Конспект урока по теме "Состав слова. Закрепление знаний"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.09.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Класс: 8 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Цель: повторить и закрепить знания учащихся о составе слова. Задачи: - развивать умение выделять части слова (морфемы); - закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; - расширять словарный запас учащихся.
Иконка файла материала Конспект урока по русскому языкув 8 классе по теме.docx
Конспект урока по русскому языкув 8 классе по теме «Состав слова. Закрепление знаний». Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Класс: 8 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы  VIII вида. Цель: повторить и закрепить знания учащихся о составе слова. Задачи:  ­ развивать умение выделять части слова (морфемы); ­ закрепить знания об однокоренных словах и умение их образовывать; ­ расширять словарный запас учащихся. Ход урока. 1) Организационный момент. Всем, всем, добрый день! Прочь с дороги нашей лень! Не мешай учиться,  Не мешай трудиться! 2) Целеполагание и мотивация Учитель:Мы сегодня подведем итоги работы по теме «Состав слова»,   повторим разбор слова по составу. Вспомним и закрепим правила  правописания частей слова. Если мы не будем  лениться, а дружно трудиться,  то достигнем цели нашего урока! 3) Повторение знаний о составе слова. Учитель: В русском языке тысячи слов, а еще есть «запасные части» к ним –  приставки, суффиксы, окончания. ­ В какой части слова заключено его значение? Ученики: В корне слова. Учитель: Как корень дерева дает жизнь листьям, так и от корня слова  рождаются новые слова. Корень один, а слов у него много. И различаются  слова одного корня разными приставками и суффиксами. Учитель: Что такое приставка? Ученики: Часть слова, служит для образования новых слов. Учитель: Что такое суффикс? Ученики: Часть слова, служит для образования новых слов. Учитель: Какие слова мы называем родственными? Ученики: Слова, которые имеют один корень и общее значение. Учитель: Прочитайте запись на доске. На доске: Беседа,  беседушка, беседка, беседую.                  море – моряк, морскойУчитель: Можно ли назвать слова в каждой группе родственными? Почему? Ученики: Можно, имеют один корень и общее значение. Учитель: Спишите слова, разберите по составу. (Проверка под диктовку, на доске) На доске слово ПЕРЕСАДКА. Учитель: Давайте повторим порядок разбора слов по составу. Какую часть  слова находим первой? Как? Ученики: Окончание, изменяя слово по вопросам. Учитель: Что находим во вторую очередь? (корень).Найдите в слове корень. Ученики: Подбираем однокоренные слова: сад, засадить. Корень САД. Учитель: Есть ли в этом слове приставка? Какая? Ученики: Приставка стоит перед корнем, приставка ПЕРЕ­. Учитель: Есть ли в слове суффикс? Ученики: Суффикс стоит после корня, ­К­. В процессе работы появляется памятка по разбору слов по составу.                         ПЕРЕСАДКА 1) Находим окончание – изменяем форму слова (пересадки, пересадку) 2) Находим корень слова – подбираем однокоренные слова (посадить, сад) 3) Смотрим, есть ли приставка – стоит перед корнем. 4) Смотрим, есть ли суффикс – стоит после окончания. Учитель: Разберите слова по составу ПОЕЗДКА, ЛЕСНОЙ (с  комментированием). Учитель: Подберите к данным словам однокоренные слова (проверка по  цепочке), разберите их по составу. 5) Образование групп однокоренных слов (работа с карточками­магнитами). БЕГ, ПО, А, УН. ЗВОН, ОК, ПЕРЕ, ИТЬ. ГРИБ, НИК, Ы, ОК. Учитель: Какие слова называют однокоренными? Учитель: С помощью каких частей образуются новые слова? Физкультминутка. 7) Закрепление знаний по теме (карточки с текстами). Учитель: Прочитайте текст. Из ельника мне под ноги выкатился медвежонок. Я стал гладить его.  Вдруг затрещали сучья, и вышла медведица. Я испугался. Но малыш  бросился к матери, и они скрылись за деревьями. Встреча с медведями  закончилась для меня только испугом. Словарная работа: ельник. Учитель: Докажите, что это текст. Ученики: Предложения связаны по смыслу, объединены темой. Учитель: Озаглавьте текст. (Обсуждение вариантов, выбор более удачного). Учитель: В каком предложении заключена главная мысль текста?Учитель: Найдите в тексте однокоренные слова, запишите в тетрадь,  разберите их по составу. Подберите еще однокоренное слово. (проверка коллективно). 8) Творческое задание. 1 вариант: ПОД           ВОД          Н              ИТ                           РАЗ                          НИК            ЫЙ                                                                         А    2 вариант:  ЗА        МОРОЗ         К               ИТЬ                     ОТ                             Н                 И                                                                         ЫЙ Учитель: Посмотрите на запись на доске. Как вы думаете, что нужно  сделать? Ученики: Образовать слова. Учитель: Постарайтесь «собрать» как можно больше слов. (Проверка по цепочке с записью на доске и в тетрадях) Учитель: Можно ли назвать в группах слова родственными? (Разобрать, если  образованы слова со значением «водить») Учитель: Составьте и запишите с любым из составленных слов предложение.  (Зачитывают 2,3 учащихся). 9) Обобщение пройденного. Учитель: Чему учились сегодня на уроке? Какую работу вам понравилось выполнять? 10) Итоги урока, домашнее задание.

Посмотрите также