Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
16.02.2018
Урок изучения нового материала с целью формирования у учащихся 8 класса важнейших химических понятий аллотропия, аллотропные видоизменения атома кислорода, а также формирования у учеников широкого и яркого представления о мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов. Учебник Кузнецова Н.Конспект урока химии 8 класс
Урок химии в 8 классе, Озон. Аллотропия..docx
Конспект урока химии (8 класс)
по теме «Аллотропия. Озон»
Учитель – Мальцева Г.Р.
Цель. Сформировать у учащихся 8 класса важнейшие химические понятия
аллотропия, аллотропные видоизменения атома кислорода.
Задачи:
Образовательная:
аллотропных
видоизменений на примере химического элемента кислорода. Описать
свойства кислорода и озона. Научиться писать реакцию взаимопревращения
кислорода и озона. Показать значение озоновой защиты для живых
организмов.
Воспитательная: Донести до учащихся мысль об ответственности каждого
Изучить явление аллотропии,
человека за экологическое состояние на планете.
Развивающая: Сформировать у учеников широкое и яркое представление о
мире, в котором они живут, о взаимосвязи явлений и предметов.
Тип урока:
изучение нового материала.
Ход урока:
Эпиграф урока:
“Кислород — это вещество, вокруг
которого вращается
земная
химия”.
Я. Берцелиус
1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Сформулируйте основные положения атомномолекулярного учения.
(1. Все вещества состоят из молекул.
2. Вещество делимо не до бесконечности, а лишь до его молекул.
3. Молекулы состоят из атомов (химически неделимых частиц).
4. Молекулы и атомы находятся в непрерывном движении.
5. Атомы одного химического элемента одинаковы, но отличаются от атомов
любого другого химического элемента.
6. При физических явлениях молекулы сохраняются, а при химических –
разрушаются.
7. Атомы при химических реакциях, в отличие от молекул, сохраняются.
При химических реакциях новые вещества образуются из тех же самых атомов,
из которых состояли исходные вещества.)
А какие вещества называют «простыми»?
(Простые вещества – это вещества, состоящие из атомов одного вида)
Ребята, мы изучили состав воздуха. Воздух – это смесь газов. А какие простые
вещества входят в состав воздуха?
(Азот, кислород, инертные газы) Будут ли простые вещества отличаться друг от друга, если в их составе один
и тот же вид атомов?
(Конечно, не будут! Будут!)
Посмотрите на кадры этого чудесного голубого неба… (Слайды 2,3)
…Какое чистое безоблачное небо…
И синева... Какая, братцы, синева…
Заворожила, голову вскружила…
Лазурь небесная, ты сердцу так мила…
Вы хотели бы узнать, почему небо имеет такой необыкновенный голубой
цвет? А какие предположения можете сделать вы сами?
(Вариант ответа: толстый слой воздуха имеет голубой цвет. Верно! В толстых слоях
воздух приобретает голубой цвет, но не только… В 1881г появилось подтверждение, что
голубой цвет небу придает озоновый слой в атмосфере Земли)
Для того чтобы разобраться до конца почему небо имеет голубой цвет и
будут ли простые вещества отличаться друг от друга, если в их составе один и
тот же вид атомов, вам нужно познакомиться с явлением аллотропии.
2. Изучение нового материала.
Аллотропия. Аллотропные видоизменения (модификации)
Ктонибудь из вас слышал о явлении аллотропия? В таком случае
предлагаю вам поработать в группах с разными источниками информации,
каждый будет работать со своим источником. Прошу отнестись к работе
очень внимательно, т. к. информация, которую вы приобретете, потребуется
вам при сдаче экзамена не только по химии, но и по биологии и географии.
Работая с источником информации, (Слайд 4) я попрошу вас
выписать в тетрадь ключевые понятия по предложенному плану (читаем
план). (Приложение 1)
1.
Назовите источник.
2. Какое явление называется явлением аллотропии?
3. Аллотропные видоизменения (модификации) – это…
4. Приведите пример химических элементов, для которых характерно
явление аллотропии?
Что Вы сможете сказать обо всех этих определениях? Насколько резко
они отличаются друг от друга? Какое определение вам наиболее близко и
понятно? Как вы уже заметили определения, незначительно отличаются друг
от друга, поэтому вы в дальнейшем можете воспользоваться любым из них.
(Слайд 5)
Кристина, напомни нам, пожалуйста, для каких химических элементов
характерно явление аллотропии? (…). (Слайд 6) Давайте поговорим о самом
распространенном на Земле элементе – кислороде. Посмотрите в ваш глоссарий, какие два простых вещества аллотропные видоизменения
образует кислород? (О2 и О3).
Докажем себе, что кислород и озон – это разные простые вещества,
с разными свойствами.
Лабораторный опыт. (Повторяем правила ТБ)
Получение кислорода разложением пероксида водорода. (Слайд 7)
Цель:
1. получить кислород разложением пероксида водорода;
2. доказать наличие кислорода.
Ход работы:
1. Получение кислорода разложением пероксида водорода.
В пробирку с пероксидом водорода добавьте катализатор – оксид марганца
(IV).
2. Доказательство наличия кислорода.
В пробирку с выделавшимся в результате реакции кислородом
поместите тлеющую лучинку (для этого лучинку подожгите в пламени
спиртовки, а затем погасите ее).
Что наблюдаете в результате реакции? Какие выводы можно сделать?
(Слайд 8)
Заполните таблицу в тетради, используя опорный конспект
(Приложение 2) (2 столбик):
Сравнительная характеристика кислорода и озона
Кислород
Озон
Агрегатное состояние
Цвет
Запах
Растворимость в воде
Температура кипения
Молекулярная масса
Содержание в атмосфере
Другие свойства
А как бы вы записали реакцию получения озона из кислорода?
Попытайтесь записать ее на доске. 3О2 = 2О3. Совершенно верно.
Запишите реакцию в тетради. Однако процесс превращения кислорода в озон
в нормальных условиях в природе не протекает. Он возможен только при
грозовом разряде, когда температура электрической дуги достигает 20000С.
А вот процесс разрушения озона может протекать самопроизвольно (особая
химическая активность): сообщение (Кристина) (Слайды 9, 10) Озон – газ голубого цвета с резким запахом. Каждый, кто обратил внимание
на то, как пахнет воздух после грозы или вблизи источника электрического
разряда, знает запах этого газа очень хорошо.
Занесите данные в таблицу (3 столбик). (Слайд 11)
Озон – аллотропная модификация кислорода. (Слайд 12)
Причины:
– порядок соединения атомов в кристалле;
– различное количество атомов в молекуле.
Применение озона: сообщение (Настя). (Слайд 13)
Вспомните, пожалуйста, из курса географии, где в атмосфере Земли
Дополните, ваши знания о том, почему небо имеет такой
располагается озоновый слой? (В стратосфере на высоте от 18 до 36 км).
удивительный голубой цвет (озоновый слой).
Будут ли простые вещества отличаться друг от друга, если в их составе
один и тот же вид атомов? (Да) (Слайд 12)
Как вы думаете, почему озоновый экран необходим для существования
жизни на планете? Почему без него все живое, в том числе и человечество, а
этот мы с вами может погибнуть? (Озоновый слой защищает Землю от
губительных УФ лучей). (Слайд 14)
Я бы очень хотела, чтобы вы задумались над словами, которые звучат в
СМИ: озоновая защита Земли под угрозой, над Антарктидой увеличивается
озоновая дыра.
Великая озонная защита
Разорвана отныне навсегда.
Виновников незримых не ищите,
Виновники – мы с вами, господа!
3. Этап закрепления изученного материала.
Выполните задания теста (Слайд 15):
1. Аллотропными видоизменениями являются:
а) фосфор и азот; б) азот и кислород;
в) озон и кислород; г) азот и озон.
2. Значение озонового слоя для жизни на Земле заключается
в том, что он:
а) задерживает ультрафиолетовое излучение;
б) обладает бактерицидным действием;
в) предохраняет поверхность Земли от перегрева;
г) задерживает поток мелких метеоритов.
3. Объем каждого газа: азота и кислорода в 100 л воздуха
составляет:
а) 10 л и 60 л, б) 78 л и 21 л, в) 56 л и 25 л, г) 90 л и 10 л.
Проверьте ответы. (Слайд 16)
Самооценка. 4. Этап рефлексии
А сейчас давайте проанализируем, полученные знания. Возьмите лист
рефлексии. (Приложение 3), (Слайд 17) Вы читаете вопросы, устно
отвечаете на них в последовательности от простого к сложному. Как только
ответили на вопрос, зачеркните его.
Итак, какой из вопросов вы зачеркнули последним? (спросить троих).
Проделаем эту процедуру вместе. Последним вы зачеркнули самый трудный
для вас вопрос, поэтому дома обратите на него особое внимание.
5. Домашнее задание.
Вот сегодня вы придете домой и спросите родителей, почему небо
имеет голубой цвет. А чтобы родители окончательно удивились, выучите
ответы на вопросы рефлексии и без запинки расскажите о явлении
аллотропии, об аллотропных видоизменениях кислорода, об озоновой
защите Земли (Домашнее задание).
6. Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся на уроке.
(Слайд 18) Приложение 1.
1. Назовите источник.
2. Какое явление называется явлением аллотропии?
3. Аллотропные видоизменения (модификации) – это…
План
Приведите пример химических элементов, для которых характерно явление
аллотропии?
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Аллотр пияоо
(от др.греч. αλλος — «другой», τροπος —
«поворот, свойство») — существование одного и того же
химического элемента в виде двух и более простых веществ,
различных по строению и свойствам: так называемых аллотропных
модификациях или аллотропических форм.
Примеры
Водород может существовать в двух формах
(модификациях) — в виде орто и пара водорода.
О2 — кислород и О3 — озон. Кислород бесцветен, не имеет запаха,
озон же пахуч, имеет бледнофиолетовый цвет, он более
бактерициден.
Красный фосфор и белый фосфор. Белый фосфор ядовит, светится
в темноте, способен самовоспламеняться, красный фосфор
неядовит, не светится в темноте, сам по себе не воспламеняется.
Множество модификаций углерода, например:
фуллерен, карбин и графен.
графит,
алмаз,
У серы существует 3 аллотропных модификации: ромбическая,
моноклинная и пластическая.
1.
Назовите источник.
2. Какое явление называется явлением аллотропии?
3. Аллотропные видоизменения (модификации) – это…
План
Приведите пример химических элементов, для которых характерно явление
аллотропии?
Материал из э
нциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона.
Аллотропия — явление, при котором один химический элемент
Аллотропные
образует несколько простых веществ.
видоизменения, или модификации, это простые вещества,
образованные одним химическим элементом. Они известны для
многих элементов. Хороший пример тому представляет углерод,
являющийся или в виде алмаза, или в виде графита, или, наконец, в
виде аморфного угля. Такие же видоизменения бывают у бора и
кремния. Кислород образует два аллотропных видоизменения:
кислород О2 и озон О3. Бесцветный, легко воспламеняющийся
фосфор, нагретый в безвоздушном пространстве, точно так же
превращается в красное аллотропическое видоизменение, не воспламеняющееся на воздухе и не имеющее ядовитых свойств, в
такой сильной степени свойственных обыкновенному (желт.)
фосфору.
1.
Назовите источник.
2. Какое явление называется явлением аллотропии?
3. Аллотропные видоизменения (модификации) – это…
План
Приведите пример химических элементов, для которых характерно явление
аллотропии?
Материал из электронного учебника
Алхимик. Начальный курс химии.
По элементному составу различают простые вещества,
состоящие из атомов одного элемента (H2, O2, P4, Na, Cu,), и
сложные вещества, состоящие из атомов разных элементов (H2O,
NH3, OF2, H2SO4, MgCl2).
В настоящее время известно 115 химических элементов,
которые образуют около 500 простых веществ. Способность одного элемента существовать в виде различных
простых веществ, отличающихся по свойствам, называется
аллотропией. Простые вещества, образуемые одним и тем же
химическим элементом, называют аллотропными видоизменениями
или модификациями. Например, элемент кислород O имеет две
аллотропные формы дикислород O2 и озон O3 с различным
числом атомов в молекулах. Аллотропные формы элемента углерод
C алмаз и графит отличаются строение их кристаллов.
якутские алмазы
природный графит Приложение 3
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Конспект урока по теме «Аллотропия. Озон» (8 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.