Конспект урока по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение" (5 класс, русский язык)
Оценка 4.9

Конспект урока по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение" (5 класс, русский язык)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
16.01.2017
Конспект урока по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение" (5 класс, русский язык)
Данный материал представляет собой конспект урока объяснения новых знаний. В ходе урока , рассматривается очень важный вопрос отличия подлежащего от дополнения. Урок разнообразен по формам взаимодействия педагога с учащимися. Представлена работа не только с учебником (М. М. Разумовская "Русский язык. 5 класс"), но и фрагментами видеоурока.
Второстепенные члены предложения. Дополнение.doc

Конспект открытого урока по теме

«Второстепенные члены предложения. Дополнение» в 5 классе

 

Короткова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы

 

Тип урока по цели: объяснение новых знаний.

Тип урока по содержанию: синтаксис.

Цель урока:

·        дать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения;

·        научить по смысловым вопросам находить дополнение в предложении, анализировать его роль в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.

Оборудование:

·        компьютер,

·        мультимедийный проектор,

·        экран для демонстрации видео,

·        видеоурок по теме «Дополнение»

(http://interneturok.ru/ru/school/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/dopolnenie)

·        презентация «Различение подлежащего и дополнения».

План урока.

I.       Организационный момент.

II.    Повторение изученного материала.

III.  Сообщение темы и цели урока.

IV. Объяснение нового материала:

- работа с видео,

- анализ предложения на доске и в тетради.

V.    Первичное закрепление материала:

- работа с упражнением 440 (Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 13-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2006.)

- работа с материалом на слайде презентации и видеоурока.

VI. Подведение итогов урока.

VII.           Объяснение домашнего задания.

Ход урока.

I.      Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. На Ваших партах должны быть учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности.

    II. Повторение изученного материала.

- На прошлом уроке мы с Вами начали разговор о каких членах предложения?

(Второстепенных членах предложения).

- Правильно. Какие функции выполняют (для чего служат) второстепенные члены предложения?

(В случае затруднения учащиеся обращаются к теоретическому материалу в учебнике на странице 147).

- Сегодня мы продолжим разговор о второстепенных членах предложения, но он станет более конкретный, детальный, так как речь пойдёт о каждом второстепенном члене предложения отдельно. И поможет нам в этом учитель одной из московских школ Маркина Елена Игоревна, которая и сообщит тему и цель нашего урока. Всё внимание на экран.

III.     Сообщение темы и цели урока.

(Фрагмент видеоурока по теме «Дополнение с 0:15 по 0:33)

IV.     Объяснение нового материала.

- Итак, запишите в тетрадь число, классная работа и тему урока.

анализ предложения на доске и в тетради.

- На доске записано предложение:

ПИСЬМО БРАТУ МАЛЬЧИК ПИШЕТ КАРАНДАШОМ.

- Перепишите это предложение к себе в тетрадь, подчеркните грамматическую основу, укажите, чем она выражена.

 

 

сущ.                      глаг.

Письмо брату мальчик пишет карандашом.

 
 

 

 

 

 

 

 


- Для того чтобы узнать, являются ли оставшиеся слова дополнениями, обратимся к видеофрагменту.

(Фрагмент видеоурока по теме «Дополнение с 0:33 по 2:10)

- Вернёмся к записанному предложению. Зададим вопросы к оставшимся словам, подпишем над ними части речи, укажем падеж и подчеркнём как члены предложения.

 

 

 

 

 


V.      Первичное закрепление материала:

1)  работа с упражнением 440

- Открываем учебник на странице 148, находим упражнение 440. Читаем задание.

(После прочтения задания устно разбираемся с написанием пропущенных букв, затем два ученика работают на доске, остальные – в тетрадях).

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                                                                                           

 

 


                                                                                                                                                                                                                           

 

2) работа с материалом на слайде презентации и видеоурока.

- Но не всегда  легко определить подлежащее и дополнение в предложении. Например,

АЛЬБОМ ВЗЯЛ ЭТОТ МАЛЬЧИК. (Предложение записано на доске)

- Давайте попробуем разобраться: о ком или о чём идёт речь в предложении? (Речь в предложении идёт о мальчике, значит «мальчик» – подлежащее, сказуемое «взял». (В ходе рассуждения учитель на доске всё отмечает). От сказуемого «взял» задаём вопрос Что?, значит, существительное «альбом» – это дополнение).

 

 

 

 

 

 

 

 


- Конкретного правила по разграничению подлежащего и сказуемого нет. Но существует правило-помощник, к которому в случае затруднения можно обратиться. Всё внимание на экран. (Слайд презентации).

- Теперь обратимся к видеофрагменту и выполним предложенные задания. (Фрагмент видеоурока по теме «Дополнение с 02:12 по 03:31 – задания выполняются устно и письменно поочерёдно, а с 03:32 по 04:03 устно).

VI.     Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, сегодня мы с Вами познакомились с первым из трёх второстепенных членов предложения дополнением. Попробуем всё новое собрать воедино.

1) Что называется дополнением?

2) На какие вопросы отвечает дополнение?

3) Как дополнение подчёркивается в предложении?

4) Как отличить дополнение от подлежащего?

VII.      Объяснение домашнего задания.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 57, упражнение 439 (письменно).


Скачано с www.znanio.ru

Конспект открытого урока по теме «Второстепенные члены предложения

Конспект открытого урока по теме «Второстепенные члены предложения

III. Сообщение темы и цели урока

III. Сообщение темы и цели урока

Но не всегда легко определить подлежащее и дополнение в предложении

Но не всегда легко определить подлежащее и дополнение в предложении
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017