана­царевича так зовут? (сын царя) Как  образовано слово царевич? (с помощью суффикса –евич) ­­­ Отгадайте, кто к нам еще пришел. Этот мальчик не послушал свою сестру и напился из копытца. Да, это сестрица Алёнушка и братец Иванушка из  одноименной сказки. (слайд 17) ­­­ Какими словами они называются в сказке? (ласковыми) ­­­ Да, их называют ласково, с любовью. Какая часть в слове придает  ласковое значение? (Запись слов, разбор по составу на доске: сестрица Алёнушка, братец  Иванушка). ­­­  Какие еще вы знаете уменьшительно­ ласкательные  суффиксы? (Таблица: ­к­, ­ик­, ­ек­, ­еньк­, ­оньк­ и др.)  ­­­ В кого превратился Иванушка, когда попил водицы из копытца? Что  обозначает слово козлёнок? С помощью какой части слова оно образовано? ­­­ С помощью суффиксов  ­онок­, ­ёнок­ образуйте слова, называющие  детенышей животных:(слайд 18) (Устная работа.)  лиса – волк – мышь – медведь – ворона ­ ­­­ Аленушка и Иванушка приготовили для вас интересное задание:  уменьшить предметы. Как вы думаете, с помощью какой части слова это  можно сделать? Учтите, что предметы будут уменьшаться только в том  случае, если вы вставите нужный суффикс: ­ек­, ­ик­. (слайд 19) (Комментированное письмо (работа по цепочке) карандаш – орех – цветок – ковер – ключ – платок – гвоздь – (По ходу образования слова записываются в тетради, выделяется  суффикс.)  ­­­ А с помощью какого суффикса предметы можно увеличить? (­ищ­) (слайд 20) ­­­ Давайте попробуем. Я называю слова, а вы увеличьте их с помощью  суффикса   ­ищ­   (щелчок). (Устная работа) У волка ­        ...  не хвост, а   ...; не лапы, а     ...; не зубы, а     ...! ­­­ Какой же страшный получился волк! Но мы его не боимся, правда,  ребята? Мы же его можем уменьшить в размерах. Давайте попробуем: хвостище ­   ... (хвостик) лапища ­   ...(лапки) зубища ­ ... (зубки) (щелок) ­­­ Какие получились по значению пары слов? (противоположные) Как они  называются?(антонимы) Какая часть слова помогала нам менять значение  слова? Что же вы можете сказать о суффиксе? Что такое суффикс? (часть слова,  которая стоит после корня и служит для образования новых слов)  (слайд 21) Подведение итогов.

Конспект урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект  урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект  урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект  урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект  урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект  урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект урока по теме : «Состав слова.»3 класс

Конспект  урока по теме : «Состав слова.»3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.06.2019