Конспект урока по теме: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
русская литература
2 кл
25.09.2019
Конспект урока по русскому языку №84.
(2 класс)
Тема: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Цель: формировать навыки правописания слов с буквосоче¬таниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризо¬вать непарные твердые и мягкие согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с определенной орфограммой.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Словарная работа
Педагог: - Послушайте текст о словарных словах. Запишите их в строч¬ку через запятую, подчеркните орфограммы.
1. Этот предмет — обувь. Ее носят весной, зимой, осенью. Дети любят ходить в этой резиновой обуви по лужам. (Сапоги.)
Сесть, и встать, И два прыжка... Вместе весело всегда.
Е. Гайтерова
2. Этот предмет — дерево. Осенью его листья приобретают ярко-крас- ную окраску. Про него люди сочинили поговорку «Дрожит как... лист». (Осина.)
3. Это овощ. Завезен к нам из Америки. По-итальянски — это поми¬дор, а по-индейски — ... (томат).
4. Этот овощ завезен из Америки мореплавателем Колумбом. При царском дворе его подавали как десерт. А сейчас его подают к столу как гарнир. (Картофель.)
Орфографическая минутка
(Графический диктант)
Педагог: — Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах, которые сейчас продиктую.
Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка, помощник.
Ответ. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЧН, ЩН, ЧК, ЩН.
3. Самоопределение к деятельности.
Педагог: - На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч'], [Ш], [Щ']? (Звонкие и глухие, мягкие и твердые)
— Назовите всегда мягкие звуки. (/'/'/, [Щ'].)
— Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].)
Педагог: - Послушайте грамматическую сказку про эти звуки:
Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили
гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат крутом — нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пря¬никами. Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ—ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ—ЩУ*.
Педагог: - Соедините эти буквы на доске в «пары дружбы».
(На доске запись)
У
6 конспект 84.docx
1
Приложение 6
Конспект урока по русскому языку №84.
(2 класс)
Тема: «Буквосочетания ЖИШИ, ЧАЩА, ЧУЩУ»
Цель: формировать навыки правописания слов с буквосочетаниями ЖИШИ, ЧАЩА,
ЧУЩУ.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать непарные твердые и мягкие
согласные звуки русского языка; применять правила правописания; подбирать примеры с
определенной орфограммой.
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний
Х о д у р о к а :
Словарная работа
Педагог: Послушайте текст о словарных словах. Запишите их в строчку через запятую,
подчеркните орфограммы.
1. Этот предмет — обувь. Ее носят весной, зимой, осенью. Дети любят ходить в этой
резиновой обуви по лужам. (Сапоги.)
Сесть, и встать, И два прыжка... Вместе весело
всегда.
Е. Гайтерова
2. Этот предмет — дерево. Осенью его листья приобретают яркокрас ную окраску.
Про него люди сочинили поговорку «Дрожит как... лист». (Осина.)
3.Это овощ. Завезен к нам из Америки. Поитальянски — это помидор, а поиндейски
— ... (томат).
4. Этот овощ завезен из Америки мореплавателем Колумбом. При царском дворе его
подавали как десерт. А сейчас его подают к столу как гарнир. (Картофель.)
Орфографическая минутка
(Графический диктант)
Педагог: — Запишите через запятую только опасные буквосочетания в словах,
которые сейчас продиктую.
Ночка, точно, мечта, овощной, молочный, мощный, звездочка, помощник.
Ответ.
ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, ЧН, ЩН, ЧК, ЩН.
3. Самоопределение к деятельности.
Педагог: На какие группы можно разделить эти согласные звуки: [Ж], [Ч'], [Ш], [Щ']?
(Звонкие и глухие, мягкие и твердые)
—Назовите всегда мягкие звуки. (/'/'/, [Щ'].)
—Назовите всегда твердые звуки. ([Ж], [Ш].) 2
Педагог: Послушайте грамматическую сказку про эти звуки:
Жилибыли на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили
гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы
поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят
буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Шипящие во все щели
заглянули, хорошо ищут, шуршат крутом — нашли уже многих. Вот только никак не
могут найти три гласные — Ы, Ю, Я. Искалиискали, с ног сбились, до вечера
проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой
спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю,
Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пря
никами.
Обиделись шипящие — с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а
только так: ЖИ—ШИ, ЧА— ЩА, ЧУ—ЩУ*.
Педагог: Соедините эти буквы на доске в «пары дружбы».
(На доске запись)
У
ю я
Ч
Щ
А
Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург: Арго, 1996.
Педагог: Определите тему сегодняшнего урока.
Педагог: Откройте учебник на с. 10 и прочитайте тему.
4.Работа по теме урока
Упр. 11 (с. 10).
(Выполнение с комментированием.)
Педагог: Посмотрите на условный значок на полях. Какое новое словарное слово
встретилось в тексте? (Товарищ.)
Педагог: Назовите безударную гласную в этом слове. Упр. 12 (с. 10).
(Устное выполнение.) Упр. 13 (с. 10). (Устное выполнение.) Упр. 11 (с. 10). (Работа в
парах.)
5.Физкультминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,
Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачитека вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Все в порядок приведите 3
И писать, друзья, начните.
6.Закрепление изученного материала
Педагог: Прочитайте слова тетушки Совы нас. 11.
Написание слов с какими орфограммами мы будем закреплять?
Упр. 14 (с. 11).
(Выполняется самостоятельно после предварительного разбо
ра по шагам.
Проверка: один ученик читает выписанные слова, остальные учащиеся проверяют
себя. Если задание выполнено правильно, на полях выставляют знак «+»)
7. Рефлексия.
(Письмо под диктовку. Учащиеся выполняют деление слов для переноса, один
учащийся работает на доске)
Вышить, шила, чайник, кувшин, щука, чашка, уши, лыжи, чай.
(Взаимопроверка. Ученик, работавший у доски, открывает решение. Остальные
учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы по образцу на доске, ошибки
исправляют карандашом)
Педагог: Правильно ли написал ваш сосед? Оцените его. «!» — молодец, ты все написал
правильно.
«+» — хорошо, но еще немного ошибаешься. «—» тебе нужна помощь учителя.
(Также можно использовать КИМы (с. 43))
8. Подведение итогов урока
Педагог: С какими орфограммами познакомились на уроке?
Что должны помнить о написании этой орфограммы?
Все ли вам было понятно?
Какое задание вам было интересно выполнять?
Что не получилось?
Где допустили ошибки?
Кому нужна помощь учителя или товарищей?
Домашнее задание
Выполнить упр. 15 (с. 11).
Конспект урока по теме: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Конспект урока по теме: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Конспект урока по теме: «Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.