Конспект урока по теме: «Человек, индивид, личность».
Оценка 4.9
Лекции
docx
обществознание
11 кл
28.06.2019
Цель: дать учащимся представление о человеке как продукте биологической, социальной и культурной эволюции.
помочь учащимся в осознании духовно-нравственных ориентиров человека и их роли в деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: опорный конспект, учебные пособия, конспекты учащихся.
Х о д у р о к а
П л а н:
1. Человек с точки зрения человека (обзор подходов к изучению человека в истории философии).
2. Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека).
3. Личность (социальная сущность человека).
1.Человек - биосоциальное существо
Конспект человек.docx
Тема: «Человек, индивид, личность.»
Цель: дать учащимся представление о человеке как продукте биологической, социальной и культурной
эволюции.
помочь учащимся в осознании духовнонравственных ориентиров человека и их роли в деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: опорный конспект, учебные пособия, конспекты учащихся.
П л а н:
1. Человек с точки зрения человека (обзор подходов к изучению человека в истории философии).
2. Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека).
3. Личность (социальная сущность человека).
Х о д у р о к а
1.Человек биосоциальное существо, звено в развитии живых организмов на земле,
обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями,
способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда (особый
вид – Homo sapiens). Человек – понятие общее, родовое, ведущее происхождение с
момента выделения Homo Sapiens.
Индивид – понимается как конкретный человек, как единичный представитель
человеческого рода.
Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного индивида от другого.
Личность – человек как носитель какихнибудь свойств.
Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью
создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда (С. И. Ожегов).
Индивидуум – человек, как отдельная личность, отдельный живой организм, особь (С.
И. Ожегов). Иммануил Кант
Личность – это способность человека
быть господином самому себе благодаря
добровольно выбранным твердым
принципам. Личность должна иметь
твердые принципы (моральные и
гражданские). Личностью себя каждый
делает сам, и сам за это отвечает
Человек рассматривается как система нужд, а общество – как система запретов.
3 начала личности
Зигмунд Фрейд
Особенности:
1. Низший и верхний слои наиболее агрессивны, они «атакуют» психику человека, порождают
невротический тип поведения.
2. Бессознательные стремления, ее потенциал и основной источник активности.
3. По мере развития общества СуперЭго увеличивается. В приведенном списке ценностей определите те, которые
являются для вас наиболее значимыми. Значимость оцените в
баллах от 5 до 1, где 5 – самый высокий балл, а 1 – самый низкий.
В списке основных качеств личности определите ценные для
вас, также проставив баллы.
Качества личности (как ценности)
Баллы
Ценности жизни
Баллы
Самостоятельность как независимость в
суждениях и оценках
Уверенность в себе
Здоровье
Удовольствие
Любовь
Свобода
Хорошие и верные друзья
Познание
Семейная жизнь
Возможность творческой деятельности
Общественное признание
Активная, деятельная жизнь
Равенство
Высокие запросы
Заботливость
Воспитанность
Жизнерадостность
Эффективность в делах
Смелость в отстаивании своего мнения
Исполнительность
Нетерпимость к недостаткам в себе и других
Широта взглядов
Честность
Образованность
Самоконтроль
Твердая воля
Умение здраво и логически мыслить
Ответственность
3. Философские поиски сущности человека (основные вехи):
а) древняя философия Востока: человек — часть природы; человек — часть Великой Триады («Небо —
Человек — Земля»);
б) философия античности:
человек — духовнотелесное существо;
человек — мера всего (Протагор);
природа человека определяется его душой и телом, но с приматом души над телом (Платон);
признание возможности и необходимости совершенствования человека;
главное, решающее в человеке — интеллектуальная деятельность (Аристотель);
в) христианская философия Средневековья:
человек — образ и подобие Божие;
г) философия эпохи Возрождения — гуманизм и антропоцентризм:
красота человека сообразна красоте Божественной;
д) ХVII век: «Я мыслю, значит, я существую» (Декарт);
е) философия эпохи Просвещения — рационализм и критицизм:
культ «автономного» человека, способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные
поступки и их следствия;
главное в человеке — чувственноэмоциональная природа; роль интереса в деятельности людей
(Вольтер, Гельвеций);
люди действуют «ради любви к себе, а не к другим»;
природа людей выводится из жизненных влечений и практических интересов, их «естественных»
побуждений к самосохранению, богатству, почету, славе (Гоббс);
ж) И. Кант — открытие нравственного императива:
придание вопросу о человеке статуса основного вопроса философии;
з) гуманистическая философия ХIХ в.:
понимание человека как творца культуры, носителя всеобщего нравственного начала.
4.Закрепление изученного.
Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют
человека как личность:
а) победитель конкурса эрудитов;
б) человек высокого роста;
в) «душа» коллектива;
г) имеет нос с горбинкой;
д) готов прийти на помощь в любую минуту.
6.Д/з
Человек как отдельный представитель человеческой общности,
носитель индивидуально особенных черт называется:
а) деятель;
б) лидер;
в) индивид;
г) человек;
д) личность.
Конспект урока по теме: «Человек, индивид, личность».
Конспект урока по теме: «Человек, индивид, личность».
Конспект урока по теме: «Человек, индивид, личность».
Конспект урока по теме: «Человек, индивид, личность».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.