Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)
Оценка 4.6

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
30.10.2018
Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)
Публикация является частью публикации:
конпект урока 3 класс состав слова.doc
Конспект урока по теме «Состав слова » Выполнила Савостьяновой Е.В Цель урока: научить детей выделять корень слова и определять лексическое значение  Образовательные: ­ введение понятия «корень слова»; ­ формировать умение находить в словах корень; ­ уточнение представлений обучающихся о признаках родственных слов. Развивающие: ­  развивать умение распознавать и подбирать родственные слова;    ­ развивать орфографическую зоркость, внимание, память; ­ развивать устную и письменную речь; ­ развивать творческую активность. Воспитательные: ­ воспитывать интерес к изучаемому предмету, самостоятельность. Оборудование и материалы: карточки, раздаточный материал. Формы работы: коллективная, групповая, парная, фронтальная, индивидуальная. Методы: частично­поисковый, проблемный. Ход урока 1.Организационый момент Технологическая карта Деятельность учителя Деятельность учащегося Приветствие, посмотреть на всех  учеников. Читает стихотворение: «Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! 2. Минутка правописания Провести минутку правописания Работа в тетрадке: 1 «Начни с корня, доберешься до вершины Вся семья вместе , так и душа на  месте записывают строчки с слайда 3.Актуализация знаний 4.Работа по теме 5.Отработка материала учебного 6.Закрепление задает   Учитель     загадки, рассказывает о корне и подводит к теме урока. Учитель   с   помощью   сказочного рассказа   мотивирует   детей   на работу,   задает   вопросы   по   теме, подводит детей на ответы   ставит Учитель   проблему, подводит   детей   к   выводам,   дает задания Дети   отвечают   на вопросы,   отгадывают загадки Отвечают на вопросы, работают с учебником  Работа   в   тетрадке   с упражнением   130, выполняют   задания   с слайдов,   составляют однокоренные   слова, отвечают на вопросы Работа   в   тетрадке   с упражнениями 132,137,выделяют корень,   составляют слова, работают в паре с карточками 7.Обобщающий этап Учитель  делает  вывод  , подводит итоги работы каждого ученика Дети   оценивают   себя, подводят итог Ход урока. I. Организационный момент. Здравствуйте, дети. Как Ваше настроение? Готовы добывать новые знания? Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь все понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку «пять»! 2 II. Минутка чистописания. Открываем тетради и записываем  с слайда предложения: «Начни с корня, доберешься до вершины Вся семья вместе , так и душа на месте» III. Актуализация знаний На слайде появляются загадки.          И воду сосет , И камень грызет, А у самой вершинки­ Нежные пушинки. Ответ: Корень            В высоту,к теплу и свету     Без усилий лезут ветки,     И настойчивей,упорней     Прорастают в землю .... ( корни )  Что общего есть у дерева, зуба, волоса и слова? (Корень.) Учитель:  Правильно.   Все   вы   прекрасно   знаете,   что   всё   в   нашем   мире   из   чего­нибудь   состоит Например, облака состоят из мельчайших капелек воды, воздух состоит из смесей различных газов, наш   класс   –   из   учеников,   наша   речь   состоит   из   предложений,   предложения   из   слов.   А     слова, которые мы произносим и пишем, тоже имеют свой состав, они   сделаны из разных частичек. И каждая из этих частичек вносит в слово свою часть смысла.  Но есть в словах и самая  главная частичка, без которой и не будет никаких слов. Кто догадался, о какой частичке веду я речь?  (О корне)   Правильно. Я говорю о корне. Но слово корень, как мы убедились,  – многозначное. Это и подземная часть дерева, и внутренняя часть зуба, волоса, ногтя и часть слова.  У всех этих слов есть общее значение – они важная часть своих предметов. А мы будем на уроке говорить о корне, как о главной части слова. IV. Работа по теме Много­много лет тому назад   нашел старик странное семечко. Он решил его посадить в землю и посмотреть, что же из него вырастет. Сначала  из семечка вырос странный корень. Вот он­ на слайде появляться   слайд   с   картинкой.   Затем   из   этого   корня   стали   отходить   ростки.   Были   они   чем­то похожи на этот корень, но и свое в каждом было. Вот эти отростки. На слайде появляется картинка. И выросло вот такое дерево! У.: Из чего же состоит это дерево? О.: Из слов. ­ Чем похожи все эти слова? О.: У них есть общая часть. У.: Как она называется? 3 О.: Корень. У.: А как называются слова, у которых есть общая часть? (Однокоренные, родственные). На слайде «Корень слова­ это главная зависимая часть слова» В корне заключён смысл слова. В корне передается значение слова. От него «растут» другие слова.  ­ А теперь прочитаем правило в учебнике. Откройте учебник на странице 74 и прочитайте правило самостоятельно.  ­ Прочитали? Тогда ответьте мне на вопрос: что такое корень слова? (Выслушиваются ответы  нескольких обучающихся). V.Физкультминутка( звучит музыка) VI.Отработка учебного материала Работа у доски над упражнением 130. Дети по желанию выходят выписывают однокоренные слова,  другие выделяют корень. На слайде появляется задание «Найди лишнее». Дети находят не однокоренное слово и объясняют лексическое значение:  Домашний, дом, домино, домовой. Рот, ротик, ротище, ворота. Вода, водитель, водный, водичка. Гусь, гусеница, гусёнок, гусята У:Как различать однокоренные слова со словами с одинаковым корнем? Внимательно посмотрите и скажите, у всех ли слов одинаковые корни? (Да)  ­ Все ли слова в каждом столбике одинаковые по смыслу? (Находят лишнее). ­ Верно, слово водитель, домино ,ворота ,гусеница «лишнее». Значит однокоренные слова – это, какие слова? (Ответы обучающихся). ­ Верно, однокоренные слова имеют общий корень и одинаковое значение, смысл (признаки). У.: Какой вывод можно сделать? О.: У всех однокоренных одинаковый корень и одинаковое значение. ­ А чтобы лишним   словам не было «скучно», подберём им   однокоренные слова и запишем их, корень   выделим.   (Письмо   с   комментированием   учителя.   Обучающиеся   называют   слова,   учитель пишет на доске и проговаривает). (После записи выделяется корень в словах.) Обменяйтесь   тетрадями   друг   с   другом.   Проверьте   работы,   поставьте   отметки   (работа   в   парах, взаимопроверка). VI. Закрепление. 4 Разделить детей на пары( по партам) и каждой паре дать слова, где они выделят корень и найдут лишнее слово:   1. Лётчик, самолёт, полет 2. Ледяной, ледовый, лёд. 3. Род,родители, родил 4. Трудовой,трудись,труды 5. Водяной, вода, водичка, подводник, водитель. 6. Гора, горка, горный, горевать, пригорок, горец. 7. Река, речной, речь, речушка ,речник. 8. Купить, покупка, покупатель, купец, купальник, накупить. 9. Пар, запариться, парное (молоко), пара (обуви). 10. Маленький, малявка, маляр, малыш. 11. Гроза, грозный, гроздь, грозовой. 12. Конница, конник, подоконник, конюшня. 13. Лень, лентяй, лента, ленивец. 14. Чай, заварка, чайник, чайная. 15. Сухой, сухарь, сухость, сушить, жарить. 16. Сладость, сахар, сахарница, сахарный. 17. Озеро, озёрный, вода. 18. Булка, хлебница, хлеб, хлебный. 19. Моряк, рыбак, море. 20. Путь, дорога, путник. 21. Школьник, ученик, дошкольник. 22. Ученье, учебник, книга. 23. Соль, солонка, солома. 24. Береза, березка, дерево. 25. Дорога, дороженька, дорогой. 26. Лес, лесок, лестница. 27. Рыбка, рыбак, рыбачить.  Работа в учебнике. Выполняется упражнение 132 сначала самостоятельно, потом у доски вместе. Появляется Слайд «Как найти корень в слове?»  А сейчас мы поиграем. У меня три домика. В первом живёт корень «земл», во втором – «звер», в третьем – «вод». У вас на столах карточки со словами. Прочитайте внимательно и найдите домик для своего слова. – Начинаем заселять слова).  прикрепляют очереди дома:   (по   свои         5 Работа с учебником, упражнение 137 VII. Обобщающий этап  Что нового вы узнали на уроке?  Какие слова можно называть однокоренными? (Ответы обучающихся).              О.: Однокоренными словами называются близкие по смыслу слова с одинаковым корнем. У.: Что же такое корень слова? (Рассказывают правило). ­   Назовите   признаки   однокоренных   слов.  (У   однокоренных   слов   есть   общая   часть   и   общее значение. Все корни в однокоренных словах пишутся одинаково). У.: Что нужно сделать, чтобы правильно найти корень в слове? О.: Чтобы правильно найти корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и  посмотреть, какая часть в них является общей. Давайте каждый оценит себя и в тетрадке карандашом поставит себе отметку за работу на уроке. Итак,   мы   с   Вами   сегодня   познакомились   с   главной   значимой   частью   слова­корнем.   Научились находить однокоренные слова и отличать их от словом с одинаковым корнем. Теперь мы умеет с Вами  выделять корень и знаем как правильно это сделать. Домашнее задание: упражнение 135 6

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)

Конспект урока по теме "Состав слова"(3 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2018