Конспект урока по теме: "Общее представление о правописании частей слова".(3 класс)
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Конспект урока по теме: "Общее представление о правописании частей слова".(3 класс)

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
28.01.2017
Тип урока: Урок усвоения нового материала. Урок рассчитан на 40 минут. При 45 – минутном варианте урока добавляется дополнительное время на следующие этапы урока: наблюдение над безударными гласными звуками и буквами – 1 мин., наблюдение над парными согласными звуками и буквами – 2 мин., обобщение материала – 2 мин. На уроке ведётся работа в парах и группах, используется проблемно- поисковый метод. В ходе урока все полученные сведения (выводы с каждого этапа работы на уроке) постепенно сводятся в единую таблицу, на основе которой в конце урока проводится этап обобщения материала. Все выводы формулируют сами учащиеся с опорой на имеющиеся знания по изученным ранее темам («Части слова») результат опыта работы на данном уроке.Конспект урока по теме: "Общее представление о правописании частей слова".(3 класс)

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Конспект урока по русскому языку, 3 класс..docx
Тема: Общее представление о правописании частей слова. Тип урока: Урок усвоения нового материала (по  Конаржевскому Ю.А. «Анализ урока», Москва, 2003г.). Форма: Работа в группах и парах статичного состава. Ведущий метод: Проблемно­поисковый с опорой на  научность. Учебная задача: Сформировать представления учащихся о  том, что орфограммы могут быть в любой части слова и  написание их надо проверять или запоминать. Цели: Обучающие: дать общее представление о том, что  орфограммы могут быть в любой части слова и написание их надо проверять или запоминать. Воспроизвести знания об изученных правилах письма. Развивающие: развивать умения выделять части слова. Способствовать развитию орфографического навыка. Активизировать мыслительную, познавательно­ языковую и коммуникативно­речевую деятельность учащихся. Воспитывающие: создать условия для формирования  устойчивой мотивации к изучению родного языка. Оборудование.  Учебник  «Русский язык»  ­ 3 класс,  В.П. Канакина,   В.Г. Горецкий, Москва,  «Просвещение», 2003г.  «Рабочая тетрадь на печатной основе по русскому языку – 3 класс» В.П. Канакина,  В.Г. Горецкий, Москва,  «Просвещение», 2003г.  Таблица для определения уровня эмоционального комфорта  учащихся.  Тексты для  определения их типов.  Картинки с изображением птиц: ворона, сорока.  Индивидуальные листы с заданиями.  «Светофоры».  Набор из значимых частей слов, при правильном сочетании  которых образуются новые слова. Место в разделе:  первый урок (из 29 уроков) по теме  «Правописание частей слова». Ход урока. I. Организационный момент  (3мин) Необычный день у нас. И гостями полон класс. ­ Что гостям сказать нам надо? (­Видеть Вас мы очень рады!) Каждый день ­ всегда, везде, На уроке и в игре Смело, четко говорим И красиво все сидим. Все ль на месте, Все ль в порядке, Ручки, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». На рабочий лад настройтесь, Ведь у нас не мало дел. Поудобнее устройтесь, Чтобы каждый проявить себя сумел. Рефлексия  Учитель: ­ Ребята, давайте попытаемся определить, насколько  комфортно вы чувствуете себя на сегодняшнем уроке. Для этого  подойдите к экрану на доске и отметьте в цветовой гамме своё  состояние на данный момент (учащиеся прикрепляют к экрану карточки  по правилам: красный цвет – радость; зелёный – спокойствие; синий –  грусть; белый – затруднение в ответе). (См. приложение №1 к уроку). вороны). б) Верещунья, белобока, А зовут ее ... (сорока).  (Картинка с  изображением сороки). 2. Выполнение заданий по  индивидуальному листу  (задание № 1). ­ Прочитайте слова (Гороховец, ворона, сорока, Воронеж) ­ На какие группы можно разделить эти слова? ( а) города и птицы        б) имена собственные и нарицательные). II. Чистописание. (5мин) Учитель: Первое задание для чистописания.  1.Отгадайте мои загадки. а) Окраской ­ сероватая, Повадкой ­ вороватая, Крикунья хрипловатая, Известная персона. Зовут ее ... (ворона). (Картинка с изображением  ­ Выделите группу «Птицы». (сорока, ворона) ­ Какие это птицы? (зимующие) ­Чем мы можем помочь этим зимующим птицам?  (Ответы детей). 3. Краткая фонетическая минутка.  Учитель: Работаем простым карандашом на индивидуальных  листах со словами группы «Птицы». Зачеркните в этих словах те  буквы, которые обозначают: ­ парные согласные звуки (в, с, к). Слова с данными сочетаниями  надо запоминать или проверять по словарю, но некоторые из  данных безударных гласных можно проверить путём подбора  однокоренных родственных слов с ударной позицией на данной  гласной. ­ звонкий непарный сонорный согласный звук (н). ­ первую гласную алфавита (а). ­ Что осталось? (оро). ­оро ­это соединение, которое образовалось от слияния древнего  русского языка с другим славянским языком. (Письмо строки соединений –оро­). 4.Подбор слов с данным соединением. а) самостоятельно б) по словарю в учебнике с. 136 (горох, пороша). 5. Объяснение значения слова «пороша». (Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега.) Вывод: Слова с данными сочетаниями надо запоминать или  проверять по словарю, но некоторые из данных безударных  гласных можно проверить путём подбора однокоренных  родственных слов с ударной позицией на данной гласной. III. Словарная работа. (5мин) 1. Введение нового слова ­ Назовите среди записанных слов словарные (сорока, ворона). ­ А почему их так назвали? (Ответы детей). ­ 2. ­ Какой сегодня день недели? (четверг) ­ Как вы думаете, почему его так назвали?  Новое слово. (Ответы детей). ­ Четверг ­ это наше новое словарное слово. 3. Характеристика слова (слоговой анализ). ­ Сколько в слове слогов? ­ Какой слог ударный? ­ Какая безударная гласная пропущена? (е). ­ Как вы думаете: это слово с непроверяемой или трудно­ проверяемой безударной гласной? ­ Попробуйте проверить. (четверо) ­ Как разделить это слово для переноса? (чет – верг или че ­ тверг). ( Оба варианта переноса этого слова допустимы по В.Ф. Грекову). ­ Какие правила нужно помнить при письме слов с непроверяемыми и  труднопроверяемыми написаниями. Вывод: Слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми  написаниями надо запомнить или проверять по словарю. 4.Работа с текстом (индивидуальная карточка, задание №2). ­ Прочитайте тексты. (См. Приложение № 2) ­ Какие типы текстов перед вами. (№ l ­ рассуждение, № 2 ­ описание, № 3 ­ повествование). ­ Что общего во всех этих текстах?(слово  «четверг»). IV. Работа по теме урока.  1. Сообщение темы урока.  (2 мин)               Учитель: а сейчас мы с вами узнаем тему нашего урока.                      Работа с учебником с.90.  Чтение темы урока: Правописание частей слова.  Чтение главного вопроса: Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях слова? V. Наблюдение над безударными гласными звуками и буквами. (12мин) 1) Выполнение упр. №169. Прочтите текст. Спишите текст, вставляя пропущенные  гласные буквы и обозначьте ударение в словах. Текст упражнения:  Ночью пришёл первый зам..р..зок. он надышал холл..дом  на стёкла, посыпал з..рнистым инеем на крыши,  захрустел под н..гами. 2) Выполнение заданий к упр. № 169. ­ В какой части слов пропущены орфограммы? (в корне). Объясните их написание. (Ответы детей). ­ Объяснить значение выделенного слова (Заморозок ­ лег кий утренний мороз осенью или весной.) 3) Выполнение заданий по рядам. 1 ряд: Найти слова с безударными гласными в приставках (пришел, надышал, посыпал, захрустел). 2 ряд: Найти слова с безударными гласными в суффиксах (заморозок, посыпал). 3 ряд: Найти слова с безударными гласными в окончаниях ( первый, холодом, стекла, зернистым, ногами, инеем). 4) Вывод.  ­ В каких частях слова могут находиться безударные гласные?  (Ответы детей). ­ Как выбрать правильное написание безударной гласной, если она находится: а) в приставке? (запомнить) б) в суффиксе? в) в корне? (запомнить, проверить по словарю; подобрать проверочное слово.) 5 Чтение сведений о языке с. 91. (Безударная  гласная может быть в любой части слова: в  приставке (пришёл), в суффиксе (маленький), в  окончании (в доме), в корне (дарить). Физкультминутка (в форме игры «Генералы»). «Генералы» (Корень, Суффикс, Окончание, Основа, Приставка).  «Солдаты» (структурные части грамматических правил). Правила проведения: по команде учителя каждый «солдат» должен найти своего «генерала». (См. Приложение № 3). VI. Наблюдение над парными согласными звуками и буквами.  (8мин) 1. Игра «Конструктор». (Работа в парах постоянного состава. У каждой пары на  парте лежит  комплект, состоящий из значимых частей  фрагментов слов,  при правильном сочетании которых  должны образоваться новые слова ).(См. Приложение № 4). Задание: Соберите рассыпанные слова. Окончание  работы сигнализируйте светофором. (подстаканник, подружка, коробок, говорлив). ­ В какой части слова может находиться согласная буква,  обозначающая парный по глухости­звонкости согласный звук?  (В  любой).  Вывод: Это орфограмма, так как есть выбор букв для ее  написания. 2. ­ Как проверить написание согласной буквы, обозначающей парный по глухости­звонкости согласный звук, если она находится в (запомнить или проверить по словарю) а) ­ корне (подобрать проверочное слово) б) ­ суффиксах       (запомнить их и приставках?         написание). У/      ■ 3. Запись полученных слов в тетрадь и разбор по составу.  (Взаимопроверка) 4. Чтение сведений о языке:    с. 170.         (Согласная буква, написание которой надо проверять, может быть в любой части слова: в приставке (сделать, обходить),, в суффиксе (правдив, пирожок), в корне (сливки, четверг), в окончании (нет звуков, жуков). VII.Обобщение работы. (5мин) Работа с лингвистическим текстом упр. № 171 с. 91. ­ Что надо знать, прежде чем написать в слове безударную гласную  либо согласную, обозначающей парный по глухости­ звонкости  согласный звук? ( В какой части слова она находится). ­ Что надо знать о написании корня, суффикса и приставок?  (Ответы детей). VIII. Итог урока. 1 Работа с таблицей на доске. Ответ на главный вопрос урока:  Как узнать, какие гласные и согласные пишутся в частях  слова? (См. Приложение №4) 2 Оценка работы учащихся. 3 Определение уровня эмоционального комфорта учащихся  Рефлексия: (Учащиеся определяют уровень комфорта после  урока и оценивают свою активность на уроке). IX. Домашнее задание по уровням:  Репродуктивный: Упр. № 170 с. 90 Продуктивный: подобрать по 3 своих примера на каждый  случай в таблице, полученной на уроке (таблица выдаётся  каждому ученику после Итогов урока).
скачать по прямой ссылке