Конспект урока "Политическая карта мира"

  • Разработки уроков
  • doc
  • 27.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире или их внутреннюю политико-административную структуру Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важный инструмент для исследований, в том числе в политической географии ветви экономической и социальной географии
Иконка файла материала полит. карта.doc
ТЕМА:  Политическая карта мира     10 класс Цель:   Познакомить учащихся с современной политической картой мира, с многообразием и  многоликостью стран. Задачи:  Через тематические компьютерные игры вооружить учащихся элементарными  знаниями по политической географии;  В ходе беседы повторить, что такое государство, государственная территория,  государственные границы;  В ходе самостоятельной работы составить классификацию стран мира по разным  основаниям;  На примере стран зарубежной Азии рассмотреть региональные различия; территорию и столицы стран через тематические игры. Оборудование:  Политическая карта мира;  Карта «Страны зарубежной Азии» (общая и раздаточный материал);  Тематические компьютерные игры;  ЛОК у каждого ученика;  Выставка книг по теме. ЭПИГРАФ: «Значение   политической   карты   огромно.   Географическая   политическая карта реально отражает  действительность: международное  положение, место стран   в   современном   мире   или   их   внутреннюю   политико­административную структуру   Вместе   с   тем   она,   особенно   в   динамике,   в   исторической последовательности,   ­   важнейший   документ   для   государственных   деятелей, политиков, политологов и важный инструмент для исследований, в том числе в политической географии ветви экономической и социальной географии» Ход урока:       . Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу с политической картой мира, узнаем о  типологии стран,  с помощью географических игр познакомимся с географическим  положением и столицами некоторых государств (на примере стран зарубежной Азии).  В чем же заключается главная функция политической карты мира? Политическая карта мира представляет собой пеструю мозаику Вся обитаемая часть  суши и прилегающие к ней обширные морские пространства как бы «исполосованы»  политическими границами.       Мир, точнее его обитаемая часть, становится все более тесным в буквальном смысле  слова Во многих государствах, в первую очередь в некоторых развивающихся странах Азии и  Африки, чрезвычайно обострилась проблема нехватки в существующих границах земли как  источника для производства продовольствия и территории для расселения и хозяйственного  развития это результат особенностей экономического и политического развития стран, потери ими больших земельных площадей (частично ­ безвозвратно) из­за резкого ухудшения  экологической ситуации и, в то же время, высокого естественного прироста населения. Такое положение характерно для Китая, Индии, многих арабских государств, стран Тропической  Африки. К сожалению, территориальные, пограничные вопросы, всегда сложные во  многих районах земного шара, в последние годы очень обострились в результате  межгосударственных и межнациональных конфликтов.Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Она отражает главные  политико­географические изменения: образование новых независимых государств,  слияние одного государства с другим. изменение площади государств, их столиц и  многие другие.  Все эти элементы и составляют основное содержание политико­ географической карты.         Что такое государство? Государство ­ результат и фактор общественного развития, одновременного  формирования политической и социальной организации общества.  Что такое территория государства? Что входит в ее состав? Территория государства ­ часть земного шара, находящаяся под суверенитетом  определенной страны.   В состав государственной территории входят: суша с ее недрами,   воды {в том числе территориальные ­12 миль)  и, лежащее над сушей и водами, воздушное пространство.   Международное право запрещает нарушение границ другого государства и тем  более, насильственный захват чужих территорий. Все   территориальные   споры   между   государствами   должны   решаться   исключительно мирными средствами.  Типология  н  ее   признаки.    На  современной   политической   карте   мира   представлено   более   200   стран  и территорий, из которых более  190 — суверенные государства. Каждая из этих стран, даже самая малая, заключает в себе неповторимые особенности. Среди государств мира есть страны с весьма обширной территорией   (Россия,   США,   Китай   и  др.) и  совсем крошечные   (Андорра,  Лихтенштейн,   Сингапур   и   др.);   многонациональные   и однонациональные;   богатые   природными   ресурсами   и   обделенные   ими;   страны внутриконтинентальные, приморские,  островные и т. д. Подобная многоликость стран современного   мира  подсказывает   необходимость   их   типологии,   т.   е.   выделения отдельных типов стран путем выявления их сходств и различий. Типология стран может быть разной, все зависит от того, какие признаки положить в ее основу. Ими  могут быть географическое положение государств; время их возникно­ вения; этнический и религиозный  состав; уровень социально­экономического развития и многие другие. Одну из типологий мы разберем сегодня, взяв за основу географическое положение относительно материков и частей света.  Рассказ учащегося. (По ходу рассказа остальные ученики заполняют схему «Страны мира».) В   наше   сложное  время,   когда   общечеловеческие   интересы   стали   цениться   выше классовых,   наиболее   подходящей   основой   для   изучения   мира   являются   историко­ географические регионы. В этом случае появляются возможности для универсальной характеристики   регионов   с   учетом   их   природной   ,   исторической,   культурной специфики. В  зарубежной   Европе  до   последнего   времени   выделяли   два   крупных  региона: Западную Европу и Восточную   Европу.   В   связи   с   распадом  СССР контуры Восточно­ Европейского региона подверглись коррекции: присоединились традиционно  тяготевшие к нему государства Балтии (Эстония, Латвия и Литва), а сближение с ним Украины, Белорус­ сии и Молдавии будет зависеть от характера их будущих отношений с Россией.     Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее   целостных   регионов,   как   англоязычная   Америка   (США   и   Канала)   и   Латинская Америка.  Что же касается Африки, то в ее составе четко различают Североафриканский регион и Африку южнее Сахары (в составе Западной, Восточной, Центральной и Южной Африки). Зарубежную Азию  чаще всего  изучают сквозь призму таких ее слагающих историко­ географических  регионов, как Юго­Западная Азия,  Южная Азия, Юго­Восточная Азия и Восточная Азия. Но дезинтеграция Советского Союза закономерно привела к «появлению» Центральной Азии — давно известного историко­географического региона, костяк которого составляют Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан и Туркменистан.Итак, всю сушу планеты мы можем представить в виде крупных историко­ географических регионов — тех территориальных ячеек, изучая которые можно получить более подробное представление о мире.  Сегодня мы с вами рассмотрим страны только зарубежной Азии. (Рассказы учащихся об общих чертах  стран зарубежной Азии).  Зарубежная Азия в современном  мире.  Страны зарубежной Азии (их  около  Они   различаются   размерами   территории   и   природными 40)   очень   разные. богатствами, уровнем социально­экономического развития и «стажем» независимос­ ти,   политическим   устройством   и  т.   д.   Это   огромная   по   территории  Индия   и крошечная Мальдивская  Республика. Это Кувейт, в чьих недрах таятся миллиарды тонн нефти и где на одного жителя приходится ежегодный национальный доход более 20   тыс.   долларов,   и   страна   с   доходами   в   200—400   долларов   на   человека   — Афганистан.   Это   Иран   ­  одно   из   древних   государств   мира,  имеющее   за   плечами несколько  тысячелетий,   и  Объединенные   Арабские  Эмираты,  чье государственное существование   началось   лишь   после  распада   колониальной   системы.   Это полуфеодальные монархии и буржуазные республики и т. д. Различия между странами Азии особенно резко проявились после второй мировой войны,   когда   усилилась   неравномерность   их   политического   и   социально­ экономического   развития.   Беспримерный   рывок   в  развитии   производительных   сил осуществила Япония, обогнав десятки государств и вплотную приблизившись к США, Заметных успехов добились  также Малайзия,  Сингапур,  Республика  Корея  и др., пополнив  ряд новых индустриальных стран. В  то же время некоторые из стран Азии столкнулись с трудностями, затормозившими их социально­экономический рост. Регион играет огромную роль в  современном мире. Здесь живет более  половины человечества, а население лишь двух государств — КНР и Индии — составляет более 2 млрд.  человек.   Зарубежная   Азия   обладает  крупнейшими  в мире нефтяными бо­ гатствами,   выступает   в   качестве  важного   поставщика   на   мировой   рынок разнообразного   минерального   и  сельскохозяйственного   сырья,   а   в   последние десятилетия и продукции обрабатывающей промышленности. Страны  Азиатского региона, взятые вместе,  обладают большими природными бо­ гатствами.   Это   прежде   всего   полезные   ископаемые.   Так,   в   области Месопотамского прогиба и Персидского залива расположена одна из крупнейших в мире нефтегазоносных провинций (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ,   Катар).   Крупные   запасы   нефти   и   газа   имеются   в   Индонезии,  Мьянме   и других странах. Запасы железной и марганцевой руд залегают в недрах Индии, хромитов – Турции и Филиппин.  Работа за компьютерами. 1 игра – по изображению территории определить государства. 2 игра – по названию столицы определить государства. 3 игра – по общим сведениям определить о каком государстве идет речь. ИТОГ.   Мы сегодня познакомились с одним видом типологии стран и на примере стран зарубежной Азии, с помощью географических игр, выяснили географическое положение и столицы  некоторых  государств. Д/з: подготовить проект о любой стране Зарубежной Азии.