Конспект урока по темеП.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс
Оценка 4.6

Конспект урока по темеП.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
чтение
4 кл
10.01.2017
Конспект урока по темеП.П.Бажов "Серебряное копытце" 4 класс
Физминутка для глаз на уроке
Публикация является частью публикации:
урок Бажова.docx

П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Цель:  познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом «Серебряное копытце».

Задачи:

-познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;  ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра –  сказа, показать его сходства и различия со сказкой;

-продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память, логическое мышление, речь;

- воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.

Оборудование: учебники, наглядности (выставка книг, портрет писателя, фрагмент аудио сказки), мультимедийная техника.

Ресурсы:

- выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»http://school–collection.edu.ru

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный момент. (СЛАЙД 1)

 

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем прямо, не согнёмся,
 За работу мы возьмёмся.

 

 П. Психологические минутки:

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

-желаю (соприкасаются большими пальцами);

-успеха (указательными);

-большого (средними);

-во всём (безымянными);

-и везде (мизинцами);

-Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

 

 

 

 

 III. Логопедическое упражнение. (СЛАЙД 2)

Цокнул по снегу копытцем,
Под копытцем всё искрится.

-Прочитайте про себя, вслух.

-Прочитайте первую строку с ударением на каждое слово.

-Прочитайте восклицательно, вопросительно.

 

IV. Мотивация учебной деятельности. (СЛАЙД 3)

– Сегодня мы открываем новый раздел, который называется "Литературные сказки".

– Как вы понимаете смысл раздела? Какие произведения могут в него входить?

 

V. Постановка цели и  задач урока.

-Сегодня познакомимся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом "Серебряное копытце".

 

VI. Первичное усвоение новых знаний

1.Знакомство с биографией П.П.Бажова. (СЛАЙД 4)

-Давным -давно жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали - это наш Бажов! Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”. (СЛАЙД 5, 6)

-28 января 1879 года в городе Сысерти родился мальчик, которого звали Павел. (СЛАЙД 7)

-Многие считали, что фамилия мальчика Бажов происходит от разговорного слова "бажить" - то есть ворожить или колдовать. У Бажова и прозвище мальчишечье уличное было - Колдунков. (СЛАЙД 8)

-Мальчик родился и рос в городе, который окружали красивые уральские горы. Родители Павлика работали на горном заводе. (СЛАЙД 9,10)

- Много горя и нужды в жизни узнала семья Бажовых и с детских лет мальчик уже знал, что если сходить на рыбалку, надо принести рыбу, а если в лес, ягоды или грибы. (СЛАЙД 11)

-Затем как и все дети Павел учился, а когда  вырос стал работать учителем начальных классов и писать для взрослых и детей. (СЛАЙД 12)

-Но больше всего любил писатель собирать русский фольклор- это народное творчество, чаще всего устное. Это сказки, легенды, песни, загадки. Вот и ходил Павел Бажов приглядывался к окружающей жизни, прислушивался. А затем записывал красивые народные слова, разговоры и рассказы. (СЛАЙД 13)

-Потом на основе этих рассказов он напишет свои сказки, а сказки он называл сказами от слова сказывать. (СЛАЙД 14)

-Вот сказ про хозяйку медной горы.

Богата хозяйка медной горы.

В покоях её золотые ковры,  

Хрустальные люстры, алмазные арки,

Какие представьте нужны её подарки,

Если у этой хозяйки гора

Полна малахита и серебра. (СЛАЙД 15)

-Малахит -это камень, минерал, который после обработки идёт на изготовление разных изделий. Многие считаю, что этот камень обладает лечебными свойствами. (СЛАЙД 16)

 -Вот и появился ещё один сказ, который так и называется "Малахитовая шкатулка". Сказ этот об украшениях, которые находились в малахитовой шкатулке. Хозяйка украшений не носила, а вот её маленькая дочка очень любила в них гулять. А вот когда шкатулку с украшениями продали, то в семье начались несчастья. Даже маленькая дочка хозяйки Танюшка пропала. (СЛАЙД 17)

-И ещё очень много сказов написал  Павел Петрович Бажов для детей. Но все его сказы объединяла одна главная тема -  творчество и мастерство рабочих Урала, труд людей и доброта. (СЛАЙД 18, 19, 20)

Люди помнят Бажова, хранят его сказки и передают из поколения в поколение. А чтобы люди помнили его и не забывали создали дома-музеи. Один находится в Екатеринбурге, а другой в Сысерте. В этих музеях можно увидеть как жил и что любил писатель "наш Бажов".

 

2.Физминутка для глаз. (Слайд 21)

 

3. Отличительные особенности сказа и сказки. (Слайд 22, 23)

 

Только засов отварился

 В сказку открылася дверь

Запах лесов заструился

Ты в мир волшебный поверь(Слайд 24)

 

-В начале урока я сказала, что мы познакомимся со сказом Бажова "Серебряное копытце".

- К какому слову очень близко по звучанию слово сказ? (сказка). (Слайд 25)

-Действительно они похожи, посмотрите,  “сказ” и “сказка” – очень близкие слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая.

-Ребята, а что такое сказка?

-А сказ?

-Правильно, Сказка– жанр русского народного или литературного творчества, рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях, героях, Сказ –это повествование, ведущееся от лица рассказчика; не имеет зачина; имеет реальную основу.

-Давайте прочитаем и запомним отличительные черты сказа и сказки:

Сказка

-Волшебные герои – добрые и злые

-Нет рассказчика

-Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание

-Не имеют реальной основы.

 

Сказ

-Герои – люди обыкновенные

-Фольклорная первооснова

-Присутствие рассказчика – человека из народа

-Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.

 

 

4.Введение в сказ "Серебряное копытце"

-Посмотрите на доску и поразмышляйте, о чём произведение Бажова, которое мы будем читать?

 

5. Первичное комментированное чтение.

-Какая это сказка? (Волшебная)

-Кто главные герои этой сказки?

- Почему, по вашему мнению, Кокованя решил взять Дарёнку к себе в дом?
(Кокованя был одинок, тоскливо ему было одному. Кокованя не был счастлив, одиночество его угнетало.)
- А почему девочка согласилась идти жить к Коковане?
(После смерти родителей Дарёнка тоже оказалась в одиночестве. Она чувствовала себя в приёмной семье лишней и никому не нужной. Потому то и “кошку драную” подобрала, и на предложение Коковани согласилась. Девочка, как и Кокованя, нуждалась в любви, заботе, внимании.) 

6. Словарная работа. (СЛАЙД 26)

-В этом отрывке встретились такие непонятные устаревшие слова и выражения

-приказчик-управляющий имением помещика,

-барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё). 

-пособник – помощник в делах.

-взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.

-голбчик – приступка для выхода на печь.

-пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.

-похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.

-несподручно– неудобно, неловко.

На прощание мне хотелось бы вам пожелать, чтобы трудились не только ваши руки и голова, но и ваша душа.

Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

VII. Итог урока.

-Наш урок подошел к концу. Что нового вы узнали на уроке о писателе, сказов.

-С каким сказом мы начали работать?.

 


 

П.П.Бажов "Серебряное копытце"

П.П.Бажов "Серебряное копытце"

Прочитайте про себя, вслух. -Прочитайте первую строку с ударением на каждое слово

Прочитайте про себя, вслух. -Прочитайте первую строку с ударением на каждое слово

В покоях её золотые ковры,

В покоях её золотые ковры,

Сказ –это повествование, ведущееся от лица рассказчика; не имеет зачина; имеет реальную основу

Сказ –это повествование, ведущееся от лица рассказчика; не имеет зачина; имеет реальную основу

Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь,

Не позволяй душе лениться! Чтоб воду в ступе не толочь,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.01.2017