Конспект урока "Политическая карта мира"
Оценка 4.7

Конспект урока "Политическая карта мира"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
география
10 кл
27.02.2019
Конспект урока "Политическая карта  мира"
Значение политической карты огромно. Географическая политическая карта реально отражает действительность: международное положение, место стран в современном мире или их внутреннюю политико-административную структуру Вместе с тем она, особенно в динамике, в исторической последовательности, - важнейший документ для государственных деятелей, политиков, политологов и важный инструмент для исследований, в том числе в политической географии ветви экономической и социальной географии
полит. карта.doc
ТЕМА:  Политическая карта мира     10 класс Цель:   Познакомить учащихся с современной политической картой мира, с многообразием и  многоликостью стран. Задачи:  Через тематические компьютерные игры вооружить учащихся элементарными  знаниями по политической географии;  В ходе беседы повторить, что такое государство, государственная территория,  государственные границы;  В ходе самостоятельной работы составить классификацию стран мира по разным  основаниям;  На примере стран зарубежной Азии рассмотреть региональные различия; территорию и столицы стран через тематические игры. Оборудование:  Политическая карта мира;  Карта «Страны зарубежной Азии» (общая и раздаточный материал);  Тематические компьютерные игры;  ЛОК у каждого ученика;  Выставка книг по теме. ЭПИГРАФ: «Значение   политической   карты   огромно.   Географическая   политическая карта реально отражает  действительность: международное  положение, место стран   в   современном   мире   или   их   внутреннюю   политико­административную структуру   Вместе   с   тем   она,   особенно   в   динамике,   в   исторической последовательности,   ­   важнейший   документ   для   государственных   деятелей, политиков, политологов и важный инструмент для исследований, в том числе в политической географии ветви экономической и социальной географии» Ход урока:       . Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу с политической картой мира, узнаем о  типологии стран,  с помощью географических игр познакомимся с географическим  положением и столицами некоторых государств (на примере стран зарубежной Азии).  В чем же заключается главная функция политической карты мира? Политическая карта мира представляет собой пеструю мозаику Вся обитаемая часть  суши и прилегающие к ней обширные морские пространства как бы «исполосованы»  политическими границами.       Мир, точнее его обитаемая часть, становится все более тесным в буквальном смысле  слова Во многих государствах, в первую очередь в некоторых развивающихся странах Азии и  Африки, чрезвычайно обострилась проблема нехватки в существующих границах земли как  источника для производства продовольствия и территории для расселения и хозяйственного  развития это результат особенностей экономического и политического развития стран, потери ими больших земельных площадей (частично ­ безвозвратно) из­за резкого ухудшения  экологической ситуации и, в то же время, высокого естественного прироста населения. Такое положение характерно для Китая, Индии, многих арабских государств, стран Тропической  Африки. К сожалению, территориальные, пограничные вопросы, всегда сложные во  многих районах земного шара, в последние годы очень обострились в результате  межгосударственных и межнациональных конфликтов. Политической карте мира свойственна высокая динамичность. Она отражает главные  политико­географические изменения: образование новых независимых государств,  слияние одного государства с другим. изменение площади государств, их столиц и  многие другие.  Все эти элементы и составляют основное содержание политико­ географической карты.         Что такое государство? Государство ­ результат и фактор общественного развития, одновременного  формирования политической и социальной организации общества.  Что такое территория государства? Что входит в ее состав? Территория государства ­ часть земного шара, находящаяся под суверенитетом  определенной страны.   В состав государственной территории входят: суша с ее недрами,   воды {в том числе территориальные ­12 миль)  и, лежащее над сушей и водами, воздушное пространство.   Международное право запрещает нарушение границ другого государства и тем  более, насильственный захват чужих территорий. Все   территориальные   споры   между   государствами   должны   решаться   исключительно мирными средствами.  Типология  н  ее   признаки.    На  современной   политической   карте   мира   представлено   более   200   стран  и территорий, из которых более  190 — суверенные государства. Каждая из этих стран, даже самая малая, заключает в себе неповторимые особенности. Среди государств мира есть страны с весьма обширной территорией   (Россия,   США,   Китай   и  др.) и  совсем крошечные   (Андорра,  Лихтенштейн,   Сингапур   и   др.);   многонациональные   и однонациональные;   богатые   природными   ресурсами   и   обделенные   ими;   страны внутриконтинентальные, приморские,  островные и т. д. Подобная многоликость стран современного   мира  подсказывает   необходимость   их   типологии,   т.   е.   выделения отдельных типов стран путем выявления их сходств и различий. Типология стран может быть разной, все зависит от того, какие признаки положить в ее основу. Ими  могут быть географическое положение государств; время их возникно­ вения; этнический и религиозный  состав; уровень социально­экономического развития и многие другие. Одну из типологий мы разберем сегодня, взяв за основу географическое положение относительно материков и частей света.  Рассказ учащегося. (По ходу рассказа остальные ученики заполняют схему «Страны мира».) В   наше   сложное  время,   когда   общечеловеческие   интересы   стали   цениться   выше классовых,   наиболее   подходящей   основой   для   изучения   мира   являются   историко­ географические регионы. В этом случае появляются возможности для универсальной характеристики   регионов   с   учетом   их   природной   ,   исторической,   культурной специфики. В  зарубежной   Европе  до   последнего   времени   выделяли   два   крупных  региона: Западную Европу и Восточную   Европу.   В   связи   с   распадом  СССР контуры Восточно­ Европейского региона подверглись коррекции: присоединились традиционно  тяготевшие к нему государства Балтии (Эстония, Латвия и Литва), а сближение с ним Украины, Белорус­ сии и Молдавии будет зависеть от характера их будущих отношений с Россией.     Государства Америки обычно изучают с учетом существования здесь таких более или менее   целостных   регионов,   как   англоязычная   Америка   (США   и   Канала)   и   Латинская Америка.  Что же касается Африки, то в ее составе четко различают Североафриканский регион и Африку южнее Сахары (в составе Западной, Восточной, Центральной и Южной Африки). Зарубежную Азию  чаще всего  изучают сквозь призму таких ее слагающих историко­ географических  регионов, как Юго­Западная Азия,  Южная Азия, Юго­Восточная Азия и Восточная Азия. Но дезинтеграция Советского Союза закономерно привела к «появлению» Центральной Азии — давно известного историко­географического региона, костяк которого составляют Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан и Туркменистан. Итак, всю сушу планеты мы можем представить в виде крупных историко­ географических регионов — тех территориальных ячеек, изучая которые можно получить более подробное представление о мире.  Сегодня мы с вами рассмотрим страны только зарубежной Азии. (Рассказы учащихся об общих чертах  стран зарубежной Азии).  Зарубежная Азия в современном  мире.  Страны зарубежной Азии (их  около  Они   различаются   размерами   территории   и   природными 40)   очень   разные. богатствами, уровнем социально­экономического развития и «стажем» независимос­ ти,   политическим   устройством   и  т.   д.   Это   огромная   по   территории  Индия   и крошечная Мальдивская  Республика. Это Кувейт, в чьих недрах таятся миллиарды тонн нефти и где на одного жителя приходится ежегодный национальный доход более 20   тыс.   долларов,   и   страна   с   доходами   в   200—400   долларов   на   человека   — Афганистан.   Это   Иран   ­  одно   из   древних   государств   мира,  имеющее   за   плечами несколько  тысячелетий,   и  Объединенные   Арабские  Эмираты,  чье государственное существование   началось   лишь   после  распада   колониальной   системы.   Это полуфеодальные монархии и буржуазные республики и т. д. Различия между странами Азии особенно резко проявились после второй мировой войны,   когда   усилилась   неравномерность   их   политического   и   социально­ экономического   развития.   Беспримерный   рывок   в  развитии   производительных   сил осуществила Япония, обогнав десятки государств и вплотную приблизившись к США, Заметных успехов добились  также Малайзия,  Сингапур,  Республика  Корея  и др., пополнив  ряд новых индустриальных стран. В  то же время некоторые из стран Азии столкнулись с трудностями, затормозившими их социально­экономический рост. Регион играет огромную роль в  современном мире. Здесь живет более  половины человечества, а население лишь двух государств — КНР и Индии — составляет более 2 млрд.  человек.   Зарубежная   Азия   обладает  крупнейшими  в мире нефтяными бо­ гатствами,   выступает   в   качестве  важного   поставщика   на   мировой   рынок разнообразного   минерального   и  сельскохозяйственного   сырья,   а   в   последние десятилетия и продукции обрабатывающей промышленности. Страны  Азиатского региона, взятые вместе,  обладают большими природными бо­ гатствами.   Это   прежде   всего   полезные   ископаемые.   Так,   в   области Месопотамского прогиба и Персидского залива расположена одна из крупнейших в мире нефтегазоносных провинций (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ,   Катар).   Крупные   запасы   нефти   и   газа   имеются   в   Индонезии,  Мьянме   и других странах. Запасы железной и марганцевой руд залегают в недрах Индии, хромитов – Турции и Филиппин.  Работа за компьютерами. 1 игра – по изображению территории определить государства. 2 игра – по названию столицы определить государства. 3 игра – по общим сведениям определить о каком государстве идет речь. ИТОГ.   Мы сегодня познакомились с одним видом типологии стран и на примере стран зарубежной Азии, с помощью географических игр, выяснили географическое положение и столицы  некоторых  государств. Д/з: подготовить проект о любой стране Зарубежной Азии.

Конспект урока "Политическая карта мира"

Конспект урока "Политическая карта  мира"

Конспект урока "Политическая карта мира"

Конспект урока "Политическая карта  мира"

Конспект урока "Политическая карта мира"

Конспект урока "Политическая карта  мира"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2019