Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)
Оценка 4.8

Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
9 кл
01.02.2017
Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)
Конспект урока предназначен для учащихся 9 класса при изучении раздела "Органические вещества", УМК О.С. Габриелян. Материал знакомит с физическими и химическими свойствами карбоновых кислот. В ходе лабораторной работы учащиеся должны доказать, что свойства органических и неорганических веществ схожи. В ходе закрепления учащиеся отрабатывают навыки написания ионных уравнений на примере органических кислот.
карбоновые кислоты.docx
Урок химии в 10 классе.                                                                    «___»_________ 20___ г. Карбоновые кислоты. Цель:  познакомить  учащихся  с новым классом  кислородосодержащих  соединений  – карбоновыми кислотами.  : дать понятие о карбоновых кислотах и их классификации; рассмотреть  Задачи: Обучающие   основы международной и тривиальной номенклатур;  разобрать строение карбоксильной  группы и спрогнозировать химические свойства карбоновых кислот;  применение  карбоновых кислот.  Развивающие: Сформировать знания в области кислородсодержащих органических  веществ на основе самостоятельных и творческих способностей обучающихся;  формировать и развить интеллектуальные умения: логически мыслить, использовать  приемы сравнения, выделять главное, делать выводы. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, культуру речи и общения, самостоятельность  в выборе решения проблемы. Ход урока.    I.Организационный момент.                                                                                                          II.Актуализация знаний в форме устного опроса.                                                                     1) Какие химические элементы входят в состав кислородсодержащих соединений?   2) Какие классы кислородсодержащих веществ, мы изучили? 3) Что такое функциональная группа? 4) Какая функциональная группа у спиртов, у альдегидов, у кетонов?    5) Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное строение и свойства?   6) Как называются вещества, имеющие сходные строение и свойства, но разный состав?        III.Изучение нового материала.                                                                              В 1714 г. по указу Петра I в Петербурге был заложен аптекарский сад. Там выращивали  лекарственные растения, снабжая ими аптеки или перерабатывая их на лекарства. Так вот,  листья одного из таких растений, помещенные в молоко, предохраняют его от скисания.  Свежее мясо и рыба, переложенные этим растением, дольше сохраняются. Из его корней  можно получить желтый краситель. Из волокон можно изготовить сети, не гниющие в воде.  Листья – неистощимая основа для фантазии хозяйки по приготовлению здоровой и  полезной пищи. Мы знаем это растение по сказке Андерсена. Личный опыт общения с этим  растением способен довести до слез. Наконец, это растение узнают даже слепые. Это – … Назовите это растение!  ( Это ­ крапива,   содержащая муравьиную  кислоту!) 1) Карбоновые кислоты в природе: Есть ли кислоты опасные для здоровья человека? (Да, например:                  HOOC­COOH Щавелевая     кислота.                      Она  широко распространена в природе: содержится в щавеле, смородине,  апельсинах, малине. Но её   не   используют  в  пищевой  отрасли промышленности. Эта  кислота сильнее уксусной в 200 раз и может разъедать посуду.                   Её  соли могут откладываться в организме человека, образуя камни).           Муравьиная   кислота   впервые   была   выделена   в   XVII   веке   из   красных   лесных муравьев. Содержится также в соке жгучей крапивы. Безводная муравьиная кислота – бесцветная жидкость с острым запахом и жгучим вкусом, вызывающая ожоги на коже. Применяется   в   текстильной   промышленности   в   качестве   протравы   при   крашении тканей, для дубления кож, а также для различных синтезов.      Уксусная кислота широко распространена в природе – содержится в выделениях животных (моче, желчи, испражнениях), в растениях (в зеленых листьях). Образуется при брожении, гниении, скисании вина, пива, содержится в кислом молоке и сыре. Температура плавления безводной уксусной кислоты + 16,5°C, кристаллы ее прозрачны как лед, поэтому ее называют ледяной уксусной кислотой. Впервые получена в конце XVIII века русским ученым   Т. Е. Ловицем. Натуральный уксус содержит около 5% уксусной кислоты.  2) Понятие, общие формулы: КАРБОНОВЫЕ КИСЛОТЫ – органические соединения, содержащие в своем составе   одну или несколько карбоксильных групп. R – COOH   общая формула карбоновых кислот. CnH2n+1 – COOH общая формула предельных одноосновных карбоновых кислот. 3) Классификация карбоновых кислот: 1) по количеству карбоксильных групп: а) одноосновные R – COOH (метановая, этановая кислоты); б) многоосновные HOOC – R – COOH (щавелевая, янтарная кислоты). 2) по природе углеводородного радикала:      а) предельные (метановая, этановая кислоты);      б) ароматические (бензойная кислота);       г) непредельные (олеиновая, линолевая, линоленовая кислоты). Закрепление пройденного этапа урока: Классифицируйте предложенные кислоты. 1. СН3 – СН2 – СН2 – СООН 2. СН3 – СН = СН – СООН 3. СН3 – СН(СН3) – СН(СН3) – СООН 4. НООС – СН= СН – СН2 – СООН 5. СН3 – СН = С = СН ­ СООН 4) Номенклатура карбоновых кислот: АЛКАН + ОВ + АЯ      КИСЛОТА   МЕТАНОВАЯ КИСЛОТА (муравьиная кислота) СН3 – СООН  этановая кислота (уксусная кислота) СН3 – СН2 – СН2 – СООН бутановая кислота (масляная кислота) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СООН пентановая кислота (валерьяновая кислота) НООС – СООН этандиовая кислота (щавелевая кислота) СН3 – СН (ОН) – СООН  2 – гидроксопропановая кислота  (молочная кислота) Закрепление пройденного этапа урока:  Дайте название веществам по международной номенклатуре: 1) СН3 – СН(СН3) – СООН    (2 – МЕТИЛПРОПАНОВАЯ КИСЛОТА) 2) СН3 – СН2 – СН(СН3) – СН(СН3) – СООН (2, 3 – ДИМЕТИЛПЕНТАНОВАЯ  КИСЛОТА) 3) СН3 – СН2– СН(СН3) – СООН   (2 – МЕТИЛБУТАНОВАЯ КИСЛОТА) 4) СН3 – СН = СН – СН – СООН  (ПЕНТЕН – 3 – ОВАЯ КИСЛОТА) 5) НООС – СН2 – СН(СН3) – СООН   (2 – МЕТИЛБУТАНДИОВАЯ КИСЛОТА) Составьте формулы кислот по названиям. 1. 3­этилоктановая кислота 2. 2 ­ метилпропановая кислота 3. 3,5,5 – триметилгесановая кислота 4. 2­метил­3­этилгептановая кислота 5. 2,4­диметилпентановая кислота 5) Изомерия карбоновых кислот:   1) Для предельных карбоновых кислот:               а) изомерия углеродного скелета;               б) межклассовая изомерия (сложные эфиры). 2) Для непредельных карбоновых кислот:               а) изомерия углеродного скелета;               б) изомерия кратной связи;               в) межклассовая изомерия. 6) Физические свойства карбоновых кислот: С1 – С3     Жидкости с характерным резким запахом, хорошо растворимые в воде.  С4 – С9     Вязкие маслянистые жидкости с неприятным запахом, плохо растворимые в воде. С10 ­  >       Твёрдые вещества не имеющие запаха, не растворимые в воде. Закрепление пройденного этапа урока: Запишите структурные формулы и названия изомеров состава С4Н8О2, укажите типы  изомерии. 7) Многообразие кислот. Стр 86 Муравьиная  Уксусная  Стеариновая  Пальмитиновая  Признаки для  сравнения Формула  Физические  свойства Применение Домашнее задание. § 12

Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)

Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)

Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)

Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)

Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)

Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)

Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)

Конспект урока "Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры". (9 класс, химия)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2017