«Лиса и журавль»
Цели урока: ознакомить учащихся с новой сказкой; отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать умение отвечать на вопросы, речь, мышление, память.
Оборудование: рисунки с изображением лисы и журавля; кар¬точки с пословицами.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
«Лиса и журавль»
Цели урока: ознакомить учащихся с новой сказкой; отрабатывать навыки
выразительного чтения; развивать умение отвечать на вопросы, речь,
мышление, память.
Оборудование: рисунки с изображением лисы и журавля; карточки с
пословицами.
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
Ход урока
I.Организационный момент
II.
Речевая разминка
Работа над скороговоркой:
Бежит лиса по шесточку: Лизни, лиса, песочку!
III. Проверка домашнего задания
С какой сказкой мы познакомились на прошлом уроке?
Кто главные герои сказки?
Какими в сказке изображена лиса, тетерев?
Как тетереву удалось обхитрить лису?
Давайте прочитаем эту сказку по ролям (можно повторить чтение
несколько раз).
IV. Постановка цели урока
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с русскими народными
сказками. А в гостях у нас лисичка с новым героем сказки. Чтобы узнать,
кто это, давайте откроем учебники и прочитаем название сказки.
Кто же пришел к нам в гости вместе с лисой? (Журавль.)
Знаете ли вы кто такой журавль? (Большая болотная птица с длинными
ногами и длинной шеей.)
V.Изучение нового материала
1. Первичное чтение с комментированием.
Читают хорошо читающие ученики, по ходу чтения идет словарная работа.
Объясняются непонятные слова.
пир большой званый обед, обильное угощение; потчевать угощать; не
обессудь не суди, не отнесись строго; несолоно хлебавши остался ни с
чем.
2.Вопросы после чтения: Понравилась ли вам сказка?
Какое угощение приготовила лиса журавлю?
Почему лиса решила угостить журавля?
Получился ли у них званый пир?
Удался ли план лисы?
Каким в сказке показан журавль?
Какой урок преподал журавль лисе?
Почему лиса перестала дружить с журавлем?
Была ли это настоящая дружба?
3. Работа над пониманием текста.
Важным приемом, способствующим пониманию текста, особенно
художественного произведения, является определение его подтекста. Чтобы
был понятен смысл ложного подтекста, можно задать следующие вопросы:
А что же думала на самом деле лиса, когда приглашала журавля в
гости?
Почему она размазала кашу по тарелке?
Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким
горлышком? Что он при этом думал?
Почему пришли к выводу, что они оба поступили плохо?
Можно ли назвать их настоящими друзьями?
Обратите внимание на начало сказки: «Лиса с журавлем подружились», так ли
это?
Как вы думаете, почему дружбы у лисы с журавлем не получилось?
Как бы поступили настоящие друзья?
VI. Физкультминутка
VII.
Закрепление нового материала
1.Чтение сказки по ролям.
Работа над пословицами. Игра «Найди пословицу».
2.
Класс делится по группам. Учитель раздает карточки с посло
вицами. Дети самостоятельно готовятся, проверка коллективная.
Найдите пословицы, которые относятся к прочитанной
сказке:
1) Друзья познаются в беде.
2) Каков гость, таково и угощение.
3) На что и звать, коли нечего дать.
4) Каков мастер, такова и работа.
5) Семь раз отмерь, один раз отрежь.
6) Не потчуй меня тем, что я не ем.
7) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
8) Любишь кататься, люби и саночки возить.Итог урока
VIII.
С какой новой сказкой познакомились на уроке?
Кто главные герои сказки?
Хороший ли поступок они совершили? . Какой урок извлекли из
этой сказки?
Что вы посоветуете героям сказки?
Домашнее задание
Перечитать сказку. Подготовить иллюстрацию к сказке.