Конспект урока по теме: Русские народные сказки. Обобщение

  • Разработки уроков
  • docx
  • 08.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок 14 (вариант 1). Русские народные сказки. Обобщение Цели урока: развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность; прививать интерес к чтению; воспитывать чувство ответственности, умение принимать решения. Оборудование: карточки с отрывками из сказок. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Иконка файла материала чтение.docx
Урок 14 (вариант 1). Русские народные сказки. Обобщение Цели   урока:  развивать   творческие   возможности   детей,   фантазию, наблюдательность;   прививать   интерес   к   чтению;   воспитывать  чувство ответственности, умение принимать решения. Оборудование: карточки с отрывками из сказок. Планируемые   предметные   результаты:   Участвовать   в   устном   общении   на   уроке, соблюдать   правила   речевого   поведения.   Самостоятельно   читать   тексты   учебника, извлекать   из   них   информацию.   Наблюдать   за   использованием   языковых   средств, анализировать их. Формируемые УУД:  Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей  беседе,  выполняя принятые  правила  речевого  поведения,  слушать  собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним. I.Проверка домашнего задания Дети пересказывают сказку «Гуси­лебеди». Ход урока II. Постановка цели урока Вступительное слово учителя: ­ Сегодня   у   нас   не   совсем   обычный   урок.   Мы   будем   развивать   наши творческие возможности, наблюдательность, фантазию. ­ Как правило, на уроке внеклассного чтения, вы рассказываете у доски понравившуюся   вам   сказку   или   историю.   А   сегодня   вы   будете   не рассказывать,   а   показывать.   Тот,  кто   будет   выходить   к   доске,   будет вытягивать из коробки листок с отрывком из русской народной сказки. Ему нужно  будет  отгадать сказку  и показать  товарищам так,  чтобы и они поняли, о чем идет речь. ­ Лучшие актеры и самые догадливые зрители будут награждены призами. III. Конкурс Отрывки из сказок для конкурса: 1.­ Я ­ Мышка­норушка, а ты кто? ­ А я ­ Лягушка­квакушка. ­ Иди ко мне жить. И стали они жить вдвоем... ...Тянут­потянут, а вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку... 2. 3. ­ Речка, матушка, спрячь меня! ­ Поешь моего простого киселька с молочком! Девочка поела и спасибо сказала. Речка и прикрыла ее бережком. 4. ­ По щучьему веленью, по моему прошенью, ступайте, ведра, домой  сами! 5. ­ Несет меня лиса, за синие леса! Котик, братик, помоги!6. Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает. Стоит  лошадиное копытце полно водицы. 7. ­ Спасибо, Иван­царевич, что достал мне невесту. Получай златогривого коня с уздечкой. 8. В самую полночь прискакал на поле конь. Одна шерстинка  серебряная, другая золотая; бежит­ земля дрожит, из ушей дым  столбом валит, из ноздрей пламя пышет. 9. ­ Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобою  никого на свете нет. Разделим весь свет пополам: ты будешь в одной половине владеть, а я ­ в другой. 10.­Дай рыбки! ­ Не дам! Пойди сам налови. ­ Да я не умею! ­ А чего тут уметь! Хвост в прорубь опусти и жди, когда рыба сама на  хвост нацепляется! 11.­   Была   у   меня   избушка   лубяная,   а   у   лисы   ледяная.   Пришла весна,   ее   избушка   растаяла   ­   она   попросилась   ко   мне   погреться да и выгнала меня. 12. 13. ­Вижу, вижу! Не садись на пенек, Не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке! ­   Отопритеся, Я коза, на лугу была, Ела травку шелковую, Пила воду студеную... Козлятушки,     ребятушки, отомкнитеся. 14. Клевал как­то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился... 14. ­ Где же моя скалочка? Давайте мне за нее курочку! ­ Где же моя курочка? Давайте мне за нее гусочку! IV. Итог урока ­ Молодцы. Справились с заданием! ­ Давайте проголосуем, кто у нас сегодня лучший актер. У каждого из вас только   один   голос.   Отдать   его   можно   только   одному   участнику викторины. Проходит голосование, подведение итогов, награждение. ­ А теперь нужно определить, кто лучше всех отгадывал. Итоги, награждение. ­ Сегодня   все,   кто   принимал   участие,   получат   только   пя терки! Домашнее задание Написать краткое изложение своей любимой сказки.Приложение 1. Кроссворд «Знаешь ли ты сказки?» ­ Вспомни, как зовут сказочных героев, и как называются сказочные  гтелмёты. 1.Курочка ... 6. Гуси­ ... 2. Баба­... 7. Ковер­... 3. Жар­... 8. Скатерть­... 4. Иванушка­... 5. Царевна­ ... 9. Сапоги­... 10. Сивка­ ... {Ответы: 1. Ряба. 2. Яга. 3.  Птица. 4. Дурачок. 5. Лягушка. 6. Лебеди. 7. Самолет. 8. Самобранка. 9. Скороходы. 10. Бурка.) Приложение 2. Викторина I.Ответь на вопросы ­ Чем угощала лиса журавля? (Кашей.) ­ Чем подавился петушок? (Бобовым зернышком.) ­ Из чего варил кашу солдат? (Из топора.) ­ Что обещали купить родители дочке в «Гусях­лебедях»? (Платочек.) ­ Кто помог сестре спасти брата в сказке «Гуси­лебеди»? (Мышка.) ­ Кого заморозил Мороз ­ Синий нос? (Купца.) ­ Кто спас Снегурочку в сказке «Девочка Снегурочка»? (Жучка.) II.Составь название сказок ГУСИ КАША ПЕТУШОК МОРОЗА ЛЕБЕДИ ТОПОР ДЕВОЧКА ДВА ЗЕРНЫШКО СНЕГУРОЧКА (Ответы: Два Мороза; Девочка Снегурочка; Петушок и бобовое зернышко; Каша из топора; Гуси­лебеди.) III. Как называется сказка, которая начинается со слов: Жили­были старик со старухой, у.них не было ни детей, ни внучат. Вот  вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из  снегу комочки катают, в снежки играют. Старик поднял комочек да иговорит. («Девочка Снегурочка».) 1. Гуляли по чистому полю, по густому лесу два Мороза, два родных брата. Говорит один Мороз другому: ­ Братец   Мороз   ­   Синий   нос,   как   бы   нам   позабавиться,   лю дей поморозить? Отвечает другой: ­ Отчего   не   позабавиться?   Давай­ка,   братец   Мороз­Красный нос,   на   проезжую   дорогу   побежим,   авось   и   встретим   кого. («Два Мороза».) 3.Жили­были   петушок   и   курочка.   Петушок   все   торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает: ­ Петя,   не   торопись.   Петя,   не   торопись.  («Петушок   и   бобовое зернышко».) 4. Жили­были бабушка­старушка, внучка­хохотушка, куроч­ка­клохтушка и мышка­норушка. Каждый день они ходили за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки ­ поменьше, у курочки ­ с огурчик, у мышки ­ с наперсток. («У страха глаза велики».) 5. Жили мужик да баба. У них была дочка да маленький сынок, ­ Доченька,   ­   говорила   мать,   ­   мы   пойдем   на   работу,   береги братца.   Не   ходи   со   двора,   будь   умницей   ­   мы   купим   тебе платочек. («Гуси­лебеди».) 6.Шел   солдат   на   побывку.   Притомился   в   пути,   есть   хочется. Дошел до деревни, постучал в крайнюю избу: ­ Пустите отдохнуть дорожного человека! Дверь открыла старуха: ­ Заходи, служивый. ­ А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить,  прикинулась сиротой. («Каша из топора».) IV. По опорным словам отгадай название сказки: СОЛДАТ    СТАРУХА    ТОПОР («Каша из топора».) БРАТ   СЕСТРА   ГУСИ    БАБА­ЯГА («Гуси­лебеди».) ПЕТУХ     КУРОЧКА    КОРОВА    КУЗНЕЦ («Петушок и бобовое зернышко».) ДВА БРАТА    КУПЕЦ   КРЕСТЬЯНИН («Два мороза».) СТАРУХА     СТАРИК    СОБАКА   ДОЧКА («Девочка Снегурочка».) БАБУШКА ВНУЧКА МЫШКА КУРОЧКА («Устраха глаза велики».) V. Из какой сказки эти вещи: 1. Туфелька («Золушка».) 2.Стрела («Царевна­лягушка».) 3.Сапог («Кот в сапогах».) 4.Невод («Сказка о рыбаке и рыбке».) Печка («По щучьему веленью».)Приложение 3. Тест* 1.Определи жанр произведения: Тест №2 Ходит Сон у окон. Ходит к Дреме на поклон. Ты входи­ка, Дрема, в дом,  Напусти нам угомон, а) Частушка; б) Колыбельная; в) Скороговорка. 2.Определи жанр произведения: Секи, Секи, дождь. На нашу рожь, На бабину пшеницу, На просо, чечевицу,  На дедов ячмень ­Поливай целый день, а) Закличка; б) Колыбельная; в)  Загадка. 3.Определи жанр произведения: Чик, чики, чикалочки! Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Курочка на чурочке, Зайчик на тачке, Мальчик на собачке, а) Пословица; б) Небылица;  в) Скороговорка. 4.Определи жанр произведения: Летит орлица По синему небу. Крылья распластала, Солнышко застлала, а)  Загадка; б) Пословица; в) Скороговорка. 5.Определи жанр произведения: На златом крыльце сидели Царь, царевич, Король, королевич, Сапожник,  портной. Кто ты такой? Говори поскорей. Не задерживай Добрых и честных  людей! а) Потешка; б) Колыбельная; в) Считалка. 6. «Чтобы из ручья напиться, надо наклониться», это ­а) Считалка; б)  Пословица; в) Загадка. 7. Определи жанр произведения: В пруду у Поликарпа ­Три карася, три карпа, а) Пословица; б) Скороговорка;  в) Загадка. 8.В каких народных сказоках одним из персонажей является писа: а) Теремок; б) Колобок; в) Гуси­лебеди. 9. В каких народйых сказках среди персонажей есть заяц? а) Гуси­лебеди; б) Теремок; в) У страха глаза велики. 10.В каких народных сказках среди персонажей есть волк? а) Теремок; б) Каша из топора; в) У страха глаза велики. //. Найди героя сказки «Теремок»: а) б) в) Гуси­лебеди; Петушок золотой гребешок; Мышка­норушка. 12.Найди героя сказки «Петушок и бобовое зернышко»: а) Лиса; б)  Курочка; в) Волк. 13.Найди героя сказки «У страха глаза велики»: а) Солдат; б) Медведь; в) Курочка.14.Кто помогал девочке в сказке «Гуси­лебеди»? а) Береза; б) Яблоня; в)  Груша. 12.Какая из этих сказок не является народной? а) б) в) Два Мороза; Лиса и журавль; Сказка о рыбаке и рыбке. 16. Найди среди этих сказок сказку А. С. Пушкина: а) б) в) Каша из топора; Петушок и бобовое зернышко; Сказка о рыбаке и рыбке. / 7. Какое желание старухи не исполнила Золотая рыбка в «Сказке о  рыбаке и рыбке»? а) б) в) Построить новую избу; Стать владычицей морскою; Стать царицей.