П.П.Бажов "Серебряное копытце"
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом «Серебряное копытце».
Задачи:
-познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова; ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различия со сказкой;
-продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память, логическое мышление, речь;
- воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
Оборудование: учебники, наглядности (выставка книг, портрет писателя, фрагмент аудио сказки), мультимедийная техника.
Ресурсы:
- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school–collection.edu.ru
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (СЛАЙД 1)
Долгожданный дан
звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнёмся,
За работу мы возьмёмся.
П. Психологические минутки:
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
-желаю (соприкасаются большими пальцами);
-успеха (указательными);
-большого (средними);
-во всём (безымянными);
-и везде (мизинцами);
-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
III. Логопедическое упражнение. (СЛАЙД 2)
Цокнул по снегу
копытцем,
Под копытцем всё искрится.
-Прочитайте про себя, вслух.
-Прочитайте первую строку с ударением на каждое слово.
-Прочитайте восклицательно, вопросительно.
IV. Мотивация учебной деятельности. (СЛАЙД 3)
– Сегодня мы открываем новый раздел, который называется "Литературные сказки".
– Как вы понимаете смысл раздела? Какие произведения могут в него входить?
V. Постановка цели и задач урока.
-Сегодня познакомимся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом "Серебряное копытце".
VI. Первичное усвоение новых знаний
1.Знакомство с биографией П.П.Бажова. (СЛАЙД 4)
-Давным -давно жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”. (СЛАЙД 5, 6)
-28 января 1879 года в городе Сысерти родился мальчик, которого звали Павел. (СЛАЙД 7)
-Многие считали, что фамилия мальчика Бажов происходит от разговорного слова "бажить" - то есть ворожить или колдовать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков. (СЛАЙД 8)
-Мальчик родился и рос в городе, который окружали красивые уральские горы. Родители Павлика работали на горном заводе. (СЛАЙД 9,10)
- Много горя и нужды в жизни узнала семья Бажовых и с детских лет мальчик уже знал, что если сходить на рыбалку, надо принести рыбу, а если в лес, ягоды или грибы. (СЛАЙД 11)
-Затем как и все дети Павел учился, а когда вырос стал работать учителем начальных классов и писать для взрослых и детей. (СЛАЙД 12)
-Но больше всего любил писатель собирать русский фольклор- это народное творчество, чаще всего устное. Это сказки, легенды, песни, загадки. Вот и ходил Павел Бажов приглядывался к окружающей жизни, прислушивался. А затем записывал красивые народные слова, разговоры и рассказы. (СЛАЙД 13)
-Потом на основе этих рассказов он напишет свои сказки, а сказки он называл сказами от слова сказывать. (СЛАЙД 14)
-Вот сказ про хозяйку медной горы.
Богата хозяйка медной горы.
В покоях её золотые ковры,
Хрустальные люстры, алмазные арки,
Какие представьте нужны её подарки,
Если у этой хозяйки гора
Полна малахита и серебра. (СЛАЙД 15)
-Малахит -это камень, минерал, который после обработки идёт на изготовление разных изделий. Многие считаю, что этот камень обладает лечебными свойствами. (СЛАЙД 16)
-Вот и появился ещё один сказ, который так и называется "Малахитовая шкатулка". Сказ этот об украшениях, которые находились в малахитовой шкатулке. Хозяйка украшений не носила, а вот её маленькая дочка очень любила в них гулять. А вот когда шкатулку с украшениями продали, то в семье начались несчастья. Даже маленькая дочка хозяйки Танюшка пропала. (СЛАЙД 17)
-И ещё очень много сказов написал Павел Петрович Бажов для детей. Но все его сказы объединяла одна главная тема - творчество и мастерство рабочих Урала, труд людей и доброта. (СЛАЙД 18, 19, 20)
Люди помнят Бажова, хранят его сказки и передают из поколения в поколение. А чтобы люди помнили его и не забывали создали дома-музеи. Один находится в Екатеринбурге, а другой в Сысерте. В этих музеях можно увидеть как жил и что любил писатель "наш Бажов".
2.Физминутка для глаз. (Слайд 21)
3. Отличительные особенности сказа и сказки. (Слайд 22, 23)
Только засов отварился
В сказку открылася дверь
Запах лесов заструился
Ты в мир волшебный поверь(Слайд 24)
-В начале урока я сказала, что мы познакомимся со сказом Бажова "Серебряное копытце".
- К какому слову очень близко по звучанию слово сказ? (сказка). (Слайд 25)
-Действительно они похожи, посмотрите, “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая.
-Ребята, а что такое сказка?
-А сказ?
-Правильно, Сказка– жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях, Сказ –это повествование, ведущееся от лица рассказчика; не имеет зачина; имеет реальную основу.
-Давайте прочитаем и запомним отличительные черты сказа и сказки:
Сказка -Волшебные герои – добрые и злые -Нет рассказчика -Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание -Не имеют реальной основы.
|
Сказ -Герои – люди обыкновенные -Фольклорная первооснова -Присутствие рассказчика – человека из народа -Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
|
4.Введение в сказ "Серебряное копытце"
-Посмотрите на доску и поразмышляйте, о чём произведение Бажова, которое мы будем читать?
5. Первичное комментированное чтение.
-Какая это сказка? (Волшебная)
-Кто главные герои этой сказки?
- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
(Кокованя
был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его
угнетало.)
- А
почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
(После
смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в
приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала,
и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в
любви, заботе, внимании.)
6. Словарная работа. (СЛАЙД 26)
-В этом отрывке встретились такие непонятные устаревшие слова и выражения
-приказчик-управляющий имением помещика,
-барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).
-пособник – помощник в делах.
-взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
-голбчик – приступка для выхода на печь.
-пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
-похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
-несподручно– неудобно, неловко.
На прощание мне хотелось бы вам пожелать, чтобы трудились не только ваши руки и голова, но и ваша душа.
Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
VII. Итог урока.
-Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке о писателе, сказов.
-С каким сказом мы начали работать?.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.