Данная методическая разработка урока, построена в соответствии с требованиями школьной программы, адекватно структуре учебника «Русский язык. 5 класс» авторов Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибабы (М., 1999 и последующие издания).
Данная разработка — результат изучения положительного опыта работы учителей-словесников, попытка осмысления достижений практики и внедрения в учебный процесс эффективных форм и приемов обучения, в первую очередь Богдановой Г.А. Данные конспекты – это «переделки» в большей или меньшей степени конспектов Богдановой Г.А.
В основу каждого плана положен принцип: ход содержание каждого урока должны быть ориентированы на достижение конкретного результата, то есть на овладение определенными умениями и навыками и УУД.
Уроки планировались с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми должны были овладеть пятиклассники в процессе изучения русского языка в начальной школе. Опора на них позволяет избежать дублирования уже известного учащимся материала.
5 кл ря.doc
Знать: о глаголе как части речи.
Уметь: находить изученную часть речи; обосновывать правильность выбора орфограммы
при написании глагола; использовать глагол в речи.
Урок 18. Глагол
I. Выразительное чтение записанного на доске отрывка из стихотворения А. Н.
Плещеева «Весна».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи...
— Определите тему текста. Какова роль глаголов в нем? (Передается движение
природы, зрительные и слуховые впечатления.)
— Выпишите глаголы, выделите в них окончания, определите, на какие
морфологические признаки они указывают.
— Что вы можете рассказать о словах с данными частями слова:
…
— От чего зависит написание личных окончаний глаголов? Как определяется
? Приведите примеры слов этой части речи.
, …
спряжение глагола?
Учащиеся должны усвоить способ действия по определению спряжения глагола: а)
выяснить, ударные или безударные окончания (если ударные, то спряжение глагола
определяется по ним: жмут — I спр.; кричат — II спр.); б) если окончания безударные,
поставить глагол в неопределенную форму; в) выяснить, оканчивается ли он на ить или
является исключением (тогда это глагол II спряжения); если нет, то это глагол I
спряжения.
II. Учащиеся определяют спряжение глаголов (работа проводится устно).
Строить город, писать письмо, слышать свист, гореть в костре, спать на воздухе, держать
книгу, таять на солнце.
— Почему спряжение глаголов спать, гореть нельзя определять по
неопределенной форме? В каких случаях спряжение глагола определяется по начальной
форме? Почему глаголы держать, слышать относятся ко II спряжению? (Это глаголы
исключения.) Какие еще глаголыисключения вы знаете?
— Запомните написание начальной формы глаголов: таять, реять, веять, сеять,
чуять, лаять, каяться, маяться, надеяться, лелеять — I спряжения; клеить — II
спряжения.
III. Запись в «Словарь корней».
Развитие, развивать (ребенка), завиваются (кудри).
Составить (устно) с этими словами предложения.
IV. Выразительное чтение отрывков из стихотворений А. Барто (с. 31).
Благодаря какой особенности произношения глаголов на тся, ться рифмуются
вторая и четвертая, первая и третья строчки?
З а п о м н и т е: в конце глаголов никогда не пишется ца! Такие конечные буквы
возможны лишь в написании имен существительных. Например: курица, красавица, птица,
синица.
1 V. Наблюдения на с. 31.
— Чем определяется выбор ться, тся в глаголах? (Вопросом ч т о д е л а т ь?
— купаться, ч т о д е л а ю т? — купаются.)
VI. Закрепление материала.
1. При выполнении упр. 77 формируется умение определять способ действия при
выборе написания ться, тся:
1) установить, от какого слова зависит глагол;
2) поставить к глаголу вопрос от слова, к которому он относится, определить
форму глагола;
3) вспомнить правило написания (в неопределенной форме ь пишется, в 3м лице
— не пишется).
2. От слов слеза, лечить, вить, сеять образуйте глаголы на ться, тся. С 2—3
из них составьте и запишите предложения Графически объясните написание ться, тся.
О б р а з е ц з а п и с и:
домашнее задание: § 16, упр. 78.
2
Конспект урока "Повторение пройденного о глаголе"
Конспект урока "Повторение пройденного о глаголе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.