Тема «Правописание сочетаний ЖИ – ШИ; ЖЕ – ШЕ.
Цель: формировать навык правописания сочетаний жи-ши, же-ше; развивать речь мышления, внимания, воображения, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.
1. Организационный момент
-Здравствуйте, ребята и гости. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.
- Садитесь, пожалуйста, и поприветствуйте друг друга.
Здравствуй друг,
Как ты тут.
Ты пришел, -
Хорошо!
- Сегодня на уроке мы отправимся в сказочное путешествие к волшебному замку «Буквосочетаний» По пути вы будете отвечать на вопросы и зарабатывать бонусы для того, чтобы подняться в замок. Кто на какую ступеньку поднимется, зависит от вас и об этом мы узнаем в конце урока.
2. Создание проблемной ситуации
- На доске записаны слова (учитель читает)
ЕЖИ КОШЕЧКА МАШИНА ЖЕРЕБЕНОК
-Найдите среди записанных слов лишнее и объясните почему.
(Лишнее слово МАШИНА, потому что это транспортное средство, а остальные животные)
- А какое слово мы ещё можем исключить?
(Лишнее слово ЕЖИ, т.к. это слово нельзя перенести)
-Вспомним правила переноса.
(1. Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.
(2. Одну букву оставлять и переносить нельзя.
(3. Буквы Й, Ь, Ъ остаются с буквой за которой они стоят)
- Чем похожи эти слова
(В каждом слове есть шипящий согласный)
- Какие шипящие согласные встречаются в данных словах?
(В данных словах встречаются шипящие согласные Же и Ша)
- Посмотрите, ребята, какие буквы пишутся после шипящих согласных и попробуйте вывести тему нашего путешествия.
(ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЖЕ – ШЕ пиши с буквой Е)
3.Сообщение темы и цели урока
- Да, ребята, тема нашего урока – «Путешествие в страну Буквосочетаний»
Нам предстоит узнать, какие буквы живут в стране Буквосочетаний, с кем они дружат, а с кем нет, мы попробуем разгадать их секреты и найти на все вопросы ответы.
-Откройте свои тетради и запишите дату нашего путешествия.
- Посмотрите к кому мы идем в гости.
- Правильно, к буквосочетаниям ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ.
- Чтобы не забыть, как их зовут, мы запишем буквосочетания очень красиво в тетрадях, но сначала проведем гимнастику для пальчиков.
4. Гимнастика для пальцев
· Мы топали, мы топали, до тополя дотопали.
До тополя дотопали, чуть ноги не оттопали.
· Кулачок – ладошка, я иду, как кошка! – 3 раза
5. Минутка чистописания
жИ шИ жЕ шЕ жиши жеше
- Посмотрите на доску, скажите, что на ней записано?
В лесу ёжик жил, зверям одежду шил.
(На доске написано предложение)
-Зачитай его нам. 1 ученик читает вслух, остальные про себя.
- Докажите, что это действительно предложение.
(Предложение начинается с большой буквы, а заканчивается точкой)
(Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу)
-Ответьте на вопрос: Почему именно ёжик шил зверям одежду?
(Потому что у ёжика иголки)
- Найдите в предложении слова, которые отличаются одной буквой
(Слова жил – шил отличаются одной буквой Ж и Ш)
- Какое правило спрятано в этих двух словах?
(ЖИ – ШИ пиши с буквой И)
- Ищем опасные места в словах.
(Лесу – безударная гласная Е. Проверочное слово ЛЕС)
(Зверям – безударная гласная Е. Проверочное слово ЗВЕРЬ)
-Запишите с красной строки предложение в тетрадь. (1 ученик - диктует)
-Выделите кружочком сочетания ЖИ – ШИ (1 ученик – у доски)
-Задание по вариантам: 1 вариант – подчеркивает в предложении парные согласные буквы; 2 вариант непарные согласные буквы.
(Проверяем задание)
6. Актуализация знаний
-Мы научились с вами правильно писать буквосочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, но на этом наши препятствия не заканчиваются. Замок Буквосочетаний уже виден, но нас ждёт следующее препятствие. Давайте его преодолеем.
- Мы сейчас узнаем, какой рюкзак знаний вы дома собрали в дорогу.
- Я буду вам показывать ряд картинок, ваша задача найти лишнюю и объяснить, почему она лишняя.
РОМАШКА ЛАНДЫШ КАМЫШ РОЗА
ЁЖИК ЕЖЕВИКА ХОМЯК ЖИРАФ (Нет шипящего звука)
- Словарная работа КАМЫШ ЕЖЕВИКА (Запишите в столбик эти два слова)
-Постараемся определить, сколько в словах КАМЫШ и ЕЖЕВИКА букв и звуков, но вначале ответьте на вопрос:
· Какие буквы и когда обозначают два звука (Ответ ученика)
- Так, сколько же в слове КАМЫШ И ЕЖЕВИКА букв и звуков. (Ответы учеников)
- Назовите мне все звуки слова ЕЖЕВИКА (Ответ: )
7.Физкультминутка
Я вижу, что вы в путешествии устали. Давайте сделаем небольшой привал.
8. Работа над новым материалом
- Ребята, вы готовы узнать секреты букв Же и Ша? Тогда ответьте мне на 3 вопроса:
ü Буквы Ж и Ш твердые или мягкие?
(Буквы Ж и Ш – это твердые согласные)
ü Какие гласные пишутся после твердых согласных?
(После твердых согласных пишутся гласные АОУЫЭ)
ü А что делают гласные ЕЁЮЯИ?
(Гласные ЕЁЮЯИ делают мягким предыдущий согласный)
- Вы правильно ответили на вопросы, и сейчас я открою вам секрет. Когда-то буквы Ж и Ш были мягкими. И после них писали гласные И,Е. Но было неудобно произнести. Попробуйте сами произнести слова ЖИР и ЖЕЛЕЗО мягко. Поэтому Ж и Ш со временем затвердели, но они настолько привыкли к своим соседям И и Е, что не захотели с ними расставаться. И тогда Царь русского языка издал указ:
Повелеваю, писать после Ж, Ш гласные И, Е.
- Сверим по нашему учебнику на верном ли мы пути стр.75
(1 ученик читает правило)
-Заработать бонусы нам поможет упражнение 111 и карточки.
- 1-я группа путешественников выполняет задание по карточкам самостоятельно(1 ученик за доской), а 2-я вместе со мной упражнение в котором нужно изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Записать эти пары слов в тетрадь.
9. Работа над новым материалом
- Нам осталось совсем чуть-чуть, замок уже виден. Но путь нам преградила река, нужно построить из слогов слова и записать их:
ЖИ ХИ НА, ЛЁК ШЕ КО, ЛЕ ЗО ЖЕ, ЖА ЛУ, ШИ У, ДЕЦ МО ЛО.
(ХИЖИНА, КОШЕЛЁК, ЖЕЛЕЗО, ЛУЖА, УШИ МОЛОДЕЦ)
- Разделим правильно полученные слова на слоги и переправимся на другой берег.
(ХИ-ЖИ-НА, КО-ШЕ-ЛЁК, ЖЕ-ЛЕ-ЗО, ЛУ-ЖА, У-ШИ, МО-ЛО-ДЕЦ)
- Если бы мы делили слова для переноса, были бы у нас ошибки?
(Была бы ошибка в слове УШИ, т.к. 1 букву оставлять и переносить нельзя)
10. Подведение итогов. Рефлексия
-Молодцы, ребята! Двери замка нам открыты и ни одна ошибка нам не страшна.
-Вспомним:
ü Какие буквы живут в замке? (В замке живут буквы Ж, Ш)
ü С кем они очень хорошо дружат? (Они дружат с буквами Е И)
ü Узнали ли мы секрет буквосочетаний? (Пишем с Е,И, а слышим Э,Ы)
-Подсчитайте свои бонусы:
Кто набрал
§ 5 и более бонусов – стал лучшим другом букв Ж,Ш
§ 3-4 бонуса – другом букв Ж,Ш
§ 1-2 бонуса – приятелем букв Ж,Ш
§ 0 бонусов – знакомым букв Ж,Ш
11.Домашнее задание
В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать одно из буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ и придумать слова, где оно встречается и записать в тетрадку. Нарисовать рисунок о том, как мы сегодня путешествовали.
- Наше путешествие сегодня не заканчивается. На следующих уроках мы будем с вами раскрывать секреты других буквосочетаний, выполнять интересные задания. Нас ждут удивительные приключения. До новых встреч, друзья!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.