Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
16.01.2017
Учебно-методический материал представляет собой конспект урока по уроку элективного курса "Речевой этикет"и предназначен для обучающихся 7 класса на тему "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения". Урок проводится с целью формирования представлений обучающихся о речевом этикете в пословицах и поговорках.Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"
Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения .doc
7 класс
Тема: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения
Цель урока: формирование представлений учащихся о речевом этикете в пословицах и
поговорках.
Задачи:
образовательные: познакомить обучающихся с пословицами и поговорками, отражающими правила
речевого поведения;
развивающие: формировать представления о правилах речевого поведения, побудить обучающих к
анализу собственной речи, избавлению от словсорняков, учить анализировать собственную речь и
речь собеседника
воспитательные: раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок, способствовать
формированию ценностей через малые жанры фольклора.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы говорили о речевом этикете, об интернациональных и национальных
особенностях речевого этикета, в качестве домашнего задания вам было предложено ответить на
проблемный вопрос «Зачем надо знать речевой этикет других народов?» и составить памятку
практических рекомендаций для туристов.
пословицах и поговорках.
Сегодня мы продолжим говорить о правилах речевого этикета в малых жанрах фольклора
III. Подготовка к восприятию нового материала
Владение речевым этикетом очень важно для каждого человека. Это необходимо как для
уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих.
А.С.Пушкин сказал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за
золото». Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный
смысл. В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.
В русском языке существует огромное количество устойчивых выражений, отражающих не только
народный фольклор и жизнь общества, но и правила и нормы данного языка. Так, важность речевого
этикета отражается во многих пословицах и поговорках.
Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем, каким же правилам речевого этикета нас учит народная
мудрость, рассмотрим пословицы и поговорки русского народа.
Запишите тему урока: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения
IV. Работа с пословицами.
Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил
речевого поведения.
Итак, правило 1. А что это за правило, вы ответите сами, когда ознакомитесь с пословицами
разных народов. Они перед вами. Попробуйте сформулировать это правило, а я вам помогу.
Ласковое слово не трудно, а скоро.
Доброе слово никого не достанет.
Доброе слово сказать – посошок (трость) в руки дать.
Ласковое слово и буйну голову смиряет.
Чему нас учат эти пословицы? Какое же это правило?
ЗАПИСЬ: Общаясь друг с другом, мы должны быть внимательными, добрыми, именно
доброе, ласковое слово нас окрыляет и вдохновляет. IV. «Делу время – потехе час. Физминутка.
Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:
Я пословиц много знаю,
Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).
Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)
V. Работа с пословицами.
Ребята, а какие правила речевого этикета, кроме умения говорить добрые слова еще важны в
речи, общении? Ответы детей: вежливость, приветливость, обходительность, корректность,
учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность, галантность. Хорошо,
правильно, но от чего еще зависит культура речевого поведения?
Итак, настало время сформулировать правило №2. Мы снова обращаемся к пословицам и
поговоркам русского народа:
Не торопись отвечать, торопись слушать.
Сперва подумай, а там и скажи.
Не спеши карать, сумей выслушать.
Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает.
Много крику, да мало толки.
ЗАПИСЬ: Важно быть хорошим слушателем, слушать внимательно, тактично, стараться не
перебивать.
V.
Задание в группах.
Важность
таких
качеств,
как
терпимость,
доброжелательность, выдержанность отражается в многочисленных русских пословицах и
поговорках, характеризующих этические нормы общения.
предупредительность,
тактичность,
А сейчас мы выполним задание. Я вам читаю пословицу, а вы указываете на правило речевого
поведения:
Умный не говорит, невежда не даёт говорить.
Язык один, уха два, раз скажи, два раза послушай.
(указывают на необходимость внимательно слушать собеседника)
Отвечает, когда его не спрашивают.
Дед говорит про курицу, а бабка про утку.
Вы слушайте, а мы будем молчать.
Глухой слушает, как немой речь говорит.
(указывают на типичные ошибки в построении беседы)
Все беды человека от его языка.
Корову ловят за рога, людей за язык.
Слово стрела, выпустишь не вернёшь.
евысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя.
Лучше недосказать, чем пересказать.
Мелет с утра до вечера, а послушать нечего.
Слово серебро молчание …золото.
(Предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова)
VI.
Домашнее задание. Сочинениерассказ по пословице.
VII. Вывод урока.
Мудрость речевого этикета народ веками собирал по крупицам. Это богатство нашло
отражение в жанрах устного народного творчества, в частности, пословицах и поговорках. Давайте сделаем вывод о роли пословиц и поговорок в нашей речи?
Русский язык богат на пословицы, поговорки и различные устойчивые выражения, в каждом из
которых отражен неповторимый колорит нашей страны, нашей культуры. В каждой из этих фраз
есть уникальные жемчужины мудрости, передаваемые из поколения в поколения, они помогают нам
в нашей речи. Соблюдая правила правила культурной, грамотной, любезной и вежливой речи, мы
найдем общий язык, будем жить в мире и согласии. И закончить наш урок мне бы хотелось такой
пословицей: Язык мал, да горами ворочает…
Использованные источники:
1. http://narbekovaak.narod.ru/index/04
2. http://weblocal.rudn.ru/weblocal/uem/ido/6/rlang/rl7.html
3. http://www.scienceforum.ru/2014/767/6035
4. http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00381274_0.html
Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"
Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"
Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.