Конспект урока "Подготовка к устному сочинению (по плану)" 5 класс
Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
01.11.2019
Конспект урока в 5 класса к учебнику М.М. Разумовской по развитию речи. Урок предполагает собой работу по подготовке к устному сочинению по плану. Урок разработан по ФГОС и имеет все элементы современного урока. На уроке представлены межпредметные связи с биологией, музыкой.
Устное сочинение.doc
Устное сочинениеописание животного на основе личных впечатлений
(урок развития речи в 5 классе)
Цели:
образовательные: повторить стили и типы речи; выяснить особенности
построения сочиненияописания животного в художественном и научном стилях;
научиться составлять художественное описание, аргументировать свое мнение;
развивающие:
развивать образное мышление,
творческие способности
обучающихся;
воспитательные: воспитывать любовь к природе, прививать бережное отношение к
животным.
Оборудование: раздаточный материал, фотографии белки, аудиозаписи:
«Песенка белочки» В.Шаинского, «Полет шмеля» Н.РимскогоКорсакова, «
Межпредметные
литература,
музыка,
связи:
биология.
Тип урока: урок развития связной речи.
Природа будит в нас потребность любви…
Иван Тургенев
Ход урока
I. Организационный момент.
Слово учителя.
Дети, сегодня на улице прекрасная погода, давайте посмотрим в окно и
вспомним, с каким настроением вы пришли в школу? Почему? (ответы детей)
Сегодня мы будем говорить о любви к природе, и эпиграфом к нашему
необычному уроку будут слова замечательного русского писателя Ивана Тургенева:
«Природа будит в нас потребность любви…»
Как вы понимаете смысл этого высказывания?
А что мы понимаем под словом «природа»?
Именно о животном пойдет речь на нашем уроке, пока мы не знаем о каком
именно, мы попытаемся выяснить это позже (прием «Отсроченная догадка»). А сейчас,
давайте повторим изученное: (прием «тонкие вопросы»):
Какие бывают стили речи?
Какие типы речи вы знаете?
На какой вопрос отвечает описание?
В каких стилях могут быть описания?
Слово учителя. Ребята, вы догадались, чем мы будем заниматься сегодня на
уроке? Совершенно верно, мы будем описывать животное. Давайте послушаем песню
композитора Владимира Шаинского и узнаем, какое животное нам предстоит описать.
Итак, сегодня на уроке мы будем описывать белочку. Давайте откроем тетради,
запишем дату и тему урока.
Посмотрите внимательно на тему урока. Как вы думаете, что мы должны узнать и
чему научиться?
II. Сейчас мы поработаем. На партах лежат карточки с заданиями, внимательно
прочитайте и выполните предложенные задания. 1. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Белка
Белка – небольшой лесной зверек, однако довольно часто его можно
встретить в современных городских парках.
Тело и хвост белки примерно одинакового размера: 2035см, а масса
составляет 2001000 г, в зависимости от времени года (как правило, летом вес
зверька меньше).
Цвет меха у белки варьируется от рыжеватого до сероватобурого. На
задних лапках зверька имеются острые коготки, благодаря которым белка
прекрасно лазает по деревьям. Питается белка в основном семенами сосновых
растений, хотя в рационе могут быть также орехи, желуди, ягоды и даже
насекомые.
2. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Белочка
Белочка – небольшой привлекательный зверек с симпатичными кисточками
на ушках и рыжим пушистым хвостом. Если вам посчастливилось увидеть белочку
вблизи, то вы непременно увидите ее изящную мордочку со смышлеными черными
глазками.
Все движения этой лесной красавицы быстры, но в то же время утонченны.
Она быстро перебегает от одного дерева к другому, молниеносно вскарабкивается
по стволу, перелетает с ветки на ветку. Самым главным украшением зверька
является большой пушистый хвост – настоящая гордость белочки. Когда она
наблюдает за окружающими или грызет шишку, то непременно старается
распушить свой хвостик.
3. Составьте из начальных букв слова «белочка» текст.
Б
Е
Л
О
Ч
К
А
II. Работа над составлением сочинения.
Итак, мы повторили основные сведения об описани, теперь нам предстоит работа
над самим описанием животного. Давайте подумаем, что можно описать у животного?
1. Словарная работа.
Размер – маленькая, средняя, большая ...
Цвет шерсти – рыжий, огненнобурый, серебристопалевый …
Действия – перелетает с ветки на ветку, прыгает, распушив хвост, бегает, грызет
орехи, взбирается по стволу дерева …
Повадки – изящны и утонченны, прячет орехи, сидит в дупле, наблюдает за
окружающими ...
2. Беседа.
Какие лексические синонимы можно подобрать к слову «белка»? (зверек,
животное, грызун, она) 3. Физкультминутка.
Утром белочка проснулась,
Повертелась, потянулась!
Поклонилась, улыбнулась,
За орешками нагнулась.
Лапками потопала,
И еще похлопала,
Снова потянулась,
На место вернулась.
4. А сейчас поработаем самостоятельно. Перед вами карточки, на них
примерный план описания белочки. По такому плану можно описать любое животное.
План (ориентировочный)
1. Белочка – изящное лесное животное.
2. Внешние особенности.
3. Питание белки.
4. Ее поведение, повадки.
5. Как вы уже догадались, описать не только белочку, но и любое животное
можно с помощью музыки. Прослушайте еще один музыкальный фрагмент композитора
П.И.Чайковского.
Какой теперь вам представляется белка?
6.Рефлексия. Прием «Лестница успеха»
Сегодня на уроке у меня получилось..
Я смог…
Теперь я знаю …
IV. Оценивание достижений учащихся, комментирование ответов.
V. Домашнее задание (в качестве «идеального» домашнего задания за хорошую
работу учащихся на уроке предложить вариант: никакого домашнего задания) 1. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Белка
Белка – небольшой лесной зверек, однако довольно часто его можно
встретить в современных городских парках.
Тело и хвост белки примерно одинакового размера: 2035см, а масса
составляет 2001000 г, в зависимости от времени года (как правило, летом вес
зверька меньше).
Цвет меха у белки варьируется от рыжеватого до сероватобурого. На
задних лапках зверька имеются острые коготки, благодаря которым белка
прекрасно лазает по деревьям. Питается белка в основном семенами сосновых
растений, хотя в рационе могут быть также орехи, желуди, ягоды и даже
насекомые.
2. Прочитайте текст, определите стиль и тип речи. Аргументируйте свой ответ.
Белочка
Белочка – небольшой привлекательный зверек с симпатичными кисточками
на ушках и рыжим пушистым хвостом. Если вам посчастливилось увидеть белочку
вблизи, то вы непременно увидите ее изящную мордочку со смышлеными черными
глазками.
Все движения этой лесной красавицы быстры, но в то же время утонченны.
Она быстро перебегает от одного дерева к другому, молниеносно вскарабкивается
по стволу, перелетает с ветки на ветку. Самым главным украшением зверька
является большой пушистый хвост – настоящая гордость белочки. Когда она
наблюдает за окружающими или грызет шишку, то непременно старается
распушить свой хвостик.
3. Составьте из начальных букв слова «белочка» текст.
Б
Е
Л
О
Ч
К
А
4. План (ориентировочный)
1. Белочка – изящное лесное животное.
2. Внешние особенности.
3. Питание белки.
4. Ее поведение, повадки.
Конспект урока "Подготовка к устному сочинению (по плану)" 5 класс
Конспект урока "Подготовка к устному сочинению (по плану)" 5 класс
Конспект урока "Подготовка к устному сочинению (по плану)" 5 класс
Конспект урока "Подготовка к устному сочинению (по плану)" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.