Цель данной разработки - помощь учителю в организации и проведении урока по русскому языку в 5 классе, а также знакомство обучающихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных – ек и –ик.
Конспект урока составлен в соответствии с новым учебником Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. "Русский язык. 5 класс" под ред. Н.М. Шанского (М.: Просвещение)Конспект урока по русскому языку: Правописание суффиксов -ек-, -ик- в именах существительных 5 класс
1
Конспект урока по теме: «Гласные в суффиксах существительных – ек и
–ик»
Тема урока: Гласные в суффиксах существительных – ек и –ик
Цели: познакомить обучающихся с условиями выбора гласных в суффиксах
существительных – ек и –ик; показать закономерность чередования гласных
нулем звука; развивать мыслительноречевую деятельность учащихся, умения
анализировать, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
Давайте сейчас вспомним, какую тему мы изучали с вами на последних
уроках. (Имя существительное)
Я задаю вопросы, а вы отвечаете быстро, не вставая с места.
1. Что изучает морфология?
2. Имя существительное – это самостоятельная или служебная часть
речи?
3. Имена существительные изменяются по родам?
4. Как изменяются имена существительные?
5. Что такое разносклоняемые существительные?
6. Назовите постоянные признаки существительных.
7. К какому роду отнесете следующие существительные: сирота, задира,
забияка, обжора?
8. Приведите примеры неизменяющихся имен существительных.
9. Какие вы знаете способы образования имен существительных?
10. Вспомните, когда в существительных пишется суффикс –чик, когда –
щик?
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает фрагмент из сказки С. Маршака «Ключик и замочек»)
Каждый вечер говорил ключик своему приятелю замочку:
Жалко мне тебя, замочек! Всегда ты на двери висишь, в темном
коридоре, и ничего на свете не видишь. То ли дело я! Где только я не
побывал, чего только не повидал! И в университете я был, и в доме культуры2
был, и на вокзале, и на базаре, а один раз даже в милиции пришлось побывать.
Верно ты говоришь, отвечает ключику замочек. Я все дома торчу, а
ты по городу гуляешь.
(После чтения учитель открывает текст на доске и предлагает
понаблюдать над формами слов ключик и замочек)
От чего зависит выбор буквы е или и в суффиксах –ек и –ик имен
существительных? (ответы детей)
Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Познакомиться
с условиями выбора гласных в суффиксах –ек и –ик имен существительных,
научиться правильно писать такие существительные)
VI. Работа по теме урока
Разберите по составу слова ключик и замочек. Сравните суффиксы этих
слов.
Разберите по составу другие формы этих слов. Что вы заметили? (При
изменении слова ключик гласный в суффиксе сохраняется, а при изменении
слова замочек исчезает)
Сделайте вывод (Если при изменении слова гласный в суффиксе выпадает,
то в суффиксе надо писать букву е, если не выпадает – букву и)
Объяснительный диктант
Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, ключ…к, ореш…к, конч…к,
василёч…к, пирожоч…к, пузырёч…к, ситч…к, огурч..к.
Фотодиктант (заранее подготовить фото)
Назовите животных и предметы, изображённые на фотографиях,
ласково, используя суффиксы
–чик, ек или –ик. Заполнить таблицу, обозначить суффиксы:
чик
ик
Проверим, что у вас получилось.
чик
крокодильчик
ик
бегемотик
котик
зайчик
ек
ек
грибочек
цветочек
камушек3
слоник
жирафик
домик
лесочек
щеночек
Развитие речи.
Составьте 23 предложения со словами из таблицы.
V. Обобщение. Рефлексия.
1. Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя
существительное?
2. Какое значение придают существительным суффиксы – чик, щик, ек,
ик?
3. От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?
Самостоятельная работа по карточкам
1. В каком слове пропущена буква И? 1) звоноч…к, 2) денёч…к, 3)
калач…к, 4) ножич…к
2. В каком слове пропущена буква Е? 1) молоточ...к, 2) бубенч…к, 3)
карандаш…к, 4) чертёж…к
3. В каком слове пропущена буква Е? 1) велосипед…к, 2) халат…к, 3)
бегемот…к, 4) бережоч…к
4. В каком слове пропущена не такая буква, как в трёх остальных? 1)
рисуноч…к, 2) манеж…к, 3) песоч…к, 4) полушубоч…к
5. В каком слове пишется не такая гласная, как в трёх остальных? 1)
салат...к ; 2) клубоч..к, 3) карниз…к, 4) паркет…к
6. В каком слове нет суффикса –ЕК? 1) козлёноч…к, 2) телёноч…к, 3)
ребёноч…к, 4)кирпич…к
7. В каком слове один суффикс? 1) чайничек, 2) подарочек, 3) огонечек,
4) чулочек
8. В каком слове нет суффикса –ИК? 1) ящик, 2) прыщик, 3) клещик 4)
борщик
9. В каком слове есть суффикс –ИК? 1) финик, 2) веник, 3) блокнотик, 4)
дворник
10.В каком слове есть суффикс – ИК? 1) супчик, 2) укропчик, 3) перчик,
4) помидорчик4
VI. Домашнее задание (т.к темы нет в учебнике, дом. задание раздается
на карточках )
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Выделите суффиксы в именах
существительных.
Платоч…к, стол…к, листоч…к, билет…к, песоч…к, зуб…к, галстуч…к,
брат…к, вопрос…к, овраж…к, гвозд…к, фартуч…к, бараш…к, дожд…к.