Конспект урока по теме "УНТ загадки"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 16.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предметная область: филология УМК «Гармония» Литературное чтение. 1 класс. Кубасова О.В. Тип урока – урок «открытия» нового знания Тема: Устное народное творчество. Загадки. Цель: знакомство детей с жанром устного народного творчества – загадками, умение выделять свойства и признаки загаданного предмета и доказывать правильность отгадки.
Иконка файла материала Конспект урока.docx
«Устное народное творчество.  Загадки» Ход урока 1.Самоопределение к деятельности (орг. момент) ­У   нас   урок   внеклассного   чтения.     В   этом   учебном   году   в   нашей   гимназии проходит проект «Небеса». ­ Чему он посвящён? На небе есть солнце. Каждый день оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберётся до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях. 2. Мотивация. Актуализация знаний учащихся. А чтобы узнать тему нашего урока, я предлагаю вам отгадать ребус:  за к г   ка       (загадка) ­ Какая тема нашего урока?  (Загадки). ­ Посмотрите на выставку книг. Давайте прочитаем названия. (« Ни окон, ни дверей»,  «Зимой и летом одним цветом»…) ­ Где вы встречали такие слова? (Это начало загадок). ­ Заинтересовала вас тема нашего урока? 3. Целеполагание. Постановка учебных задач урока. Знакомство с книгой. ­ Посмотрите на книгу.  ­ Прочитайте название. («Русский народ.   Пословицы, загадки, сказки.») ­ Что узнали из заголовка о содержании книги? (Это значит, в книге собраны разные  по жанру произведения: сказки, пословицы, загадки.) 1­ Но что объединяет эти произведения? ( Их сочинил русский народ. Это устное народное творчество.) ­ С каким жанром УНТ мы уже знакомились на уроках?  (Сказками, песенками, потешками.) ­ А теперь вы познакомитесь с ещё одним жанром устного народного творчества – загадками. Цель   урока:  уметь   выделять   свойства   и   признаки   загаданного   предмета, доказывать правильность отгадки, сочинять свои загадки. ­ Определим задачи урока: ­ читать, отгадывать р. н. загадки.  ­ узнать, что такое загадка, как придумывал загадки русский  народ.   ­ сочинить загадку самостоятельно. (Сколько   живёт   русский   человек,   столько   и   живут   загадки.   На   протяжении многих веков создавал их народ.) ­ А что такое загадка вы знаете? Почему загадку выделили отдельным жанром УНТ? (…) ­ Но это всё ваши предположения, а давайте проведём исследование.  4. Построение   проекта решения учебных задач урока.   Этап совместного открытия знаний Исследование. Первый этап нашего исследования – подумать.                                                                  ? ­ Отгадайте загадки:  Синенькая шубёнка покрыла  весь мир.   (Небо)  Голубое покрывало весь мир покрыло.  (Небо) ­ Правильно, это небо.  ­   Почему   вы   догадались,   что   это   небо?     Какие   слова   помогли   догадаться? (Сказано «синенькая шубёнка»,  «голубое покрывало».) Издревле русский народ 2устремлял свой взор к небу.  Небо действительно можно сравнить и с шубёнкой, и с платком,  и с покрывалом. Но с  покрывалом  можно сравнить, например, и снег.  (Белое покрывало всё поле одело.) ­ Но сказано,  «синенькое» и  «одело весь мир». Т.О.  мы   выделили   в   загадке   признак     загадываемого   предмета   и   по   этому признаку  отгадали, что это за предмет. ­ Отгадайте следующую загадку: Все его любят… ­ Можно отгадать загадку? (Нет,  не хватает признаков) А посмотрят на него, так морщатся.  (Солнце) Из какого ковша не пьют, не едят, А только на него глядят.  (Большая или Малая Медведица) ­ Выделите признаки, которые указывают на звёздный ковш.  (Не пьют, не едят, только глядят.) ­ Давайте попробуем сделать вывод, на что должно быть указано в загадке? (На признаки предмета, его свойства)  На доске:   признаки, свойства предмета ­ Как бы вы сейчас ответили на вопрос: что такое загадка? (Предложение, в котором  описываются признаки, свойства предмета, явления природы.) Следующий этап нашего исследования: Спросить у другого человека.                                                                                                                              ­ Давайте обратимся к нашим консультантам (К).   К.­ Отгадайте р. н. загадку: Бродит одиноко Огненное око. Всюду, где бывает, 3Взглядом согревает.    (Солнце) К.­ О чём идёт речь?   К.­ С чем сравнивает  народ  солнце? К. – Что такое око? Почему не употребили слово глаз, в каких произведениях ещё встречается это слово? В   загадках   могут   встречаться   старинные   слова.   Они     донесли   до   нас   язык русского народа.  На доске: старинные слова К.­ Найдите рифму. К.­Загадка ­ это жанр фольклора. Она формулируется в виде вопроса,  (Н­р: На каком пути человек не бывал?) в котором заключён художественный образ, помогающий найти правильный ответ, может содержать и рифму. Загадка ­ средство испытания ума человека. У.­ Ребята, в виде чего формулируется загадка? (Вопроса). На доске карточка со   словом:   «вопрос».   художественный образ)    Какие   новые   слова   вы   услышали?     (Фольклор, У.­ Вы понимаете значение этих слов? Спросите об этом наших  консультантов. Фольклор – это УНТ;  Образ – форма отражения предметов и явлений в представлении человека, т. е. на что похож предмет, с чем ассоциируется.     Н­р: По небу ходит маляр без кистей, краской коричневой красит людей.   Жанр – раздел искусства. У.­ Что ещё может содержать загадка?   (Рифму) На доске: рифма К. – Существует несколько видов загадок: 1 ­  о людях, 2  ­ о явлениях природы, 3  ­ о предметах труда, 4  ­ о животных. (С примерами) У ­ Спасибо нашим консультантам, а мы продолжим своё исследование. Следующий этап нашего исследования: работа с книгой.                                                          ­ Рассмотрите книгу. Соответствует ли она теме нашего урока? 4­ Эта работа в группах. Поработайте с книгой по плану:  (3 мин) Консультанты вам помогут.  1.Откройте по закладке №1.  2. Прочитайте отмеченную загадку.  3. Найдите в ней признаки или художественный образ, подчеркните, если есть, рифму. ­ Первая группа, прочитайте свою загадку: Без него мёрзнем Да плачемся. А как появится – Потеем да прячемся.   (Солнце)  ­ Что содержит ваша загадка?   (признаки, рифму) ­Вторая группа, прочитайте свою загадку: Голубой платок, Алый колобок По  платку катается, Людям улыбается.   (Солнце) ­ Что содержит ваша загадка?  (образ, сравнение, признаки, рифму) ­Третья группа, прочитайте свою загадку: Красная девица В окошко глядится.  (Солнце) ­Что содержит ваша загадка?   (Сравнение, образ, рифму)  ­ Молодцы, как вы быстро научились отгадывать загадки.  ­ Что развивает загадка?   (Ум) 5. Этап самостоятельного применения знаний ­   А   теперь,     используя   результаты     нашего   исследования,   попробуем   сами сочинить загадку. Наши консультанты вам помогут. 1 группа  ­  гром, молния 2 группа  ­  облака 53 группа  ­  луна Чтение загадок.  Домашнее задание: Прочитайте   загадки   в   книгах   из   уголка   внеклассного   чтения.  Поищите   дома книги с русскими народными загадками. Нарисуйте отгадки и подпишите их текстами загадок. А кому понравилось придумывать свои загадки, попробуйте дома сами составить загадки. 6. Рефлексия деятельности   (итог урока) ­ С каким жанром устного народного творчества вы познакомились?  ­ В чем его особенности?  ­ В чем особенность языка русских народных загадок?  ­ Мы проводили исследования, и результатом стала наша презентация загадок, которые мы сочинили. ­ А вам понравилось проводить исследования? ­ Нужно ли проводить исследования? Для чего? ­ Объектом нашего исследования были загадки о небе и солнце. Это случайно? (проект «Небеса») ­ Посмотрите, на нашем небе тоже взошло солнышко. Это потому, что вы очень хорошо и дружно работали на уроке. ­ У меня на столе лучики и тучки. Если вы считаете, что работали хорошо, то возьмите длинный лучик, если считаете, что могли бы работать лучше,  возьмите лучик покороче и приклейте к нашему солнышку.  ­ Если вы не узнали на уроке ничего нового и интересного, то возьмите тучку и приклейте на небо. ­ А что больше всего запомнилось на уроке? 67