Конспект урока по теме "Второстепенные члены предложения. Дополнение" (5 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • doc
  • 16.01.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал представляет собой конспект урока объяснения новых знаний. В ходе урока , рассматривается очень важный вопрос отличия подлежащего от дополнения. Урок разнообразен по формам взаимодействия педагога с учащимися. Представлена работа не только с учебником (М. М. Разумовская "Русский язык. 5 класс"), но и фрагментами видеоурока.
Иконка файла материала Второстепенные члены предложения. Дополнение.doc

Конспект открытого урока по теме

«Второстепенные члены предложения. Дополнение» в 5 классе

 

Короткова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы

 

Тип урока по цели: объяснение новых знаний.

Тип урока по содержанию: синтаксис.

Цель урока:

·        дать определение понятия «дополнение», способы выражения дополнения;

·        научить по смысловым вопросам находить дополнение в предложении, анализировать его роль в предложении, разграничивать подлежащее и дополнение.

Оборудование:

·        компьютер,

·        мультимедийный проектор,

·        экран для демонстрации видео,

·        видеоурок по теме «Дополнение»

(http://interneturok.ru/ru/school/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/dopolnenie)

·        презентация «Различение подлежащего и дополнения».

План урока.

I.       Организационный момент.

II.    Повторение изученного материала.

III.  Сообщение темы и цели урока.

IV. Объяснение нового материала:

- работа с видео,

- анализ предложения на доске и в тетради.

V.    Первичное закрепление материала:

- работа с упражнением 440 (Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львов, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 13-е изд., перераб. – М.: Дрофа, 2006.)

- работа с материалом на слайде презентации и видеоурока.

VI. Подведение итогов урока.

VII.           Объяснение домашнего задания.

Ход урока.

I.      Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Проверьте свою готовность к уроку. На Ваших партах должны быть учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности.

    II. Повторение изученного материала.

- На прошлом уроке мы с Вами начали разговор о каких членах предложения?

(Второстепенных членах предложения).

- Правильно. Какие функции выполняют (для чего служат) второстепенные члены предложения?

(В случае затруднения учащиеся обращаются к теоретическому материалу в учебнике на странице 147).

- Сегодня мы продолжим разговор о второстепенных членах предложения, но он станет более конкретный, детальный, так как речь пойдёт о каждом второстепенном члене предложения отдельно. И поможет нам в этом учитель одной из московских школ Маркина Елена Игоревна, которая и сообщит тему и цель нашего урока. Всё внимание на экран.

III.     Сообщение темы и цели урока.

(Фрагмент видеоурока по теме «Дополнение с 0:15 по 0:33)

IV.     Объяснение нового материала.

- Итак, запишите в тетрадь число, классная работа и тему урока.

анализ предложения на доске и в тетради.

- На доске записано предложение:

ПИСЬМО БРАТУ МАЛЬЧИК ПИШЕТ КАРАНДАШОМ.

- Перепишите это предложение к себе в тетрадь, подчеркните грамматическую основу, укажите, чем она выражена.

 

 

сущ.                      глаг.

Письмо брату мальчик пишет карандашом.

 
 

 

 

 

 

 

 


- Для того чтобы узнать, являются ли оставшиеся слова дополнениями, обратимся к видеофрагменту.

(Фрагмент видеоурока по теме «Дополнение с 0:33 по 2:10)

- Вернёмся к записанному предложению. Зададим вопросы к оставшимся словам, подпишем над ними части речи, укажем падеж и подчеркнём как члены предложения.

 

 

 

 

 


V.      Первичное закрепление материала:

1)  работа с упражнением 440

- Открываем учебник на странице 148, находим упражнение 440. Читаем задание.

(После прочтения задания устно разбираемся с написанием пропущенных букв, затем два ученика работают на доске, остальные – в тетрадях).

 

 

 

 

 

 

 

 


                                                                                                                                                                                                                           

 

 


                                                                                                                                                                                                                           

 

2) работа с материалом на слайде презентации и видеоурока.

- Но не всегда  легко определить подлежащее и дополнение в предложении. Например,

АЛЬБОМ ВЗЯЛ ЭТОТ МАЛЬЧИК. (Предложение записано на доске)

- Давайте попробуем разобраться: о ком или о чём идёт речь в предложении? (Речь в предложении идёт о мальчике, значит «мальчик» – подлежащее, сказуемое «взял». (В ходе рассуждения учитель на доске всё отмечает). От сказуемого «взял» задаём вопрос Что?, значит, существительное «альбом» – это дополнение).

 

 

 

 

 

 

 

 


- Конкретного правила по разграничению подлежащего и сказуемого нет. Но существует правило-помощник, к которому в случае затруднения можно обратиться. Всё внимание на экран. (Слайд презентации).

- Теперь обратимся к видеофрагменту и выполним предложенные задания. (Фрагмент видеоурока по теме «Дополнение с 02:12 по 03:31 – задания выполняются устно и письменно поочерёдно, а с 03:32 по 04:03 устно).

VI.     Подведение итогов урока.

- Итак, ребята, сегодня мы с Вами познакомились с первым из трёх второстепенных членов предложения дополнением. Попробуем всё новое собрать воедино.

1) Что называется дополнением?

2) На какие вопросы отвечает дополнение?

3) Как дополнение подчёркивается в предложении?

4) Как отличить дополнение от подлежащего?

VII.      Объяснение домашнего задания.

- Откройте дневники и запишите домашнее задание: параграф 57, упражнение 439 (письменно).


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также