ТЕМА Корень слова. Два Признака родственных слов.
1. закрепить понятие о корне - как обшей части родственных слов;
2. умражнятьдетей в нахождении и выделении корня в словах;
3. формировать умение различать лонятия однокоренные и родственные слова;
4. расширять словарный запас, путем подбора однокоренных слов,
ОБОРУДОВАНИЕ: перфокарты, осенние листья с родственными словами, буквы к игре «Составь слово».
1. ОРГМОМЕНТ
- Сядет тот, юго назовет
одушевленный
предмет; неодушевленный предмет.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНмшЙ ПО ПРОШИНОМУ МАТЕРИАЛУ
1 ) исправьте ошибки Детей
Малечик, соле, писемо, колецо, Дене, вьчер.
2) выпицт только слова
МА, ри, рисунок, НОК, рис, РИСУЕТ, РТ, РИСОВАНИЕ, ИЕ, ВА,
- Какое слово лишнее? Почему? (разное значение у слов рис, рисунок). Подчеркни его красной ручкой.
3. НОВАЯ ТЕМА (проДолже„ие)
А) объявление темы урока
- Если правильно расставите цифры по порядку, то сможете прочитать тему нашего урока.
|
н |
|
|
о |
|
|
|
25 |
21 |
24 |
22 |
23 |
26 |
- Итак, тема нашего урока: «Корень слова».
- У чего есть корень? (у дерева, у слов).
- А что такое корень? (общая часть родственных слов)
Б) упражнение в подборе русегвенных слов
СегоДня у нас в классе листопаД,
пробы иные ЛЕТЯТ.
Тот быстро листья соберет.
(вызывает двух учеников к доске и предлагает каждому в корзинку собрать листья)

- Назовите слова, которые вы собрали. Почему? Какая общая часть у этих слов?
Из какого слова выросли эти слова?
- Какие это слова родственные или однокоренные? Почему? (одно значение).
Звон -
Гора -
В) СОРЕВНОВАНИЕ ( работа с перфокартами.)
- Сегодня будем с вами сажать сад слов.
- Чья команда придумает как можно больше слов - будет победителем.
(дается перфокарта с изображение дерева, ученикам предлагается вписать в окошечки родственные слова) 1 команда
Посадите корень рыб, какие слова появятся у этого дерева? Запишите их в тетради
(учащиеся записывают слова, объясняя значение каждого)
- Рыба, рыбак, рыбачит, рыболов, рыбный, рыбалка ....
2 команда
Море, морской, моряк, морячка, моряки...
З команда
Сад, посаДки, рассада, посаДил, саДовыЙ...
Г) РАБОТА С ПЕРФОКАРТАМИ
- Найди пару и соедини стрелками однокоренные слова. Можно их назвать родственными? Почему? Грибхлебница
Хлебморяк
Мореберёзка
Берёзагрибник
Д) устная работа
- Сегодня Петя и Алеша должны были
«выкопать» из рассказа родственные слова, но забыли о том, что у них есть не
только один корень, но и общее значение. Скажите, кто из них прав?
Родня ли Гусеница Гусю?
- Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята.
- А ты кто?
- А я ваша тетка — Гусеница.
Петя выписал: Гусь, гусыня, гусята, гусеница.
Алеша сказал, что гусеница — это не родственное слово.
А Петя возразил:
- Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
- Кто прав? Почему? (Алеша)
- Какие 2 секрета родственных слов вы назвали?
1) у однокоренных слов есть один корень, они похожи «по внешнему виду» друг на друга,
2) у слов есть общее значение (смысл)- они называются родственными.
- Какие слова мы называем однокоренными, у которых ....(один корень)
- Какие слова мы называем родственными, у которых (общее значение)
- Как вы думаете можно изменять корень у слова. Почему? Распадется слово.
Корень — это неизменяемая часть слова.
Е)
- Какая часть родственных слов общая?
Зимушка, зимовать, зимний, зима
ЗИМУ зимн зим зимо
4. ФИЗМИНУТКА «Кошки и мышки».
5.3АКРЕПЛЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ
Слов на свете нам не счесть. В кажДом слове корень есть. Чтобы грамотно писать. Надо корни выДелять.
Если знаешь корень слова,
Его напишешь ты толково.
А) ВЫБЕРИ РОДСТВЕННОЕ СЛОВО «кто где живёт?» Д.. .мовой живёт в(избе, доме).
![]()
В.. .дяной живёт
в(болоте, воде). Леш...й живет в(чаще, лесу).
![]()
Б) СПОР СЛОВ
- А пока мы отдыхали, поспорили слова не могут разобраться, где, чей дом?
Поможем им?
Выпиши родственные слова по группам. Будь очень внимателен.
ГОРА, ГОРЕ, ГОРЬКИЙ, ГОРЕВАТЬ, ГОРКА, ГОРЬКО, ГОРНЫЙ, ГОРЧИЦА
![]()
![]()
![]()
В) ИГРА «З ЛИШНИЙ» - Найди лишнее слово
ВОДИТЕЛЬ, ВОДИЧКА, ВОДА
КОСИТЬ, КОСИЧКА, КОСА,
ЖЕЛТОК, ЖЕЛЕЗО, жЁлтый
ЦИРКУЛЬ, ЦИРКАЧ, цирк
Г П очитай текст. Най и и по че кни в тексте только о ственные слова.
дуб.
Дуб — очень высокое Дерево. Ствол у него толстый. У дуба красивые резные ЛИСПЉЯ. Осенью на нем созревают жёлуДи. Это семена. Из жёлудя вырастает маленькиЙ Дубочек. Дубовый лес называют — Дубравой.
Д)СОБЕРИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Найди родственные слова и выдели корень. Выпиши предложение.
В БЕЛКИ ДУПЛЕ У ПИЩАТ БЕЛЬЧАТА
6. ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Чему учились на занятии?
- Как называется общая часть родственных слов?
- Какие 2 признака есть у родственных слов?
- В класс пойдет тот ученик, который исправит ошибки детей
Грибы любят собирать грибников.
Ка:жДый гриб мечтает наЙП1И самого больцщам• грибника,
Лес сторожит лесника,
Рыбка хочет
поймать большого рыбака.![]()
Рыбалка мобит рыбака, Футбол трает в футболиста.
Снег слепши из снеговика.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.