Конспект урока "П.П. Бажов «Медной горы хозяйка»" 5 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 07.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока литературы в 5 классе: П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Тема урока: Бажов П.П. «Медной горы хозяйка» Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка». Цели: образовательные: познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова; ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходства и различия со сказкой; развивающие: продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память, логическое мышление, речь; воспитательные: воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.конспект
Иконка файла материала конспект.docx
Конспект урока литературы в 5 классе: П.П. Бажов «Медной горы хозяйка» Тема урока: Бажов П.П.  «Медной горы хозяйка» Задачи:  познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя Павла  Петровича Бажова, с его сказом «Медной горы Хозяйка». Цели: образовательные: познакомить учащихся с личностью и творчеством П.П. Бажова;  ввести учащихся в художественный мир необычного в литературе жанра  –  сказа, показать его сходства и различия со сказкой;             развивающие: продолжать обучение выразительному чтению, устному  монологическому  высказыванию; пересказу эпизода; развивать навыки работы с  текстом,  умение наблюдать, обобщать и делать выводы; развивать память,   логическое мышление, речь;              воспитательные: воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес. Тип урока: урок изучения нового. Требования к уроку: уметь выразительно читать;                                        знать методику работы  с текстом. Оборудование: учебники, наглядности (выставка книг, портрет писателя,  фрагмент аудио сказки), мультимедийная техника. Организация класса: на перемене подготовить рабочие места, привести в  порядок  оборудование. На доске эпиграф: И  в малахитовой живет  она  светелке.                                    Там,  что  у  Медной, у горы.                                    Глаза Хозяйки – звезд ночных осколки…                                    Попробуй ты,  возьми ее дары…                                                                 (О. Довгаль)            План урока:                                                                                Время: 1. Организационный момент:                                                           1 мин. ­приветствие; ­самопрезентация; 2. Проверка домашнего задания                                                      7 мин. 3. Знакомство с биографией                                                              7 мин. 4. Отличительные особенности сказа и сказки                            4 мин. 5. Словарная работа                                                                           4  мин. 6. Первичное  комментированное чтение                                      19 мин.          7. Домашнее задание                                                                           1 мин. 8. Итог урока                                                                                        1 мин. 9. Рефлексия                                                                                         1 мин. 10.Оценивание                                                                                      1 мин.Ход урока:  1. Организационный момент ­Здравствуйте! Присаживайтесь, пожалуйста. ­Меня зовут Алина Дмитриевна, я ­ студентка педагогического института им.  М.Е. Евсевьева.  2.  Проверка домашнего задания. ­На прошлых уроках вы познакомились с творчеством С.Есенина, на дом вам  было дано задание выучить наизусть одно из стихотворений. Кто хочет  рассказать?  ­Какая основная тема звучит в творчестве Есенина ­Родина ­Какой он ее видит? ­Есенин родился в средней полосе России и воспевал ее, а сегодня мы с вами  познакомимся со знаменитым уральским сказителем Павлом Петровичем  Бажовым, который тоже любил свою Родину, видел в ней особую поэзию и  красоту, которая живет не только в ее лесах и полях, но и людях, в их характерах. 3. Знакомство с биографией  (слово учителя).                                                       Ещё при жизни его называли добрым волшебником. У него была пушистая белая  борода и живые, необыкновенно лучистые весёлые глаза. И когда он ходил по  городу, его сразу узнавали – это наш Бажов! Слово «наш» часто добавляли к  имени писателя. Родился он 28 января 1879 г. в Сысерти, на Урале, в семье мастера, работавшего  на горном заводе под Екатеринбургом.  С детства нравились ему, легенды, сказки  и песни родного Урала.   Фамилия Бажов происходит от местного слова «бажить» – то есть ворожить,  предвещать.  У Бажова и прозвище уличное было Колдунков. Позже он будет подписывать им  свои произведения. Ещё мальчишкой услышал он интересную историю о тайнах Медной горы.  Сысертские ребятишки любили прибегать к дедушке Хмелинину (сторожу  дровяных складов при Полевском заводе), чтобы послушать его рассказы. А этих  рассказов дедушка Слышко (так его звали из­за его вечной присказки «слыш­ко»)  знал множество.   В Екатеринбурге, в этом доме, жил и работал уральский сказочник, друг всех  ребят – П.П. Бажов.  Павел Петрович не просто пересказал услышанное когда­то от деда Хмелинина,  он создал талантливые произведения, необычные по своему жанру – сказы.Долгие годы Бажов собирал Сказы, как камни в Малахитовую шкатулку, и  поэтому самый полный сборник Сказов носит название «Малахитовая шкатулка»,  который увидел свет в 60­й день рождения Павла Петровича, 28 января 1939 года  в Свердловске. Работал он по ночам, когда дом затихал. Писал, стоя за отцовской конторкой, самодельной ручки машинки. А когда совсем плохо стало  с глазами,  стал печатать на машинке, которую ему подарили писатели. 4. Отличительные особенности сказа и сказки. ­В начале урока я сказала, что мы познакомимся со сказателем Бажовым. ­ К какому слову очень близко по звучанию и содержанию слово сказитель  (сказка). ­Действительно они похожи, посмотрите,  “сказ” и “сказка” – очень близкие  слова. Но есть между ними разница. Давайте выясним какая. ­Ребята, а что такое сказка? ­А сказ? ­Ребята,   Сказка – жанр русского народного или литературного творчества,  рассказывающий о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях,  героях. ­Сказ – жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды; для него  характерно сочетание точных зарисовок народного быта и нравов со сказочно­ фантастическим миром фольклора, т.е. Сказ – ­ это повествование, ведущееся от лица рассказчика; ­ не имеет зачина; ­ имеет реальную основу. ­Как вы думаете, чем отличается сказ и сказка?  ­Давайте прочитаем и запомним отличительные черты сказа и сказки: Отличительные черты сказки: Волшебные герои – добрые и злые Нет рассказчика Чтобы произошло волшебство, герою надо произнести заклинание Не имеют реальной основы. ­Вам теперь понятно, что такое сказ и сказка? Отличительные черты сказа: Герои – люди обыкновенные Фольклорная первооснова Присутствие рассказчика – человека из народа Волшебство и таинственность – неотъемлемая часть повествования. ­Ребята, вы и раньше встречались со Сказом. Вспомните, пожалуйста,  произведения – сказы.  Их, кстати, тоже написал Бажов. («Огневушка­ поскакушка», «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Синюшкин колодец»,«Чугунная бабушка», «Медной горы хозяйка») 5. Словарная работа: ­Сегодня мы с вами начнем знакомиться с произведением П.П.Бажова «Медной  горы хозяйка». В тексте вам будут встречаться незнакомые слова и выражения.  Давайте разберем их. Оба в горе робили­ оба работали в шахте на руднике, добывали малахит­камень Артуть­девка­девушка, подвижная как ртуть Лопочет­ говорит про себя Одежа­одежда Мудровать­ зд. В значении пошутить Даром глаза пялишь­ просто так смотришь Виду не оказывает ­ показывает Обробеть – струсить Наигрыш вести­ заговаривать Земли незнатко – невидно Признал меня­ узнал меня Парню забедно стало – обидно Я в горе роблю ­ работаю  Душному козлу – вонючему Железную шапку ломать­ Изробленный­ измученный Воротились­вернулись 6. Первичное комментированное чтение. ­Начинаем читать.  Я буду останавливать читающего и продолжать будет другой,  поэтому следите за чтением. Ответьте на вопросы: 1.Что добывали в горах (шахтах)? ­Малахит­руду, лазаревку 2.Опишите молодого­неженетика? ­Молодой, неженатый, в глазах зеленью отливать стало. 3.Опишите девку, которую увидел Степан. ­Коса сиза­черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к  спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам  дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое  крутое колесо — на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На  ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом,  артуть­девка. 4.Что это за «девка»? ­Хозяйка 5. Что поразило его в Хозяйке?­Коса  6.Как звали парня? ­Степан Петрович 7.Что она просила его не раздавить? ­Свое войско ящерок 8.А почему она окружила его ящерками? 9.Что увидал Степан под ногами? ­Руду медную 10.Что Хозяйка попросила сделать Степана? ­Передать приказчику, чтобы он убирался с Медной горы 11.Что она ему пообещала Степану, если он выполнит ее просьбу? ­Выйти за него замуж 12.В кого превратилась Хозяйка? ­В ящерку 13. Как в думаете какими качествами долен обладать человек, способный  выполнить поручение Хозяйки медной горы? ­Дома, закончив чтение вы узнаете смог ли Степан выполнить задание Хозяйки. 7. Домашнее задание. ­Откройте дневники и запишите домашнее задание: дочитать произведение  «Медной горы хозяйка» и нарисовать самый запомнившийся эпизод, героев 8. Итог урока. ­С каким писателем мы сегодня познакомились? (Бажовым) ­Когда он родился?  (Родился он 28 января 1879 г.) ­В каком году вышла книга «Малахитовая шкатулка»? (1939 г.) ­С каким сказом мы сегодня начали знакомиться? («Медной горы хозяйка») ­Молодцы.      9.  Рефлексия.  ­Что нового вы узнали? ­ Что было сложно? 9. Оценивание. ­Наш урок подошел к концу. Встаньте, пожалуйста, те, кто считает, что заработал сегодня «5», кто «4»? Молодцы. Вы все сегодня отлично работали. Спасибо за  урок. До новых встреч.

Посмотрите также