Конспект урока "Правописание ЖИ - ШИ и ЖЕ - ШЕ"
Оценка 4.8

Конспект урока "Правописание ЖИ - ШИ и ЖЕ - ШЕ"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русский язык
1 кл
05.11.2018
Конспект урока "Правописание ЖИ - ШИ и ЖЕ - ШЕ"
Урок для первоклассников должен быть не только познавательным и полезным, но в первую очередь интересным. Только играя учитель может достигнуть поставленных целей - формировать навык правописания сочетаний жи-ши, же-ше; развивать речь мышления, внимания, воображения, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.
ЖИ ШИ ЖЕ ШЕ.docx

Тема «Правописание сочетаний ЖИ – ШИ; ЖЕ – ШЕ.

Цель: формировать навык правописания сочетаний жи-ши, же-ше; развивать речь мышления, внимания, воображения, словарный запас, творческое воображение, орфографическую зоркость.

1.     Организационный момент

-Здравствуйте, ребята и гости. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие, радость от работы друг с другом и стали добрее.

- Садитесь, пожалуйста, и поприветствуйте друг друга.

Здравствуй друг,

Как ты тут.

Ты пришел, -

Хорошо!

- Сегодня на уроке мы отправимся в сказочное путешествие к волшебному замку «Буквосочетаний» По пути вы будете отвечать на вопросы и зарабатывать бонусы для того, чтобы подняться в замок. Кто на какую ступеньку поднимется, зависит от вас и об этом мы узнаем в конце урока.

2.  Создание проблемной ситуации

- На доске записаны слова (учитель читает)

ЕЖИ         КОШЕЧКА   МАШИНА      ЖЕРЕБЕНОК

-Найдите среди записанных слов лишнее и объясните почему.

(Лишнее слово МАШИНА, потому что  это транспортное средство, а остальные животные)

- А какое слово мы ещё можем исключить?

(Лишнее слово ЕЖИ, т.к. это слово нельзя перенести)

-Вспомним правила переноса.

(1.  Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.

(2.  Одну букву оставлять и переносить нельзя.

(3.  Буквы Й, Ь, Ъ остаются с буквой за которой они стоят)

- Чем похожи эти слова

(В каждом слове есть шипящий согласный)

- Какие шипящие согласные встречаются в данных словах?

(В данных словах встречаются шипящие согласные Же и Ша)

- Посмотрите, ребята, какие буквы пишутся после шипящих согласных и попробуйте вывести тему нашего путешествия.

(ЖИ – ШИ пиши с буквой И, ЖЕ – ШЕ пиши с буквой Е)

3.Сообщение темы и цели урока

- Да, ребята, тема нашего урока – «Путешествие в страну Буквосочетаний»

Нам предстоит узнать, какие буквы живут в стране Буквосочетаний, с кем они дружат, а с кем нет, мы попробуем разгадать их секреты и найти на все вопросы ответы.

-Откройте свои тетради и запишите дату нашего путешествия.

- Посмотрите к кому мы идем в гости.

- Правильно, к буквосочетаниям ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ.

- Чтобы не забыть, как их зовут, мы запишем буквосочетания очень красиво в тетрадях, но сначала проведем гимнастику для пальчиков.

4. Гимнастика для пальцев

·        Мы топали, мы топали, до тополя дотопали.

До тополя дотопали, чуть ноги не оттопали.

·        Кулачок – ладошка, я иду, как  кошка! – 3 раза

5. Минутка чистописания

    жИ      шИ      жЕ     шЕ       жиши       жеше

- Посмотрите на доску, скажите, что на ней записано?

В лесу ёжик жил, зверям одежду шил.

(На доске написано предложение)

-Зачитай его нам. 1 ученик читает вслух, остальные про себя.

- Докажите, что это действительно предложение.

(Предложение начинается с большой буквы, а заканчивается точкой)

(Предложение – это слова, связанные между собой по смыслу)

-Ответьте на вопрос: Почему именно ёжик шил зверям одежду?

(Потому что у ёжика иголки)

- Найдите в предложении слова, которые отличаются одной буквой

(Слова жил – шил  отличаются одной буквой Ж и Ш)

- Какое правило спрятано в этих двух словах?

(ЖИ – ШИ пиши с буквой И)

- Ищем опасные места в словах.

(Лесу – безударная гласная Е. Проверочное слово ЛЕС)

(Зверям – безударная гласная Е. Проверочное слово ЗВЕРЬ)

-Запишите с красной строки предложение в тетрадь. (1 ученик  - диктует)

-Выделите кружочком сочетания ЖИ – ШИ (1 ученик – у доски)

-Задание по вариантам: 1 вариант – подчеркивает в предложении парные согласные буквы; 2 вариант непарные согласные буквы.

(Проверяем задание)

6. Актуализация знаний

-Мы научились с вами правильно писать буквосочетания ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ, но на этом наши препятствия не заканчиваются. Замок Буквосочетаний уже виден, но нас ждёт следующее препятствие. Давайте его преодолеем.

- Мы сейчас узнаем, какой рюкзак знаний вы дома собрали в дорогу.

- Я буду вам показывать ряд картинок, ваша задача найти лишнюю и объяснить, почему она лишняя.

РОМАШКА    ЛАНДЫШ    КАМЫШ    РОЗА

ЁЖИК   ЕЖЕВИКА   ХОМЯК   ЖИРАФ (Нет шипящего звука)

- Словарная работа КАМЫШ     ЕЖЕВИКА  (Запишите в столбик эти два слова)

-Постараемся определить, сколько в словах КАМЫШ и ЕЖЕВИКА букв и звуков, но вначале ответьте на вопрос:

·        Какие буквы и когда обозначают два звука (Ответ ученика)

- Так, сколько же в слове КАМЫШ И ЕЖЕВИКА букв и звуков. (Ответы учеников)

- Назовите мне все звуки слова ЕЖЕВИКА  (Ответ:                                           )

7.Физкультминутка

Я вижу, что вы в путешествии устали. Давайте сделаем небольшой привал.

8. Работа над новым материалом

- Ребята, вы готовы узнать секреты букв Же и Ша? Тогда ответьте мне на 3 вопроса:

ü Буквы Ж и Ш твердые или мягкие?

(Буквы Ж и Ш – это твердые согласные)

ü Какие гласные пишутся после твердых согласных?

(После твердых согласных пишутся гласные АОУЫЭ)

ü А что делают гласные ЕЁЮЯИ?

(Гласные ЕЁЮЯИ делают мягким предыдущий согласный)

- Вы правильно ответили на вопросы, и сейчас я открою вам секрет. Когда-то буквы Ж и Ш были мягкими. И после них писали гласные И,Е. Но было неудобно произнести. Попробуйте сами произнести слова ЖИР и ЖЕЛЕЗО мягко. Поэтому Ж и Ш со временем затвердели, но они настолько привыкли к своим соседям И и Е, что не захотели с ними расставаться. И тогда Царь русского языка издал указ:

Повелеваю, писать после Ж, Ш гласные И, Е.

- Сверим по нашему учебнику на верном ли мы пути стр.75

(1 ученик читает правило)

-Заработать бонусы нам поможет упражнение 111 и карточки.

- 1-я группа путешественников выполняет задание по карточкам самостоятельно(1 ученик за доской), а 2-я вместе со мной упражнение в котором нужно изменить слова так, чтобы они обозначали много предметов. Записать эти пары слов в тетрадь.

9. Работа над новым материалом

- Нам осталось совсем чуть-чуть, замок уже виден. Но путь нам преградила река, нужно построить из слогов слова и записать их:

ЖИ ХИ НА, ЛЁК ШЕ КО, ЛЕ ЗО ЖЕ, ЖА ЛУ, ШИ У, ДЕЦ МО ЛО.

(ХИЖИНА, КОШЕЛЁК, ЖЕЛЕЗО, ЛУЖА, УШИ МОЛОДЕЦ)

- Разделим правильно полученные слова на слоги и переправимся на другой берег.

(ХИ-ЖИ-НА, КО-ШЕ-ЛЁК, ЖЕ-ЛЕ-ЗО, ЛУ-ЖА, У-ШИ, МО-ЛО-ДЕЦ)

- Если бы мы делили слова для переноса, были бы у нас ошибки?

(Была бы ошибка в слове УШИ, т.к. 1 букву оставлять и переносить нельзя)

10. Подведение итогов. Рефлексия

-Молодцы, ребята! Двери замка нам открыты и ни одна ошибка нам не страшна.

-Вспомним:

ü Какие буквы живут в замке? (В замке живут буквы Ж, Ш)

ü С кем они очень хорошо дружат? (Они дружат с буквами Е И)

ü Узнали ли мы секрет буквосочетаний? (Пишем с Е,И, а слышим Э,Ы)

-Подсчитайте свои бонусы:

Кто набрал

§  5 и более бонусов – стал лучшим другом букв Ж,Ш

§  3-4 бонуса – другом букв Ж,Ш

§  1-2 бонуса – приятелем букв Ж,Ш

§   0 бонусов – знакомым букв Ж,Ш

11.Домашнее задание

В качестве домашнего задания я предлагаю вам выбрать одно из буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ и придумать слова, где оно встречается и записать в тетрадку. Нарисовать рисунок о том, как мы сегодня путешествовали.

- Наше путешествие сегодня не заканчивается. На следующих уроках мы будем с вами раскрывать секреты других буквосочетаний, выполнять интересные задания. Нас ждут удивительные приключения. До новых встреч, друзья!         


 

Тема «Правописание сочетаний ЖИ –

Тема «Правописание сочетаний ЖИ –

Нам предстоит узнать, какие буквы живут в стране

Нам предстоит узнать, какие буквы живут в стране

Мы сейчас узнаем, какой рюкзак знаний вы дома собрали в дорогу

Мы сейчас узнаем, какой рюкзак знаний вы дома собрали в дорогу

Нам осталось совсем чуть-чуть, замок уже виден

Нам осталось совсем чуть-чуть, замок уже виден
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018