Короткова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы
Тип урока по цели: объяснение новых знаний.
Тип урока по содержанию: синтаксис.
Цель урока:
· дать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения;
· научить по смысловым вопросам находить дополнение в предложении, анализировать его роль в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.
Оборудование:
· компьютер,
· мультимедийный проектор,
· экран для демонстрации видео,
· видеоурок по теме «Дополнение»
(http://interneturok.ru/ru/school/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/dopolnenie)
· презентация «Различение подлежащего и дополнения».
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Объяснение нового материала:
- работа с видео,
- анализ предложения на доске и в тетради.
V. Первичное закрепление материала:
- работа с упражнением 440 (Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 13-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2006.)
- работа с материалом на слайде презентации и видеоурока.
VI. Подведение итогов урока.
VII. Объяснение домашнего задания.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. На Ваших партах должны быть учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности.
II. Повторение изученного материала.
- На прошлом уроке мы с Вами начали разговор о каких членах предложения?
(Второстепенных членах предложения).
- Правильно. Какие функции выполняют (для чего служат) второстепенные члены предложения?
(В случае затруднения учащиеся обращаются к теоретическому материалу в учебнике на странице 147).
- Сегодня мы продолжим разговор о второстепенных членах предложения, но он станет более конкретный, детальный, так как речь пойдёт о каждом второстепенном члене предложения отдельно. И поможет нам в этом учитель одной из московских школ Маркина Елена Игоревна, которая и сообщит тему и цель нашего урока. Всё внимание на экран.
III. Сообщение темы и цели урока.
(Фрагмент видеоурока по теме «Дополнение с 0:15 по 0:33)
IV. Объяснение нового материала.
- Итак, запишите в тетрадь число, классная работа и тему урока.
анализ предложения на доске и в тетради.
- На доске записано предложение:
ПИСЬМО БРАТУ МАЛЬЧИК ПИШЕТ КАРАНДАШОМ.
- Перепишите это предложение к себе в тетрадь, подчеркните грамматическую основу, укажите, чем она выражена.
|
- Для того чтобы узнать, являются ли оставшиеся слова дополнениями, обратимся к видеофрагменту.
(Фрагмент видеоурока по теме «Дополнение с 0:33 по 2:10)
- Вернёмся к записанному предложению. Зададим вопросы к оставшимся словам, подпишем над ними части речи, укажем падеж и подчеркнём как члены предложения.
V. Первичное закрепление материала:
1) работа с упражнением 440
- Открываем учебник на странице 148, находим упражнение 440. Читаем задание.
(После прочтения задания устно разбираемся с написанием пропущенных букв, затем два ученика работают на доске, остальные – в тетрадях).
2) работа с материалом на слайде презентации и видеоурока.
- Но не всегда легко определить подлежащее и дополнение в предложении. Например,
АЛЬБОМ ВЗЯЛ ЭТОТ МАЛЬЧИК. (Предложение записано на доске)
- Давайте попробуем разобраться: о ком или о чём идёт речь в предложении? (Речь в предложении идёт о мальчике, значит «мальчик» – подлежащее, сказуемое «взял». (В ходе рассуждения учитель на доске всё отмечает). От сказуемого «взял» задаём вопрос Что?, значит, существительное «альбом» – это дополнение).
- Конкретного правила по разграничению подлежащего и сказуемого нет. Но существует правило-помощник, к которому в случае затруднения можно обратиться. Всё внимание на экран. (Слайд презентации).
- Теперь обратимся к видеофрагменту и выполним предложенные задания. (Фрагмент видеоурока по теме «Дополнение с 02:12 по 03:31 – задания выполняются устно и письменно поочерёдно, а с 03:32 по 04:03 устно).
VI. Подведение итогов урока.
- Итак, ребята, сегодня мы с Вами познакомились с первым из трёх второстепенных членов предложения дополнением. Попробуем всё новое собрать воедино.
1) Что называется дополнением?
2) На какие вопросы отвечает дополнение?
3) Как дополнение подчёркивается в предложении?
4) Как отличить дополнение от подлежащего?
VII. Объяснение домашнего задания.
- Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 57, упражнение 439 (письменно).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.