Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».
Оценка 4.7

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
doc
МХК
9 кл
23.04.2018
Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».
Публикация является частью публикации:
Архитектура барокко.doc
Конспект урока по теме:  «Архитектура барокко» (для 9­го класса; рассчитан на 40 мин) Урок изучения нового материала. Цель – рассмотреть особенности архитектуры барокко.  Задачи:  Образовательная: 1. Дать понятие барокко. 2. Показать особенности барочной архитектуры. 3. Определить периоды и временные рамки. 4. Рассмотреть примеры архитектуры барокко. 5. Ознакомить с основными зодчими барочной архитектуры.  Развивающая: 1. Учебно­организационные   –   развитие   умения   планирования собственной деятельности (внимательно слушать учителя, выделять  из его речи главное), развитие умения работать с иллюстрациями. 1. грамотно отвечать на вопросы учителя. 2. мышления. Учебно­информационные   развитие   умения   логического Речевые умения – развитие умения связно излагать информацию,  Воспитательная: формировать ценностные представления о культуре барокко   через   изучение   памятников   архитектуры   данного   времени; формирование личного эстетического вкуса. Тип урока – изучение нового материала. Форма урока – урок – диалог. Формы организации обучения ­ фронтальная, индивидуальная. Средства   обучения:   использование   доски   (прописывание   темы   урока, сложных понятий и имен), речь учителя, наглядности на печатной основе и на электронном носителе (диапроекторе), листки с заданиями.  Методы обучения: репродуктивный (на этапе первичного закрепления), словесный (лекция), наглядный (работа с изобразительной наглядностью). Ход урока: Этапы урока Организационное  начало учебного  занятия (3 минут) Деятельность учителя Доброе утро, ребята! Готовы к уроку? На столе должны быть тетрадь, дневник, ручка, линейка и  карандаш. Актуализация Мотивация (4 минуты) Изучение нового  материала ( 8 минут) Первичное  закрепление,  повторение (4 минуты) Давайте вспомним, что мы проходили  на прошлом занятии. Какая была тема?  Правильно, искусство маньеризма.  Сегодня мы изучим так же очень  интересную тему, а именно искусство  барокко, его временные рамки,  основные характеристики,  познакомимся с основными зодчими и  архитектурными произведениями,  которые поражают своими формами.  Итак, записываем в тетради тему  сегодняшнего урока – «Архитектура  барокко». Читается стихотворение современника  (Приложение I). Дается определение барокко, история  происхождения термина. Рассказываются цели барокко,  свойственные ему приемы и черты –  особенности. Указываются временные рамки стиля. Организуется повторение изученного  материала на репродуктивном уровне. Деятельность ученика Встают рядом с партой,  на столе тетрадь,  дневник, ручка,  карандаш, линейка (если  чего­то не хватает –  достают). Отвечают, что на  прошлом занятии  проходили маньеризм. Записывают тему.  Слушают. Слушают, записывают. Проговаривают  определение барокко,  его временные рамки,  основные особенности. Изучение нового  материала ( 8 минут) Первичное  закрепление (4 минуты) Вторичное  закрепление (6 минут) Рассказывается о родине зарождения  барокко и наиболее выдающихся  представителей зодчества данного  стиля. Показ иллюстраций наиболее ярких  архитектурных произведений барокко.  Дается информация про них, их  отличительные черты. Организуется повторение полученного  материала. Организуется фронтальная  работа  учащихся, показываются  слайды с рассмотренными  произведениями архитектуры барокко,  нужно правильно назвать их и зодчего. Организуется индивидуальная работа  учащихся. Раздаются листки с  картинками архитектурного  произведения. Задача – описать его в  соответствии с изученными  особенностями барокко.  Прием использования  наглядных материалов.  Слушают, записывают  имена зодчих, названия  архитектурных  произведений и их  особенности. Проговаривают  усвоенную информацию.  Отгадывают изученные  произведения барокко. Работают с картинками. Организация  домашнего задания (2 минуты) Задание: подготовить доклад о каком­ либо русском соборе архитектуры  барокко. Записывают в дневники  задание. Подведение итогов (1 минута) Итак, сегодня мы пополнили себя  знаниями об особенностях архитектуры барокко, происхождении названия,  основных представителей итальянского барокко. Увидели выдающиеся  барочные архитектурные произведения  и узнали о них интересные факты. Хорошего вам дня и позитивного  настроения. До свидания. Приложение I Стихотворение современника Жоржа де Сюдери. …Но перед красотой и зданья и фасада Померкли и фонтан, и мрамор, и ограда. …В орнаменте витом увидишь тут и там Победоносный шлем и вазы фимиам, Колонны, капитель, пилястры и аркады Увидишь всюду ты, куда не кинешь взгляды, Амуры, вензеля, вплетённые тайком, И головы ягнят, увитые шнурком, И статую найдешь в великолепной нише, В узорах и резьбе карниз под самой крышей… Приложение II Текст для учителя. Так записывал свои впечатления от архитектуры барокко французский поэт XVII в. Жорж де Сюдери. Жаргонное слово «barocco», которым португальские моряки обозначали бракованные   жемчужины   неправильной   формы,   в  XVI  веке   появилось   и   в разговорном   итальянском   языке,   где   стало   синонимом   всего   грубого, фальшивого   и   неуклюжего.   Применительно   к   искусству   термин   был использован   в   середине  XVIII  в.,   когда   возникла   необходимость   критики вычурного   стиля   архитектурных   сооружений  XVII  столетия.   До   этого времени   барокко   объявлялось   «незнанием   правил»,   «извращенностью», проявлением «дурного вкуса». Позднее термин утратил негативный смысл и стал применяться в других видах искусств.  Главная   цель   барокко   ­   стремление   удивить,   восхитить   и   даже ошеломить   зрителя.   Как   и   маньеризм,   барокко   передавал   напряженность конфликта,   дух   противоречий.   Казалось,   что   новый   архитектурный   стиль стремился лишь пересмотреть и разрушить существовавшие ранее нормы и каноны. Основные особенности барокко: ­  искажение классических пропорций ­  оптический обман ­  преобладание сложных криволинейных форм ­  подчеркнутая театральность ­  обилие пышных декоративных форм Самые значимые перемены коснулись оформления фасадов зданий. На смену   согласованности   и   пропорциональности   приходят   диссонанс   и ассиметрия. Глядя на фасад, перестаёшь понимать, где же находится стена ­ главная опора здания. Множественные   колонны   и   полуколонны.   Установленные   на   высокие пьедесталы, они то собираются в группы, образуя пучки, то «разбегаются» вдоль фасада, вознося к небу замершие в беспокойном движении статуи на кромке  крыши. Размеры  порталов,  дверей  и  окон  стали   превышать   всякие разумные   границы.   Множество   богатых   украшений   в   виде   причудливых завитков,   гирлянд   из   листьев,   трав   и   человеческих   фигур.   От   спокойной ясности Ренессанса, казалось, не осталось и следа. Для барокко характерна сложность не только архитектурной пластики, но  и  пространственных   построений. Если  раньше  планы   помещений  имеют четкую   геометрическую   форму   ­   круг,   квадрат,   прямоугольник,   то излюбленная   форма   барокко   ­   овал,   дающий   некоторую   неопределённость общему   пространству.   Но   это   ещё   сравнительно   простая   и   четкая   форма, часто в барокко используются изгибы линий ­ вогнутости и выпуклости стен, усложнена примыканиями соседних зданий. В   архитектуре   барокко   неумеренная   декоративность,   тяжеловесная роскошь. Причудливые формы, обилие скульптуры, игра цвета, использование насыщенного   цвета   и   позолоты   должны   были   усиливать   выразительность архитектуры, производить впечатление парадности и богатства. В разных странах Европы становление и расцвет барокко в архитектуре имели свои характерные особенности. В Италии новый стиль заявил о себе уже в конце XVI ­ начале XVII вв., в Бельгии, Австрии и на юге Германии ­ в XVIII  в.,   а   в   России   ближе   к   середине  XVIII  в.   Голландия   и   Северная Германия   остались   равнодушны   к   барокко.   Во   Франции   барокко присутствовало во внутреннем убранстве зданий. Архитектура барокко всегда вызывала противоречивые суждения ­ от резко   негативных   в   эпоху   классицизма   до   восторженных   в   наше   время.  В любом случае эпоха барокко оставила немало замечательных памятников. Родиной   архитектурного   барокко   по   праву   считается   Италия,   а столицей   «вечный   город»   Рим.   Здесь   переплелись   самым   невероятным образом строгая Античность и роскошное барокко. Известный теоретик искусства П.П.Муратов так писал об этом в книге «Образы Италии»: «Барокко преобладает в Риме. Построенные в этом стиле дворцы и церкви составляют неизменную и типичнейшую черту города. Надо искать   в   Риме   Рим   античный,   средневековый,   христианский,   Рим возрождения.   Но   Рим   барокко   искать   нечего,   ­   это   до   сих   пор   тот   Рим, который,   прежде   всего,   узнает   каждый   из   нас.   Всё   то,   что   определяет характер   города,   ­   его   наиболее   заметные   здания,   главный   площади, оживленные улицы, ­ всё это здесь создано барокко, и всё верно хранит его печать». Характерные   черты   итальянского   барокко   нашли   наиболее   яркое воплощение   в   творчестве   двух   зодчих,   создавших   эпоху   в   развитии архитектуры, ­ Франческо Борромини и Лоренцо Бернини. Франческо Борромини В создании криволинейных, изгибающихся поверхностей и прихотливых геометрических   сочетаний   ему   не   было   равных.   Экспрессивность архитектурных   форм,   стремление   к   парадности   и   театральности, контрастность масштабов, игра света и тени ­ вот что отличало творческую манеру художника. Церковь Сант­Аньезе­ин­Агоне (1653—1657) Церковь   Сант   Аньезе   на   площади   Навона   в   Риме   ­   одно   из   лучших творений   архитектора.   Плавно   изгибающийся   фасад   церкви   украшает величественный купол, помещенный на высоком барабане. Две многоярусные колокольни,   расположенные   по   обе   стороны   от   купола     уравновешивают фасад   здания,   придают   ему   особую   нарядность   и   торжественность.   Стены церкви как будто растворяются в игре светотени, в выступах и проёмах. Не менее эффективен и интерьер обора, отличающийся изощренностью лепных украшений, многокрасочностью декоративных росписей, цветных мраморных колонн. Сант­Аньезе­ин­Агоне   церковь   на   площади   Навона   в   честь раннехристианской мученицы св. Агнессы. По легенде на стадионе Домициана произошло чудо: христианка Агнесса была выставлена нагой перед толпой язычников, однако у неё мгновенно отросли волосы и скрыли наготу. Голова святой, заколотой кинжалом, хранится в крипте церкви. Церковь Сан­Карло алле Куатро Фонтане (1634—1637) Овальная   в   плане   постройка,   возведенная   на   маленьком   участке   в форме трапеции, перекрыта высоким овальным куполом. Особо выразителен двухъярусный фасад   с колоннами. В основу композиции прием построения сложной   волнообразной   формы   (выпуклой   середины   и   вогнутых   краев), который составляет основу композиции интерьера. По контрасту с нижней частью верхний ярус облегчен за счет глубоких ниш, усиливающих эффект «прогибания»   стены.   Этим   достигается   стилевое   единство   фасада   и интерьера, а также богатство форм и ракурсов. Общее движение архитектурных форм фасада направлено к средоточию композиции  ­  входному  порталу,  над  которым  помещена  статуя  св.  Карла Борро­мея. Церковь Сант­Иво алла Сапиенца (1642—1660) Своеобразие   планировки   отличает   церковь   Сант­Иво   алла   Сапиенца, расположенную во внутреннем дворе Римского ун­та. Ее план имеет форму шестиконечной звезды (аллюзия на храм Соломона). Строгий двухъярусный фасад,   декорированный   накладными   аркадами   и   пилястрами,   соединен   с арочными   лоджиями   университетских   зданий   XVI   в.;   его   вогнутая   стена образует неглубокую нишу и напоминает алтарную апсиду, а прямоугольный двор и лоджии ­ соответственно центральный и боковые нефы храма. Идея сакрализации внутреннего пространства двора, освящаемого храмом­алтарем. Лоренцо Бернини По праву называют «гением барокко». Он прославился не только как талантливый   архитектор,   но   и   как   живописец,   комедиограф,   режиссер феерических   спектаклей,   актер,   создатель   сложнейших   театральных декораций. В 25 лет он уже стал знаменитостью, работал над формированием архитектурного   облика   Рима.   Современников   поражали   грандиозность замыслов   и  смелость их  осуществления, необычайная  работоспособность и тонкий художественный вкус. Главным   архитектурным   творением   Лоренцо   Бернини   стало оформление  площади перед собором Святого Петра (1656­67). Архитектору предстояло решить сразу несколько задач: ­ создать торжественный подход к главному храму  католического мира ­   добиться   впечатления   единства   площади   и   собора,   строившегося   на протяжении 2 столетий разными архитекторами. Площадь должна была выражать главную идею католической церкви: принимать в свои объятия город и весь мир. Кроме того она должна была легко   превращаться   в   грандиозную   сцену   для   проведения   торжественных церемоний. Пространство перед храмом он превратил в единый ансамбль из двух площадей.   Первая   выполнена   в   излюбленной   форме   барокко   ­   овале.   Она образована двумя разомкнутыми полуокружностями колоннады, с фонтанами, стоящими почти в геометрических центрах полукружий, и обелиском между ними.   Вторая   ­   трапециевидная   площадь   между   фасадом   собора   и   двумя боковыми галереями, соединяющими колоннаду с собором. Посередине   ­   египетский   обелиск,   привезённый   в   Рим   императором Калигулой.   Это   единственный   обелиск   в   городе,   который   простоял   в неизменном виде вплоть до Возрождения. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял роль гномона. Общая глубина площади, достигающая более четверти километра (280 м), позволяет охватить глазом всю композицию в целом, включая венчающий центрическую   часть   храма   мощный   купол.   Для   возведения   охватывающих пространство овальной площади четырехрядных крытых колоннад (их высота ­   19   м   при   такой   же   ширине)   с   проездами   для   карет   и   проходами   для пешеходов понадобилось 284 колонны, которые расположены в 4 ряда. Все они объединены изгибающейся лентой балюстрады, на которой установлены 96 статуй с изображениями святых. С   момента   выхода   зрителя   на   овальную   площадь   колоннады,   по выражению   Бернини,   «подобно   распростертым   объятиям»,   захватывают зрителя   и   направляют   его   движение   к   доминанте   композиции   ­   главному фасаду, откуда через вестибюль и продольные нефы движение продолжается к алтарю. Показательно, что на самой площади зритель вынужден двигаться не по ее продольной оси ­ этому препятствует обелиск в центре площади, а по изгибу   колоннад.   Поэтому   сначала   Зритель   видит   далекую   цель   своего движения   ­   собор   с   венчающим   его   куполом,   затем   перед   его   взором раскрываются   разнообразные   аспекты   пространства   площади   и   ракурсы колоннад, пока наконец зритель не оказывается на трапециевидной площади перед   фасадом   собора,   который   неожиданно   снова   возникает   перед   ним, потрясая его воображение грандиозностью размеров и пышностью форм. Королевская лестница При   сооружении   парадной   Королевской   лестницы   («Скала   реджа»), связывающей   папский   дворец   с   собором   св.   Петра,   Бернини   использовал прием   искусственной   перспективы.   Благодаря   постепенному   сужению перекрытой   кессонированным   сводом   лестницы   и   соответственному уменьшению высоты идущих по ее сторонам колонн архитектор добился не только   впечатления   иллюзорного   увеличения   размеров   и   протяженности лестницы, но и чисто театрального эффекта ­ фигура папы, появляющегося во время   торжественных   выходов   на   верхней   площадке   лестницы,   как   бы вырастает в своих масштабах. Церковь Сант Андреа аль Квиринале Фасад   ее  скомпонован  в  виде  монументального  ордерного   портала   с гладкими   пилястрами   по   углам,   поддерживающими   антаблемент   и треугольный фронтон. Вход в церковь оформлен двухколонным  портиком, увенчанным полукруглым, как бы выходящим из глубины арочного проема антаблементом   и   пышным   декоративным   картушем.   Подножие   портика решено   в   виде   полукруглой   лестницы.   Высокая   каменная   ограда, примыкающая   к   флангам   портала,   контрастом   своей   противоположной портику и лестнице вогнутости подчеркивает увлекающее зрителя движение в глубину здания.  План   церкви   представляет   собой   овал   с   поперечным   расположением длинной оси по отношению к входу. Богато декорированная алтарная ниша как бы вплотную придвинута к входящему в церковь зрителю. Приложение III Слайд­шоу

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».

Конспект урока по теме: «Архитектура барокко».
Скачать файл