Конспект урока литературы в 5 классе:
П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»
Тема урока: Бажов П.П. «Медной горы хозяйка»
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка».
Цели: образовательные: познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова; ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различия со сказкой;
развивающие: продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память, логическое мышление, речь;
воспитательные: воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.конспект
Конспект урока литературы в 5 классе:
П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»
Тема урока: Бажов П.П. «Медной горы хозяйка»
Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла
Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка».
Цели: образовательные: познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П.
Бажова; ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра
– сказа, показать его сходства и различия со сказкой;
развивающие: продолжать обучение выразительному чтению, устному
монологическому высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с
текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память,
логическое мышление, речь;
воспитательные: воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
Тип урока: урок изучения нового.
Требования к уроку: уметь выразительно читать;
знать методику работы с текстом.
Оборудование: учебники, наглядности (выставка книг, портрет писателя,
фрагмент аудио сказки), мультимедийная техника.
Организация класса: на перемене подготовить рабочие места, привести в
порядок оборудование.
На доске эпиграф: И в малахитовой живет она светелке.
Там, что у Медной, у горы.
Глаза Хозяйки – звезд ночных осколки…
Попробуй ты, возьми ее дары…
(О. Довгаль)
План урока: Время:
1. Организационный момент: 1 мин.
приветствие;
самопрезентация;
2. Проверка домашнего задания 7 мин.
3. Знакомство с биографией 7 мин.
4. Отличительные особенности сказа и сказки 4 мин.
5. Словарная работа 4 мин.
6. Первичное комментированное чтение 19 мин.
7. Домашнее задание 1 мин.
8. Итог урока 1 мин.
9. Рефлексия 1 мин.
10.Оценивание 1 мин.Ход урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста.
Меня зовут Алина Дмитриевна, я студентка педагогического института им.
М.Е. Евсевьева.
2.
Проверка домашнего задания.
На прошлых уроках вы познакомились с творчеством С.Есенина, на дом вам
было дано задание выучить наизусть одно из стихотворений. Кто хочет
рассказать?
Какая основная тема звучит в творчестве Есенина
Родина
Какой он ее видит?
Есенин родился в средней полосе России и воспевал ее, а сегодня мы с вами
познакомимся со знаменитым уральским сказителем Павлом Петровичем
Бажовым, который тоже любил свою Родину, видел в ней особую поэзию и
красоту, которая живет не только в ее лесах и полях, но и людях, в их характерах.
3. Знакомство с биографией (слово учителя).
Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая
борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по
городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к
имени писателя.
Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего
на горном заводе под Екатеринбургом. С детства нравились ему, легенды, сказки
и песни родного Урала.
Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить,
предвещать.
У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им
свои произведения.
Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы.
Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу
дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих
рассказов дедушка Слышко (так его звали изза его вечной присказки «слышко»)
знал множество.
В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех
ребят – П.П. Бажов.
Павел Петрович не просто пересказал услышанное когдато от деда Хмелинина,
он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и
поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка»,
который увидел свет в 60й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года
в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской
конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало с глазами,
стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели.
4. Отличительные особенности сказа и сказки.
В начале урока я сказала, что мы познакомимся со сказателем Бажовым.
К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель
(сказка).
Действительно они похожи, посмотрите, “сказ” и “сказка” – очень близкие
слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая.
Ребята, а что такое сказка?
А сказ?
Ребята, Сказка – жанр русского народного или литературного творчества,
рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях,
героях.
Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него
характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно
фантастическим миром фольклора, т.е.
Сказ –
это повествование, ведущееся от лица рассказчика;
не имеет зачина;
имеет реальную основу.
Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка?
Давайте прочитаем и запомним отличительные черты сказа и сказки:
Отличительные черты сказки:
Волшебные герои – добрые и злые
Нет рассказчика
Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание
Не имеют реальной основы.
Вам теперь понятно, что такое сказ и сказка?
Отличительные черты сказа:
Герои – люди обыкновенные
Фольклорная первооснова
Присутствие рассказчика – человека из народа
Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования.
Ребята, вы и раньше встречались со Сказом. Вспомните, пожалуйста,
произведения – сказы. Их, кстати, тоже написал Бажов. («Огневушка
поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец»,«Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка»)
5. Словарная работа:
Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением П.П.Бажова «Медной
горы хозяйка». В тексте вам будут встречаться незнакомые слова и выражения.
Давайте разберем их.
Оба в горе робили оба работали в шахте на руднике, добывали малахиткамень
Артутьдевкадевушка, подвижная как ртуть
Лопочет говорит про себя
Одежаодежда
Мудровать зд. В значении пошутить
Даром глаза пялишь просто так смотришь
Виду не оказывает показывает
Обробеть – струсить
Наигрыш вести заговаривать
Земли незнатко – невидно
Признал меня узнал меня
Парню забедно стало – обидно
Я в горе роблю работаю
Душному козлу – вонючему
Железную шапку ломать
Изробленный измученный
Воротилисьвернулись
6. Первичное комментированное чтение.
Начинаем читать. Я буду останавливать читающего и продолжать будет другой,
поэтому следите за чтением.
Ответьте на вопросы:
1.Что добывали в горах (шахтах)?
Малахитруду, лазаревку
2.Опишите молодогонеженетика?
Молодой, неженатый, в глазах зеленью отливать стало.
3.Опишите девку, которую увидел Степан.
Коса сизачерная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к
спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко
этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам
дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое
крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под
ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На
ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом,
артутьдевка.
4.Что это за «девка»?
Хозяйка
5. Что поразило его в Хозяйке?Коса
6.Как звали парня?
Степан Петрович
7.Что она просила его не раздавить?
Свое войско ящерок
8.А почему она окружила его ящерками?
9.Что увидал Степан под ногами?
Руду медную
10.Что Хозяйка попросила сделать Степана?
Передать приказчику, чтобы он убирался с Медной горы
11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу?
Выйти за него замуж
12.В кого превратилась Хозяйка?
В ящерку
13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный
выполнить поручение Хозяйки медной горы?
Дома, закончив чтение вы узнаете смог ли Степан выполнить задание Хозяйки.
7. Домашнее задание.
Откройте дневники и запишите домашнее задание: дочитать произведение
«Медной горы хозяйка» и нарисовать самый запомнившийся эпизод, героев
8. Итог урока.
С каким писателем мы сегодня познакомились? (Бажовым)
Когда он родился? (Родился он 28 января 1879 г.)
В каком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? (1939 г.)
С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? («Медной горы хозяйка»)
Молодцы.
9. Рефлексия.
Что нового вы узнали?
Что было сложно?
9. Оценивание.
Наш урок подошел к концу. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что заработал
сегодня «5», кто «4»? Молодцы. Вы все сегодня отлично работали. Спасибо за
урок. До новых встреч.