В ходе урока учащиеся должны повторить строение атомов простых веществ на примере галогенов; изучить физические свойства галогенов; закрепить знания о химических свойствах неметаллов на примере химических свойств галогенов, показать биологическую роль и применение галогенов. В ходе урока учащиеся обобщат знания и умения строение атомов, решать задачи, составлять химические уравнения.
Урок химии в 9 классе. «____»_______________ 20____ г.
Галогены.
Цель. Дать общую характеристику галогенам.
Задачи урока:
Образовательные: повторить строение атомов простых веществ на примере галогенов;
изучить физические свойства галогенов; закрепить знания о химических свойствах
неметаллов на примере химических свойств галогенов, показать биологическую роль и
применение галогенов.
Развивающие: развивать умение формировать высказывания, суждения, делать
предложения; развитие умственной деятельности: умений обобщать, делать выводы;
развивать умение анализировать информацию, делать выводы на основании своих
наблюдений; формирование устной речи: формулирование вопроса и ответа на вопрос.
Воспитательные: продолжить формирование нравственных, трудовых и личностных
качеств – ответственное отношение к учебному труду, собранность, усердие..
Ход урока:
I.
II.
Организационный момент
Проверка домашнего задания.
1. Опишите положение водорода в Периодической системе Д.И. Менделеева.
2. Объясните, почему водород записан в Периодической системе Д.И.
Менделеева в двух противоположных по свойствам группах химических
элементов.
3. Напишите уравнения реакций водорода со следующими веществами: О2,
V2O5, Ca. Разберите уравнения реакций с окислительновосстановительной
точки зрения.
4. Вычислите объем водорода (н.у.) , который потребуется для
восстановления 928 кг оксида вольфрама(IV), содержащего 25% примесей.
Вычислите количество вещества металла, которое получится при этом.
III.
Изучение новой темы.
Мы продолжаем изучение большой и важной темы «Неметаллы». Сегодняшний урок будет
посвящен изучению самых активных неметаллов. Попробуйте определить, о каком
химическом элементе идет речь.
Угадай элемент:
∙ Этот химический элемент входит в состав костной ткани и зубной эмали. Его
соединения добавляют в зубную пасту. (Фтор)∙ Его слабый запах можно ощущать в водопроводной воде (им обеззараживают воду)
и при применении отбеливателя. (Хлор)
∙ Каждый пользовался спиртовой настойкой этого вещества как
кровоостанавливающим и обеззараживающим средством. ( Йод)
∙ Его соединения применяют в фотографии в качестве светочувствительного вещества.
Многие соединения обладают успокоительным действием. (Бром)
∙ Самый долгоживущий изотоп имеет период полураспада всего 8,3 ч. (Астат)
– К какому семейству относят названные вещества? (Галогены. «Рождающие соли»)
Тема урока сегодня «Галогены».
1) Характеристика химических элементов, на основании положения в ПСХЭ.
1. Химический знак (1 вариант – фтор, 2 вариант – хлор, 3 вариант – бром, 4
вариант – йод)
2. Положение в ПС.
3. Состав ядра атома.
4. Укажите общее число электронов и число электронов на внешнем
энергетическом уровне.
5. Степени окисления.
6. Высший оксид и его характер.
7. Водородное соединение.
Вывод.Все элементы находятся в 7 группе, главной подгруппе. все атомы содержат на
внешнем энергетическом уровне 7 ē, являются сильными окислителями (ст. ок. 1). Хлор,
бром, йод – проявляют восстановительные свойства, т.к. могут проявлять положительную
степень окисления.
2) Объяснить характер изменений (увеличение или усиление) или (уменьшение или
ослабление) в подгруппе галогенов с ростом:
порядкового номера;
заряда ядра атома;
количества электронов на внешнем слое;
радиус атома;
неметаллические свойства;
окислительные свойства;
электроотрицательность.
Вывод: В 7 группе главной подгруппе увеличивается радиус атома, ослабевают
окислительная способность, неметаллические свойства, уменьшается
электроотрицательность, поэтому фтор самый сильный неметалл.
Упражнение. Впишите знак <,> или = вместо *
1 Заряд ядра: Cl * Br , I * F, Cl * P
2 Число электронных слоев: Cl * Br , I * F, Cl * P
3 Число электронов на внешнем уровне: Cl * Br , I * F, Cl * P
4 Радиус атома: Cl * Br , I * F, Cl * P
5 Окислительные свойства: Cl * Br , I * F, Cl * P
3) Составьте формулы простых веществ галогенов. Определите вид связи в галогенах.
Рассмотрите ее образование на примере фтора. Сколько неспаренных электронов
содержит атом фтора, сколько общих электронных пар содержит молекула фтора.
Определите тип кристаллической решетки.
4) Физические свойства (анализ таблицы 7 стр. 105.Вывод: С увеличением относительной молекулярной массы веществ увеличивается
температура кипения и температура плавления. Все простые вещества – галогены
имеют молекулярную кристаллическую решётку, которая оказывает влияние на
агрегатное состояние молекул, поэтому фтор и хлор газы, бром – жидкость, а йод –
твёрдое вещество, но для йода характерно такое физическое явление как возгонка,
т.е. переход вещества из твердого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу.
При возгонке в нагреваемой части прибора кристаллическое вещество испаряется, а
в охлажденной снова конденсируется.
5) Химические свойства
А) Взаимодействие галогенов с металлами (с хлором, медью, сурьмой).
Б) Взаимодействие с водородом
H2 + F2 = 2HF + Q (со взрывом)
H2 + Cl2 = 2HCl + Q (на свету)
H2 + Br2 = 2HBr + Q
H2 + I2 = 2HI – Q
В) Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.
Окислительная способность галогенов снижается в ряду Cl2 → Br2
Наиболее активные галогены вытесняют из растворов солей менее активные галогены.
– Почему для фтора эта реакция нехарактерна? (так как данная реакция протекает в
растворе, а фтор взаимодействует с водой, вытесняя из нее кислород)
2F2 + 2H2O = 4HF + O2
– А йод способен вытеснить другие галогены? (Нет)
I→ 2
IV.
Закрепление.
Упражнение. Приведите уравнения реакций
1 вариант. Брома с веществами: H2, NaI, Fe, P.
2 вариант. Хлора с веществами: Mg, HBr, Si, H2.
3 вариант. Йода с веществами: Li, Na2S, Si, H2
V.
VI.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание. § 18 упр.1, 4 стр. 110