Конспект урока по теме: «Литовско - Русское раннефеодальное государство», 6класс, история
Оценка 5

Конспект урока по теме: «Литовско - Русское раннефеодальное государство», 6класс, история

Оценка 5
Разработки уроков
doc
история
6 кл
04.03.2018
Конспект урока по теме: «Литовско - Русское раннефеодальное государство», 6класс, история
Данный урок создан мною несколько лет назад как открытый и предназначался для защиты категории. Вероятно сегодня он несколько устарел, но может быть использован коллегами на обычных уроках. Можно доработать его как идею в соответствии с современными требованиями ФГОС. Всем успехов!
Конспект урока по истории - Литва и Русь, для 6 класса.doc

План – конспект урока по истории России в 6 классе по теме:

«Литовско - Русское раннефеодальное государство»

 учителя  истории   МБОУ СОШ  № 14  г. Саров  Нижегородской области

 Крылова     Евгения     Евгеньевича

2014 – 15 уч. год.

Э

Деятельность учителя

1. Орг.м..

Приветствует учащихся, проверяет их присутствие, заполняет журнал.

2. Постановка цели. Актуализация.    мин.

 

 

Напоминает, что на предыдущих уроках по Всеобщей истории и Истории России изучались различные раннефеодальные государства Средневековья, созданные с целью захвата, ограбления и подчинения  соседних населенных территорий. Это был первый опыт создания своего государства для многих народов, не всегда удачный, закончившийся феодальной раздробленностью. 

                        Какие государства мы уже изучили? 

 (империя Карла Великого, Священная Римская империя германской нации, Арабский Халифат, Киевская Русь, и другие.      Выслушивает. Вспоминают пройденное. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами составили сравнительную таблицу этих раннефеодальных государств. И убедились в их схожести по указанным в таблице критериям.  Слайд 1..

 

Вопрос

Империя Карла Великого

Киевская Русь

Арабский Халифат

Верховная власть передаваемая по наследству

+

+

+

Определенная территория

+

+

+

Столица и другие города

+

+

+

Регулярный сбор налогов

+

+

+

Войско постоянное

+

+

+

Законы письменные

Салическая Правда

Русская Правда

Шариат

Разделение на сословия феодалов и зависимых крестьян

+

+

+

 

Вопросы к таблице: если вы были знатным человеком каким государством вы бы хотели управлять? бы вы были  Нам предстоит сегодня завершить изучение Раннего Средневековья Европы знакомством с еще одним государством по своему уникальном – ВКЛ.

 

o    Сообщает тему урока, цели и план изучения материала ( в рабочем листе ).

 

o    Называет цели;

§   Сегодня мы узнаем об еще одном раннефеодальном средневековом государстве – Великом княжестве Литовском.

§   Осознаем причины возникновения этого государства и его особенности.

§   Будем продолжать учиться работать со схемой, таблицей, текстом учебника, картой и  раб.листом.

§   Составим сравнительную таблицу «Раннефеодальные государства Киевская Русь и Литовское княжество» и сделаем выводы по теме.

§    

o    Называет план изучения материала.

·         Знакомство с презентацией и докладами учащихся по теме.

·         Создание схемы «Первые литовские князья».

·         Работа с текстом №, документами, картой.

·         Заполнение таблицу «Раннефеодальные государства Киевская Русь и Литовское княжество».

·         Тренировочные упражнения по выбору.

·         Вывод по теме урока.

·         Закрепление материала в форме теста.

·         Завершение урока, выставление оценок, домашнее задание.                

Слайд. Цель урока и  План урока.

 

Сегодня на уроке мы постараемся ответить на вопросы :

·         Как и почему возник этот союз Литвы и Руси? Когда и кем он был создан?

·         Было ли  ВКЛ раннефеодальным государством.

·         Каковы особенности Литовско – Русского государства 13-14 веков?

·         Что в этом союзе работало на сближение народов и что вносило разлад?

·         Могло ли ВКЛ стать центром объединения русских земель?

 

3. Объяснение нового материала. Выработка ЗУН.          мин.

      

 Молодое Литовское княжество, возникшее на берегах реки Неман в начале 13 века в результате объединения литовских против нашествия крестоносцев с Запада и монголов с Востока,  вело длительные войны за господство над окружающими его землями. Ему помогло в этом сильное ослабление соседних славянских русских княжеств в результате татаро-монгольского нашествия. При этом, население западных русских земель не было против союза с литовцами. Установление власти литовских князей проходило сравнительно мирно.

 

Предлагает  познакомиться с презентацией и докладами учеников о первых литовских князьях. 

Предлагает, работая в группах, заполнить схему-солнышко «Этапы формирования раннефеодального Литовского государства в 13-14 веках» в рабочем листе, вклеив подходящие фрагменты текста на листках бумаги;

поработать с документами и ответить на вопросы.

Контролирует правильность заполнения

 

Группы

Литовские князья

Даты правления

Деятельность

1

Миндовг

1230-64

 

2

Гедемин

1315-41

 

3

Ольгерд

1341-77

 

4

Литва – страна

Ответы на вопросы: география, города, занятия, хозяйство, религия Литвы 13-14 веков.

5

Литва – раннефеодальное государство

Ответы на вопросы: приведите доказательства того факта, что ВКЛ было феодальным государством

             

 Просит часть уч-ся сообщить классу результаты своей работы.

        Остальные  уч-ся дополняют и исправляют отвечающих.

Таким образом, в 13-14 веках, первым литовским князьям с помощью военной силы удалось присоединить соседние русские княжества и обложить их данью - создать раннефеодальное государство - Великое, во всех смыслах, княжество Литовское со столицей в городе Вильно.

       Что бы выявить особенности Литовско – Русского государства 13-14 веков необходимо сравнить его с другим близким феодальным государством, например Киевской Русью, по заданным критериям в форме таблицы:

4. Закрепление  усвоенного.             Мин.

 

В соответствии с планом работы на уроке, организует выработку умений и навыков работы с текстом параграфа 15 п.3-4 на стр. 123-127 и таблицей в рабочем листе; предлагает самостоятельно выявить особенности Литовско – Русского государства 13-14 веков в сравнении с другим раннефеодальным государством - Киевской Русью.

Критерии

Киевская Русь

Литовское государство

Управление

Сильная власть великих князей, раздел владений между сыновьями, ежегодный сбор дани

Сильная власть великих князей, раздел владений между сыновьями, ежегодный сбор дани

Занятия населения

Земледелие, ремесло, торговля.

Земледелие, ремесло, торговля.

Законы

Русская Правда – раннефеодальное законодательство

Русская Правда – раннефеодальное законодательство

Государственный язык

Русский

Русский

Культура

Восточнославянская православная

Восточнославянская православная и литовская языческая.

Вера

Православная вера

Присутствует католичество, православная вера у большинства населения и язычество

 

Просит часть уч-ся проанализировать и сообщить классу результаты своей работы.

Остальные  уч-ся  могут  дополнять и исправлять отвечающих.

 

·         Что общего у этих государств?

·         Каковы особенности Литовско – Русского государства 13-14 веков?

  

Выслушивает учеников и комментирует ответы.

ВКЛ было одним из раннефеодальных государств во многом схожим с Киевской Русью. Существенным отличие его было в том, что правители не придерживались веры большинства населения – православия, и временами склонялись к католичеству, когда этого требовала ситуация.

 

..

 

 

В соответствии с планом работы организует выработку умений и навыков – предлагает выполнить в  раб.листе разноуровневые упражнения по выбору уч-ся. Дает инструкцию:

   А) Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание № 1-2.

   Б) Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задания № 3.

   В) Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание № 4-5.

ЗАДАНИЯ 

1.     используя текст № и карту на стр 126 назовите земли присоединенные  к Литве..

2.     назовите причины образования Литовского княжества используя  текст №.

3.     каково было значение присоединения русских земель к Литве.

4.     определите, выявите особенности религиозной политике литовских князей.

5.     могла ли Литва стать центром объединения русских земель в новое централизованное государство? При каких условиях?

Дает время на выбор и подготовку задания, организует устный опрос с дополнениями учащихся и своими комментариями.

Вместе с учениками оценивает  союз Литвы и Руси как явление в жизни государств Средневековья,

и делают вывод по теме в целом.

 

ВЫВОД предполагаемый - слайды:

ü  Литовское раннефеодальное государство 13-14 веков напоминает Киевскую Русь 9-11 веков:

ü  этапы формирования государства, законодательство «Русская Правда», государственный язык – русский, преобладание восточнославянской культуры и православной веры, феодальная знать – в основном русская, князья делят земли между сыновьями - путь к усобицам, совместная оборона от нашествий, умеренная дань - налог.

ü  Все это делало естественным и необходимым союз Литвы и Руси.

ü  Разобщало народы лишь усиление влияния католической церкви.

ü  Литовское княжество в 13-14 веках могло стать центром объединения русских земель наряду с Тверским и Московским княжествами если бы литовские князья приняли православие.

 

5. Подведение итогов и объяснение Д.З. мин.

 

В соответствии с планом урока предлагает уч-ся ответить на вопросы теста на листочке «Г».

1.     При этом литовском князе были присоединены Минское, Брестское и Киевское княжества, а его государство стало именоваться Великим княжеством? ( Гедемин )

2.     Столицей Литовского государства при князе Гедемине стал город:

                      а. Киев.

                      б. Ковно.

                      в. Вильно.

                      г. Варшава.

3.     Расположите в хронологическом порядке (от наиболее раннего события к наиболее позднему) следующие события:

      А. присоединение к Литве Волынского княжества.

      Б. присоединение к Литве Киевского княжества

      В. правление православного литовского князя-монаха Войшелка

      Г. смерть литовского князя Миндовга

4.     Особенностью жизни Великого княжества Литовского вносящей разлад в отношения литовцев и русских было:

                      А. более высокая культура русских земель,

                      Б. русские люди рассматривали литовцев как иностранцев и завоевателей,

                      В. постепенное усиление влияния католической церкви в Литве,

                      Г.  превращение литовской столицы в многонациональный город.     

5.     Найдите и подчеркните неверные утверждения: « В результате расширения территории Литовского государства в 13-14 веках в его состав вошли русские княжества: Брестское, Минское, Киевское, Черниговское, Смоленское и Рязанское. Первые литовские князья Миндовг, Гедемин, Олег и Ольгерд умело обороняли свою землю от нашествий монголов с востока и крестоносцев с запада. После смерти Миндовга  в 1263 году католичество стало официальной религией Великого княжества Литовского».  

 

Организует самопроверку теста по ответам, выписанным ( показанным ) на доске.

 

Предлагает сдать ответы на проверку учителю.

 

   

 

Подводит итоги урока. Задает вопросы учащимся:

o    Что более всего запомнилось?

o    Какие факты произвели на вас впечатление?

o    О чем хотели бы узнать больше или подробнее?

 

В заключение учитель оценивает работу учащихся. Объясняет дом. задание – в рабочем листе:

Ø  № 15

Ø  завершить работу с рабочим листом,

Ø  используя текст и иллюстрации учебника, подготовить по выбору:

ü  рассказ от имени русского человека о его жизни в Великом княжестве Литовском 13-14 веков.

ü  рассказ от имени Литовского князя 14 века.

                                                                                                                                   Благодарит учащихся за работу.

 

 


План – конспект урока по истории

План – конспект урока по истории

Объяснение нового материала. Выработка

Объяснение нового материала. Выработка

В соответствии с планом работы организует выработку умений и навыков – предлагает выполнить в раб

В соответствии с планом работы организует выработку умений и навыков – предлагает выполнить в раб

Подводит итоги урока. Задает вопросы учащимся: o

Подводит итоги урока. Задает вопросы учащимся: o
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018