Урок 6. Вступление к разделу «Сказки». Ю. Мориц «Сказка по лесу идет»
Цели урока: ознакомить детей с жанром народной сказки; раз¬вивать память, связную речь, навыки выразительного и осоз¬нанного чтения, умение соотносить иллюстрацию с текстом, находить главную мысль сказки; прививать интерес к чте¬нию.
Оборудование: карточки с иллюстрациями к народным сказкам (Колобок, Теремок, Курочка Ряба, Волк и семеро козлят; Лисичка со скалочкой, Лиса, заяц и петух (Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная).
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
СКАЗКИ
идет»
Урок 6. Вступление к разделу «Сказки». Ю. Мориц «Сказка по лесу
Цели урока: ознакомить детей с жанром народной сказки; развивать память,
связную речь, навыки выразительного и осознанного чтения, умение
соотносить иллюстрацию с текстом, находить главную мысль сказки;
прививать интерес к чтению.
Оборудование: карточки с иллюстрациями к народным сказкам (Колобок,
Теремок, Курочка Ряба, Волк и семеро козлят; Лисичка со скалочкой, Лиса,
заяц и петух (Была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная).
Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке,
соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника,
извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств,
анализировать их.
Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах
учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать
общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в
общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников,
проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Ход урока
III.Постановка цели урока
Любите ли вы сказки?
Рассказ учителя.
Когдато давно сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал.
Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, ее
придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он ее
запомнил и рассказал комуто третьему, например своей дочери или сыну, а те,
когда выросли, рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно
сказать нельзя, но все это время она жила в народе и рассказывалась устно.
Сказки бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны
быть чудеса и волшебные предметы. Есть сказки о животных, в таких сказках
животные могут говорить, ходить друг к другу в гости и даже учиться в
школе. Есть бытовые сказки, в которых описывают жизни простых людей:
бедного мужика или ловкого солдата. Сказка обязательно учит чемуто
людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую мысль.
Сегодня мы начинаем изучение русских народных сказок. Мы вспомним
много знакомых вам сказок, может быть, ктото услышит их впервые.
IV. Изучение нового материала
1.Актуализация знаний. Посмотрите на иллюстрацию на странице 29.
Узнали ли
вы сказки?
; Кто готов рассказать одну из них?
Слушайте внимательно, я попрошу когото продолжить. (Сказки дети
рассказывают по частям, чтобы опросить большее количество учащихся
и привлечь внимание остальных детей, включить активное слушание.)
У меня для вас еще есть иллюстрации (Учитель выставляет на доску
приготовленные картинки и продожает опрос.)
2.Учитель читает статью Ю. Коваля в учебнике, дети следят.
Ю. Коваль говорит нам, что в сказке всегда есть урок, что
сказка нас чемуто учит. Давайте найдем «Уроки» в рас
(Проводится повторная работа
сказанных сегодня сказках.
только
с иллюстрациями.
главную мысль из каждой сказки.)
Теперь дети должны выбрать
III. Физкультминутка
V.Закрепление изученного материала
1. Техника чтения, речи, словарная работа.
Юнна Мориц написала стихотворение о сказках.
Чтобы
потренируйтесь в чтении
прочитать его выразительно,
трудных слов:
рядышком рядышком обожаемые обожаемые справед
ливость справедливость
Читайте внимательно! Не путайте слова:
сказка сказку сказок победил убедил
Какое значение у каждого из этих слов?
Прочитайте в режиме скороговорки: медленно, быстрее, быстро, четко
проговаривая все звуки, без ошибок:
Чтобы, чтобы, чтобы снова Добрый злого победил! Чтобы
добрый, чтобы злого Стать хорошим убедил!
Как вы понимаете значение слов «бегать гурьбой»?
Подготовка к выразительному чтению.
Прочитайте стихотворение про себя.
Подумайте, какое настроение передает автор в стихотворении?
Какие слова надо выделить при чтении?
Где надо сделать короткие, а где длинные паузы?
Прочитайте выразительно.
Выразительное чтение стихотворения несколькими учениками.
VI. Итог урока
Прочитайте названия русских народных сказок,
гласные:
ВЛК СМР КЗЛТ, МШМДВД.КЛБК,
лсчк с склчкй,
добавивГСЛБД, РЖ, ТРМК.
Как вы думаете, чем сказка отличается от уже изученных
поговорки,
вами малых фольклорных жанров пословицы,
загадки, считалки?
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение Ю. Мориц.
Подобрать поговорки и пословицы к сказкам.