Конспект урока "Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петра Гринева".
Оценка 5

Конспект урока "Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петра Гринева".

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
8 кл
21.11.2017
Конспект урока "Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петра Гринева".
Данный урок является первым в изучении произведения "Капитанская дочка" А.С. Пушкина. Это урок-исследование, на котором учащиеся должны проследить путь становления характера главного героя и сделать вывод о том, может ли герой стать настоящим офицером. В ходе урока запланирована работа с текстом, выборочный пересказ, беседа по прочитанному материалу.
Урок 21.docx
проследить развитие характера Петра Андреевича Гринёва; познакомить с понятиями «долг» и «честь»; дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе; Урок 21. Тема. Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петруши Гринева. Цели:  образовательные:  ­ ­ ­ развивающие: ­ ­          развивать способности к умозаключениям; ­          развивать навыки работы со словарями; воспитывающие: ­             в любви и дружбе, самопожертвование; ­ ­          воспитывать любовь к художественным произведениям. развивать умение учащихся анализировать текст; воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие   включить учащихся в философский поиск;                                             Ход урока. 1. Орг. момент. 2. Проверка д/з: чтение стихотворения наизусть («Пророк», «Поэт») 3. Актуализация знаний.  Беседа. ­ Скажите, кто такой офицер?          (офицер ­ лицо командного состава армии и флота, имеющее специальное образование). ­ Почему это звание почётно?         ( потому что офицеры олицетворяют собой защитника родины) ­ Какими качествами должен обладать офицер, чтобы им можно было гордиться?         (смелость, отвага, ответственность, честь, долг, порядочность) ­ Каждый ли может быть офицером?         (нет; только тот, кто готов взять на себя ответственность за своих подчинённых и безопасность  Родины).  Словарная работа. Честь – это достойные уважения окружающих и гордости моральные качества человека; его  соответствующие принципы. В.И. Даль: «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство  души и чистая совесть» Долг – добровольное моральное обязательство человека перед другими людьми. Порядочность – моральное качество человека, который всегда стремится выполнять свои обещания и не наносит умышленного вреда окружающим Ответственность – сознательное соблюдение моральных принципов и правовых норм, готовность  взять на себя груз принятия решения и санкций за неудачу не только своих действий, но и дествий  других людей. 4. Вхождение в проблему.  Вступительное слово учителя. ­ Мы не случайно начали урок с обсуждения личностных качеств офицеров. Произведение А.С.  Пушкина « Капитанская дочка», которое вы начали читать дома, как раз об этом. Итак, давайте  вспомним, как проходило детство Петруши Гринёва, кто занимался его воспитанием.  Работа с текстом. 1. Рассказ ученика о детстве героя. 2. Беседа по главе «Сержант гвардии». ­ Чему учил своего воспитанника  Архип Савельевич? ­ Почему в 12 лет ему наняли француза? ­ Кто больше принял участия в формировании характера Петра? ­ Какую роль в воспитании сыграл отец? Как Пётр к нему относился? Почему? ­ Почему отец отправляет Петра служить не в Петербург, а в Оренбург? ­ Какой наказ дал отец Петру? Почему он считал, что это самое главное в жизни? 5. Конструирование проблемной ситуации.  ­ В ходе дальнейшей работы над произведением вы должны выяснить «Сможет ли Пётр Гринёв стать  настоящим офицером?» ­ Какие действия для поиска ответа на этот вопрос вам необходимо совершить? Какие задачи для  себя вы поставите? 6. Исследовательская  работа по образу Петра Гринёва «Становление характера» ­ Мы впервые встречаем Петрушу недорослем, шалопаем­мальчишкой. Когда Пётр совершает свои  первые взрослые поступки? Найдите в тексте эти эпизоды.          (отдаёт долг Зурину и просит прощение у Савельича) ­ Почему эти поступки важные в становлении характера?          ( проиграл – нужно отдать долг;            провинился – попроси прощения). ­ Найдите в тексте размышления Петра после размолвки с Савельичем, когда он остаётся наедине со  своими мыслями. ­ Какие чувства он испытывает? Почему?           (ему стыдно, что он обидел Савельича) ­ Как характеризует его тот факт, что он просит прощения? Ведь Савельич – слуга, к которым обычно господа  относились с пренебрежением.           (для Петра Савельич – не просто слуга, он его близкий человек) ­ Какой ещё поступок говорит нам о Гринёве, как о человеке порядочном, великодушном?          (дарит тулуп провожатому) ­ Почему этот поступок возвышает его даже над Савельичем?          ( для Гринёва провожатый – просто человек, который оказал ему услугу в трудной ситуации) ­ Какая черта характера проявляется здесь у Гринёва?          (умение быть благодарным) 7. Ответ на проблемный вопрос.. ­ Можем ли мы сказать, что за время путешествия  Гринёв повзрослел?  ­ Какие черты героя, заложенные ещё его отцом, теперь сформировались в его характере?         (честность, милосердие, умение быть благодарным, доброта). ­ Сможет ли, по­вашему, Пётр Гринёв стать в дальнейшем  настоящим офицером?  8. Составление синквейна. «Пётр Гринёв». 1. Дворянин. 2. Честный, порядочный. 3.  Взрослеет, мужает, учится.  4. Достоин звания офицера. 5. Честь. 8. Рефлексия. ­ Как вы оцениваете свою работу на уроке? ­ Ответили ли вы на проблемный вопрос? ­ Какие новые знания получили?  ­ Какой новый жизненный опыт приобрели?  ­ Что захотите рассказать о сегодняшнем уроке своим друзьям? Родителям? 9. Д\з. 1) Индивидуальные задания:                а) правила дуэли на шпагах;                б) история восстания Емельяна Пугачёва.            2) Подобрать материал для сравнительной характеристики Гринёва и Швабрина в главах  «Крепость», «Поединок», «Приступ», «Мятежная слобода», «Сирота», «Суд».

Конспект урока "Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петра Гринева".

Конспект урока "Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петра Гринева".

Конспект урока "Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петра Гринева".

Конспект урока "Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петра Гринева".

Конспект урока "Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петра Гринева".

Конспект урока "Повесть «Капитанская дочка». Формирование характера и взглядов Петра Гринева".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017