Конспект урока-обобщение по русскому языку в 5 классе по теме «Лексика»
(урок дан в Хреновской школе)
Урок по времени регламентирован (рассчитан на 20 мин.)
І. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин.)
- Здравствуйте , дети. Мне предстоит сегодня поработать с вами, и мне не терпится это начать делать. Зовут меня …….., а ваши имена я узнаю в процессе работы. Итак, начнем?
ІІ. Целеполагание. ( 3мин.)
- Кто хочет поучаствовать в диалоге со мной? Предлагаю готовые слова для ответа. ( Получается импровизированный диалог)
Все внимательно слушают.
- Вы прочитали повесть Тургенева «Муму». Каким тебе запомнился Герасим?
- Хорошим.
- Что ты можешь сказать о его собачке?
- Она тоже хорошая.
- А повесть тебе понравилась?
- Да, хорошая.
- А в каком доме ты живешь?
- В большом.
- А семья у вас какая?
- Большая.
- О чем ты мечтаешь?
- Стать большим(ой).
- Ребята , понравились вам ответы? Почему? Что в них не так? Чем необходимо владеть отвечающему? Что ему нужно сделать, чтобы его ответы были другими?
ІІІ. Актуализация знаний. (7-8 мин.)
-А какая наука о языке изучает такие понятия: лексикон, синонимы, антонимы и др. ?
- Значит , о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- Да, повторим то , что изучили в 5 классе по разделу «Лексика». Сегодня мы постараемся определить, удастся ли нам, повторив тему «Лексика», сделать свою речь красивой, образной.
РАБОТА В ГРУППАХ (5 мин.) ( когда группы готовы, они показывают это, взявшись за руки)
1) Решите примеры, вставьте пропущенные слова в парах.
1. Не люблю запах лука (лук – растение)
Туго натянуть тетиву лука ( лук – оружие)
2. Умыть _________ .
Определить ________ глагола.
3. Подъёмный __________ .
__________ с горячей водой.
Как называются слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению?
2) В квартиру , где живут несколько братьев, принесли письмо. На стук вышел один из братьев, . Зовут его Смелый. Назовите имена остальных братьев.
Как называются слова одной и той же части речи , КОТОРЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ ОДНО ИТО ЖЕ, НО МОГУТ ОТЛИЧАТЬСЯ ДРУГ ОТ ДРУГА ОТТЕНКАМИ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ?
3) Многие писатели делают речь с их помощью яркой, выразительной. Прочитайте высказывание Кривина о языке и найдите слова, о которых идет речь.
«Язык. Устный и письменный, литературный и разговорный, свой и чужой, знакомый и незнакомый, правдивый и лицемерный, мертвый и живой – и всё это язык, объединяющий и разъединяющий людей.»
Как называются слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением?
- Подведем итоги работы в группах.
- Какие понятия повторили?
Работа в парах (2 мин.) ( раздаются карточки с заданиями каждой паре)
Пятилетний Серёжа заявил, что он не пойдёт в школу, так как там на экзаменах режут. В другой раз он не пошел на улицу, боясь, что его мороз ударит.
Петя сказал маме, что он не повесил рубашку сушить на солнышко, потому что не достал до него.
( По наблюдениям К.Чуковского)
Почему Серёжа и Петя не понимают взрослых? А вы понимаете? Найдите слова, которые вызвали затруднения у Пети и Серёжи.
ІV.Закрепление (6 мин.)
- У вас есть рабочие листы, в них мы будем работать. Подпишите их.
Выполните 1 задание ( индивидуальное)
Выполните взаимопроверку
Критерии оценивания 0 ош. – «5»
1-2 ош. – «4»
3-4 ош. – «3»
Ø 4 ош. – «2»
Выполните 2 задание (работают в парах), затем проверка ?
V. Итоги урока, оценки, рефлексия.
- Итак, материал , с которым мы работали, поможет сделать нашу речь красивой, образной, выразительной?
«Будь искусным в речах – слово сильнее, чем оружие», - поучал египетский фараон своего сына. Об этом необходимо помнить каждому человеку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.