ТЕМА Корень слова. Два Признака родственных слов.
1. закрепить понятие о корне - как обшей части родственных слов;
2. умражнятьдетей в нахождении и выделении корня в словах;
3. формировать умение различать лонятия однокоренные и родственные слова;
4. расширять словарный запас, путем подбора однокоренных слов,
ОБОРУДОВАНИЕ: перфокарты, осенние листья с родственными словами, буквы к игре «Составь слово».
1. ОРГМОМЕНТ
- Сядет тот, юго назовет одушевленный предмет; неодушевленный предмет.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНмшЙ ПО ПРОШИНОМУ МАТЕРИАЛУ
1 ) исправьте ошибки Детей
Малечик, соле, писемо, колецо, Дене, вьчер.
2) выпицт только слова
МА, ри, рисунок, НОК, рис, РИСУЕТ, РТ, РИСОВАНИЕ, ИЕ, ВА,
- Какое слово лишнее? Почему? (разное значение у слов рис, рисунок). Подчеркни его красной ручкой.
3. НОВАЯ ТЕМА (проДолже„ие)
А) объявление темы урока
- Если правильно расставите цифры по порядку, то сможете прочитать тему нашего урока.
н |
|
|
о |
|
|
25 |
21 |
24 |
22 |
23 |
26 |
- Итак, тема нашего урока: «Корень слова».
- У чего есть корень? (у дерева, у слов).
- А что такое корень? (общая часть родственных слов)
Б) упражнение в подборе русегвенных слов
СегоДня у нас в классе листопаД, пробы иные ЛЕТЯТ.
Тот быстро листья соберет.
(вызывает двух учеников к доске и предлагает каждому в корзинку собрать листья)
- Назовите слова, которые вы собрали. Почему? Какая общая часть у этих слов?
Из какого слова выросли эти слова?
- Какие это слова родственные или однокоренные? Почему? (одно значение).
Звон -
Гора -
В) СОРЕВНОВАНИЕ ( работа с перфокартами.)
- Сегодня будем с вами сажать сад слов.
- Чья команда придумает как можно больше слов - будет победителем.
(дается перфокарта с изображение дерева, ученикам предлагается вписать в окошечки родственные слова) 1 команда
Посадите корень рыб, какие слова появятся у этого дерева? Запишите их в тетради
(учащиеся записывают слова, объясняя значение каждого)
- Рыба, рыбак, рыбачит, рыболов, рыбный, рыбалка ....
2 команда
Море, морской, моряк, морячка, моряки...
З команда
Сад, посаДки, рассада, посаДил, саДовыЙ...
Г) РАБОТА С ПЕРФОКАРТАМИ
- Найди пару и соедини стрелками однокоренные слова. Можно их назвать родственными? Почему? Грибхлебница
Хлебморяк
Мореберёзка Берёзагрибник
Д) устная работа
- Сегодня Петя и Алеша должны были «выкопать» из рассказа родственные слова, но забыли о том, что у них есть не только один корень, но и общее значение. Скажите, кто из них прав?
Родня ли Гусеница Гусю?
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша тетка — Гусеница.
Петя выписал: Гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алеша сказал, что гусеница — это не родственное слово.
А Петя возразил:
- Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
- Кто прав? Почему? (Алеша)
- Какие 2 секрета родственных слов вы назвали?
1) у однокоренных слов есть один корень, они похожи «по внешнему виду» друг на друга,
2) у слов есть общее значение (смысл)- они называются родственными.
- Какие слова мы называем однокоренными, у которых ....(один корень)
- Какие слова мы называем родственными, у которых (общее значение)
- Как вы думаете можно изменять корень у слова. Почему? Распадется слово.
Корень — это неизменяемая часть слова.
Е)
- Какая часть родственных слов общая?
Зимушка, зимовать, зимний, зима
ЗИМУ зимн зим зимо
4. ФИЗМИНУТКА «Кошки и мышки».
5.3АКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Слов на свете нам не счесть. В кажДом слове корень есть. Чтобы грамотно писать. Надо корни выДелять.
Если знаешь корень слова,
Его напишешь ты толково.
А) ВЫБЕРИ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО «кто где живёт?» Д.. .мовой живёт в(избе, доме).
В.. .дяной живёт в(болоте, воде). Леш...й живет в(чаще, лесу).
Б) СПОР СЛОВ
- А пока мы отдыхали, поспорили слова не могут разобраться, где, чей дом?
Поможем им?
Выпиши родственные слова по группам. Будь очень внимателен.
ГОРА, ГОРЕ, ГОРЬКИЙ, ГОРЕВАТЬ, ГОРКА, ГОРЬКО, ГОРНЫЙ, ГОРЧИЦА
В) ИГРА «З ЛИШНИЙ» - Найди лишнее слово
ВОДИТЕЛЬ, ВОДИЧКА, ВОДА
КОСИТЬ, КОСИЧКА, КОСА,
ЖЕЛТОК, ЖЕЛЕЗО, жЁлтый
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧ, цирк
Г П очитай текст. Най и и по че кни в тексте только о ственные слова.
дуб.
Дуб — очень высокое Дерево. Ствол у него толстый. У дуба красивые резные ЛИСПЉЯ. Осенью на нем созревают жёлуДи. Это семена. Из жёлудя вырастает маленькиЙ Дубочек. Дубовый лес называют — Дубравой.
Д)СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Найди родственные слова и выдели корень. Выпиши предложение.
В БЕЛКИ ДУПЛЕ У ПИЩАТ БЕЛЬЧАТА
6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Чему учились на занятии?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Какие 2 признака есть у родственных слов?
- В класс пойдет тот ученик, который исправит ошибки детей
Грибы любят собирать грибников.
Ка:жДый гриб мечтает наЙП1И самого больцщам• грибника,
Лес сторожит лесника,
Рыбка хочет поймать большого рыбака.
Рыбалка мобит рыбака, Футбол трает в футболиста.
Снег слепши из снеговика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.