Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"
Оценка 4.8

Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
16.01.2017
Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"
Учебно-методический материал представляет собой конспект урока по уроку элективного курса "Речевой этикет"и предназначен для обучающихся 7 класса на тему "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения". Урок проводится с целью формирования представлений обучающихся о речевом этикете в пословицах и поговорках.Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"
Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения .doc
7 класс Тема: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения Цель  урока: формирование   представлений   учащихся   о   речевом   этикете  в   пословицах   и поговорках. Задачи:   образовательные: познакомить обучающихся с пословицами и поговорками, отражающими правила речевого поведения; развивающие: формировать представления о правилах речевого поведения, побудить обучающих к анализу собственной речи, избавлению от слов­сорняков, учить анализировать собственную речь и речь собеседника воспитательные:   раскрыть мудрость, поучающий смысл пословиц и поговорок, способствовать формированию ценностей через малые жанры фольклора. Ход урока: I. Организационный момент.  II. Проверка домашнего задания.  На прошлом уроке мы говорили о речевом этикете, об интернациональных и национальных особенностях речевого этикета, в качестве домашнего задания вам было предложено ответить на проблемный   вопрос   «Зачем   надо   знать   речевой   этикет   других   народов?»   и   составить   памятку практических рекомендаций для туристов.  пословицах и поговорках. Сегодня мы продолжим говорить о правилах речевого этикета в малых жанрах фольклора ­ III. Подготовка к восприятию нового материала ­   Владение   речевым   этикетом   очень   важно   для   каждого   человека.   Это   необходимо   как   для уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих.  А.С.Пушкин сказал: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото». Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.  В русском языке существует огромное количество устойчивых выражений, отражающих не только народный фольклор и жизнь общества, но и правила и нормы данного языка. Так, важность речевого этикета отражается во многих пословицах и поговорках.  Сегодня на уроке мы, ребята, узнаем, каким же правилам речевого этикета нас учит народная мудрость, рассмотрим пословицы и поговорки русского народа. Запишите тему урока: Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения IV. Работа с пословицами. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения.  Итак, правило 1. А что это за правило, вы ответите сами, когда ознакомитесь с пословицами разных народов. Они перед вами.  Попробуйте сформулировать это правило, а я вам помогу. Ласковое слово не трудно, а скоро.   Доброе слово никого не достанет.   Доброе слово сказать – посошок (трость) в руки дать.   Ласковое слово и буйну голову смиряет.   Чему нас учат эти пословицы? Какое же это правило? ЗАПИСЬ:  Общаясь   друг   с   другом,   мы   должны   быть   внимательными,   добрыми,   именно доброе,  ласковое слово нас окрыляет и вдохновляет. IV. «Делу время – потехе час. Физминутка. Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной: Я пословиц много знаю, Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо). Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон) V. Работа с пословицами. Ребята, а какие правила речевого этикета, кроме умения говорить добрые слова еще важны в речи,   общении?   Ответы   детей:   вежливость,   приветливость,   обходительность,   корректность, учтивость,   почтительность,   тактичность,   деликатность,   любезность,   галантность.   Хорошо, правильно, но от чего еще зависит культура речевого поведения? Итак, настало время сформулировать  правило №2. Мы снова обращаемся к пословицам и поговоркам русского народа: Не торопись отвечать, торопись слушать.   Сперва подумай, а там и скажи. Не спеши карать, сумей выслушать.   Кто говорит, тот сеет; кто слушает — собирает. Много крику, да мало толки.      ЗАПИСЬ: Важно быть хорошим слушателем, слушать внимательно, тактично,   стараться не перебивать. V. Задание в группах. Важность  таких  качеств,  как    терпимость, доброжелательность,   выдержанность  отражается   в   многочисленных   русских   пословицах   и поговорках, характеризующих этические нормы общения.    предупредительность, тактичность, А сейчас мы  выполним задание. Я вам читаю пословицу, а вы указываете на правило речевого поведения:  Умный не говорит, невежда не даёт говорить.  Язык ­ один, уха ­ два, раз скажи, два раза послушай.  (указывают на необходимость внимательно слушать собеседника) Отвечает, когда его не спрашивают.  Дед говорит про курицу, а бабка ­ про утку.  Вы слушайте, а мы будем молчать.  Глухой слушает, как немой речь говорит.  (указывают на типичные ошибки в построении беседы) Все беды человека от его языка.  Корову ловят за рога, людей за язык.  Слово ­ стрела, выпустишь ­ не вернёшь.   евысказанное высказать можно, высказанное возвратить нельзя.  Лучше недосказать, чем пересказать.  Мелет с утра до вечера, а послушать нечего. Слово ­ серебро молчание …золото.  (Предупреждают об опасности пустого, праздного или обидного слова) VI. Домашнее задание. Сочинение­рассказ по пословице. VII. Вывод урока.  Мудрость   речевого   этикета   народ   веками   собирал   по   крупицам.   Это   богатство   нашло отражение в жанрах устного народного творчества, в частности, пословицах и поговорках. Давайте сделаем вывод о роли  пословиц и поговорок в нашей речи?  Русский язык богат на пословицы, поговорки и различные устойчивые выражения, в каждом из которых отражен неповторимый колорит нашей страны, нашей культуры. В каждой из этих фраз есть уникальные жемчужины мудрости, передаваемые из поколения в поколения, они помогают нам в нашей речи. Соблюдая правила  правила культурной, грамотной, любезной и вежливой речи,  мы найдем общий язык, будем жить в мире и согласии. И закончить наш урок мне бы хотелось такой пословицей: Язык мал, да горами ворочает… Использованные источники: 1. http://narbekova­ak.narod.ru/index/0­4 2. http://web­local.rudn.ru/web­local/uem/ido/6/rlang/rl7.html 3. http://www.scienceforum.ru/2014/767/6035 4. http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00381274_0.html

Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"

Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"

Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"

Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"

Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"

Конспект урока "Пословицы и поговорки, отражающие правила речевого поведения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017