Конспект урока по теме "Галогены"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 11.12.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В ходе урока учащиеся должны повторить строение атомов простых веществ на примере галогенов; изучить физические свойства галогенов; закрепить знания о химических свойствах неметаллов на примере химических свойств галогенов, показать биологическую роль и применение галогенов. В ходе урока учащиеся обобщат знания и умения строение атомов, решать задачи, составлять химические уравнения.
Иконка файла материала галогены.docx
Урок химии в 9 классе.                                «____»_______________ 20____ г. Галогены. Цель. Дать общую характеристику галогенам. Задачи урока:  Образовательные: повторить строение атомов простых веществ на примере галогенов;  изучить физические свойства галогенов; закрепить знания о химических свойствах  неметаллов на примере химических свойств галогенов, показать биологическую роль и  применение  галогенов. Развивающие: развивать  умение формировать высказывания, суждения, делать  предложения; развитие умственной деятельности: умений обобщать, делать выводы;  развивать умение анализировать информацию, делать выводы на основании своих  наблюдений; формирование устной речи: формулирование вопроса и ответа на вопрос. Воспитательные: продолжить формирование нравственных, трудовых и личностных  качеств – ответственное отношение к учебному труду, собранность, усердие..  Ход урока: I. II. Организационный момент Проверка домашнего задания. 1. Опишите положение водорода в Периодической системе Д.И. Менделеева. 2. Объясните, почему водород записан в Периодической системе Д.И.  Менделеева в двух противоположных по свойствам группах химических  элементов. 3. Напишите уравнения реакций водорода со следующими веществами: О2,  V2O5, Ca. Разберите уравнения реакций с окислительно­восстановительной  точки зрения. 4. Вычислите объем водорода (н.у.) , который потребуется для  восстановления 928 кг оксида вольфрама(IV), содержащего 25% примесей. Вычислите количество вещества металла, которое получится при этом. III. Изучение новой темы. Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Неметаллы».  Сегодняшний урок будет посвящен изучению самых активных неметаллов.  Попробуйте определить, о каком  химическом элементе идет речь. Угадай элемент: ∙         Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали. Его  соединения добавляют в зубную пасту. (Фтор)∙         Его слабый запах можно ощущать в  водопроводной воде (им обеззараживают воду)   и при применении отбеливателя. (Хлор) ∙         Каждый пользовался спиртовой настойкой  этого вещества как  кровоостанавливающим и обеззараживающим средством. ( Йод) ∙         Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества. Многие соединения обладают успокоительным действием. (Бром) ∙          Самый долгоживущий изотоп  имеет период полураспада всего 8,3 ч. (Астат) – К какому семейству  относят названные вещества? (Галогены. «Рождающие соли») Тема  урока сегодня «Галогены». 1) Характеристика химических элементов, на основании положения в ПСХЭ. 1. Химический знак (1 вариант – фтор, 2 вариант – хлор, 3 вариант – бром, 4  вариант – йод) 2. Положение в ПС. 3. Состав ядра атома. 4. Укажите общее число электронов и число электронов на внешнем  энергетическом уровне. 5. Степени окисления. 6. Высший оксид и его характер. 7. Водородное соединение. Вывод.Все элементы находятся в 7 группе, главной подгруппе. все атомы содержат на  внешнем энергетическом уровне 7 ē, являются сильными окислителями (ст. ок. ­1). Хлор,  бром, йод – проявляют восстановительные свойства, т.к. могут проявлять положительную  степень окисления. 2) Объяснить характер изменений (увеличение или усиление) или (уменьшение или  ослабление) в подгруппе галогенов с ростом: ­ порядкового номера; ­ заряда ядра атома; ­ количества электронов на внешнем слое; ­  радиус атома; ­ неметаллические свойства; ­ окислительные свойства; ­ электроотрицательность.  Вывод: В 7 группе главной подгруппе увеличивается радиус атома, ослабевают  окислительная способность, неметаллические свойства, уменьшается  электроотрицательность, поэтому фтор самый сильный неметалл. Упражнение. Впишите знак <,> или  = вместо *  1 Заряд ядра: Cl    *   Br , I  *  F,   Cl  *  P        2 Число электронных слоев: Cl    *   Br , I  *  F,   Cl  *  P        3 Число электронов на внешнем уровне: Cl    *   Br , I  *  F,   Cl  *  P        4 Радиус атома:  Cl    *   Br , I  *  F,   Cl  *  P        5 Окислительные свойства: Cl    *   Br , I  *  F,   Cl  *  P        3) Составьте формулы простых веществ галогенов. Определите вид связи в галогенах.  Рассмотрите ее образование на примере фтора. Сколько неспаренных электронов  содержит атом фтора, сколько общих электронных пар содержит молекула фтора.  Определите тип кристаллической решетки. 4) Физические свойства  (анализ таблицы 7 стр. 105.Вывод: С увеличением относительной молекулярной массы веществ увеличивается  температура кипения и температура плавления. Все простые вещества – галогены  имеют молекулярную кристаллическую решётку, которая оказывает влияние на  агрегатное состояние молекул, поэтому фтор и хлор ­газы, бром – жидкость, а йод – твёрдое вещество, но для йода характерно такое физическое явление как возгонка,  т.е. переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу.  При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а в охлажденной снова конденсируется. 5) Химические свойства А) Взаимодействие галогенов с металлами (с хлором, медью, сурьмой). Б) Взаимодействие с водородом   H2 + F2  = 2HF + Q (со взрывом) H2 + Cl2  = 2HCl  + Q (на свету) H2 + Br2 = 2HBr + Q H2 + I2  = 2HI – Q В) Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены. Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 →  Br2   Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены. – Почему для фтора эта реакция нехарактерна? (так как данная реакция протекает в  растворе, а фтор  взаимодействует с  водой, вытесняя из нее кислород) 2F2  +  2H2O  =   4HF  +  O2  – А йод способен вытеснить другие галогены? (Нет) I→ 2 IV. Закрепление. Упражнение. Приведите уравнения реакций  1 вариант. Брома с веществами: H2, NaI, Fe, P. 2 вариант. Хлора с веществами: Mg, HBr, Si, H2. 3 вариант. Йода с веществами: Li, Na2S, Si, H2 V. VI. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание. § 18 упр.1, 4 стр. 110