Конспект урока по теме: «Каша из топора»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 11. «Каша из топора» (русская народная сказка) Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать на¬выки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала чтение.docx
Урок 11. «Каша из топора» (русская народная сказка) Цели урока:  ознакомить детей с новым видом сказок ­ бытовой  сказкой ­ на примере   сказки   «Каша   из   топора»;   отрабатывать   навыки   выразительного чтения;   обогащать   речь   учащихся;   учить  работать   с   текстом;   развивать мышление, внимание, память. Планируемые   предметные   результаты:   Участвовать   в   устном   общении   на   уроке, соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать   тексты   учебника, извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за   использованием   языковых   средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей  беседе,  выполняя принятые  правила  речевого  поведения,  слушать  собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. Ход урока I. Организационный момент П. Речевая разминка Работа над скороговоркой: Около кола ­ колокола, И на колах ­ колокола. III. Проверка домашнего задания Выставка рисунков. Дети зачитывают отрывки к своим рисункам. IV. Постановка цели урока ­ Давайте   вспомним,   какие   виды   сказок   мы   знаем?  {Волшебные,   о животных, бытовые.) ­ О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.) ­ В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость,  глупость богатых людей   и   доброта,   ум,   смекалка   бедных.  Главными   героями   сказки являются люди, а действия  происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка  обязательно чему­то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека. ­ Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте   учебники. Прочитайте название сказки. ­ Можно ли по названию сказки определить главных героев? V. Изучение нового материала 1. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ­ словарная работа: служивый ­ солдат, военнослужащий; побывка ­ приезд к кому­нибудь на короткое время; изба ­ деревянный, крестьянский дом; вдоволь ­ достаточно; варево ­ горячее жидкое кушанье, похлебка; чулан ­ помещение в доме, служило кладовкой; сдобрить ­ прибавить к еде что­нибудь, для вкуса;котел ­ большой металлический сосуд для варки пищи; коли ­ если бы; этакую ­ такую; сметка ­ смекалка. 2. Первичная проверка понимания: ­ Понравилась сказка? Чем понравилась? ­ Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его? ­ Зачем солдат постучал в избу? ­ Кто там жил? ­ Что попросил солдат у старухи? ­ Как старуха отреагировала на просьбу солдата? ­ Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом? ­ Что получилось у солдата сварить из топора? ­ Какой показана старуха в сказке? Каким ­ солдат? ­ Почему он так поступил? VI. Физкультминутка VII. Закрепление изученного материала 1.Работа над пословицами. ­ Прочитайте пословицы, которые записаны на доске. ­ Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке? 1) Догадка и смекалка не хуже разума. 2) Сметка дороже всего. 3) Глупый киснет, а умный все промыслит. 1. Повторное чтение. Читают дети по цепочке. ­ Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте. ­ И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте. ­ За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда  выражаются прямолинейно, но их можно выявить через поступки персонажей. 3.Работа над текстом. ­ Давайте   возьмем   простые   карандаши   и   подчеркнем   слова   в   тексте,   с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев. ­ Дайте   характеристику   солдату.   Какой   он?   Смекалистый,  рассеянный» находчивый, добрый, смелый. Выберите правильный ответ. ­ Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберите: добрая, жадная, веселая, умная. VIII. Итог урока ­ С какой новой сказкой познакомились на уроке? ­ Что   в   сказке   фантастическое   (сказочное),   а   что   действительно   могло случиться в жизни? ­ Добился ли солдат своего? Что ему помогло?­ Прав ли солдат? ­ Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему? ­ Как понимаете смысл предложения: «А солдат ест да посмеивается». Домашнее задание Подготовиться к чтению по ролям.