Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)
Оценка 4.7

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русский язык
8 кл
29.01.2018
Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)
Презентация к уроку "Предложения с обращениями".
обращение 8 кл..docx
Тема урока: «Предложения с обращениями». Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока:  1 Образовательная  Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.  Познакомить   со   способами   выражения   обращения,   правилами   выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).  Находить   в   предложении   обращение,   употреблять   его   с   учётом   речевой ситуации. 2 Развивающая   Развивать устную речь учащихся.  Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную интонацию.  3 Воспитательная   Воспитывать   навыки   самостоятельной   деятельности,   навыки   коллективного труда.  Воспитывать любовь к родному языку, культуре. Оборудование урока:   ПК;  Презентация;  Карточки с заданием. Учебник:  Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н.,  Ильина Н.Е., Рочко Т.А.; под ред. Д­ра филол. наук, проф. М.В. Панова. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.   1 Раздаточный   материал:  учебник   «Русский   язык.   8   класс:   Учебник   для общеобразовательных   учреждений   /   Панов   М.В.,   Кузьмина   С.М.,   Булатова   Л.Н., Ильина   Н.Е.,   Рочко   Т.А.»,   предложения   с   обращениями   из   произведений   А.С. Пушкина, текст лингвистической задачи. Дата проведения урока: 26 апреля 2013 г. Ход урока I Организационный момент. II Вступительное слово учителя.  Мы   с   вами   сегодня   продолжаем   изучать   тот   раздел   русского   языка,   который изучали на протяжении всего учебного года. В восьмом классе мы знакомились с синтаксисом простого предложения. На протяжении нескольких последних уроков рассматривали различные вставные конструкции, такие как вводные слова, вводные словосочетания   и   вводные   предложения.   Сегодня   продолжим   изучение   вставных конструкций. 1.На   доске   проецируется   отрывок   из   произведения.   Назовите   автора   этого произведения и его название. ­ Эй, добрый человек! –  закричал ему ямщик. – Скажи, не знаешь ли, где дорога? ­ Дорога­то здесь; я стою на твёрдой полосе, ­ отвечал дорожный,  ­ да что толку? ­ Послушай, мужичок, ­ сказал я ему, ­ знаешь ли ты эту сторону? Возьмёшься ли ты довести меня до ночлега? Беседа с классом: ­   Из   какого   произведения   этот   отрывок,   кто   автор?   (А.   Пушкин   «Капитанская дочка») ­ Назовите слова, с которыми обращаются ямщик и рассказчик к незнакомцу (Добрый человек, мужичок) ­  Как называются  эти слова? (обращение) как  называются  слова, с  которыми мы обращаемся к кому­нибудь с речью? ­ Что такое обращение? 2 2. Совместное определение темы и цели урока.  ­   Как   вы   думаете,   какова   тема   нашего   урока   и   какие   вопросы   нам   необходимо рассмотреть,   чтобы   понять,   что   это   за   синтаксическая   единица   –   обращение. Сформулируйте   тему   и   цели   урока.   (Учащиеся   определяют   тему   и   основные вопросы). ­   Да,   тема   сегодняшнего   урока:  «Обращение   и   знаки   препинания   при   нём».  Нам необходимо будет научиться находить обращение в тексте, выделять его на письме, читать с нужной интонацией предложения с обращением. 3. Развитие критического мышления, чтение теоретического материала § 46. Можно сразу работать в тетрадях по теории, можно ­ в рабочих.  Работа по группам. Вопросы. 1 группа. Что такое обращение?  Способы выражения  обращений? Не забывайте приводить примеры. 2 группа. Какова основная  интонация  обращений (т.е. их роль)? Для чего служит обращение? Не забывайте приводить примеры. 3   группа.   Каковы   знаки   препинания   в   предложениях   с   обращениями?   Какова позиция обращений в предложениях? Не забывайте приводить примеры. ОБРАЩЕНИЕ Способы выражения                            Интонация (роль)                   Позиция ­ сущ. ­ прилаг./причаст. (в знач. сущ.) ­ словосоч. ­личные местоим. [О, …] [О! …] […, О,…] […, О] ­ звательная ­ оценочная ­ изобразительная Вы составили схему, прочитав которую мы можем уже кое­что рассказать об обращении. Но посмотрим, может быть мы эту схему сможем дополнить. 4. На доске проецируются отрывки из художественных произведений. Задание: найти обращение и определить способ выражения, интонацию, позицию. 3 1. Друзья! Досужий час настал… звательная интонация схема Пушкин «Пирующие студенты» 2. «Молчи, коварный чародей!» ­ Прервал наш витязь Черномора…     Чем отличаются обращения в 1 и 2 предлож оценочная интонация Пушкин «Руслан и Людмила»согласование 3. Восстань, боязливый, В пещере твоей Святая лампада  До утра горит.  изобразительная интонация прилагательное Пушкин «Подражание Корану»  4. Провожающие, выйдите из вагона. 5. «Эй, вы, ступайте сюда!» Звательная, причастие звательная, личное местоимение Гоголь «Ревизор» 6.  «Царь ты наш, отец народа! –  Возглашает воевода. – Государь, проснись, беда!» изобразительная, управление Пушкин «Сказка о царе Салтане…» 7. О поле, поле, кто тебя  Усеял мёртвыми костями.  Частица   О,   стоящая   перед   обращением,   не отделяется от него знаком препинания. Пушкин «Руслан и Людмила» Вам было дано задание: найти обращение и определить способ его выражения, интонацию, позицию.  Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и также выражать отношение к собеседнику. Обращение не является членом предложения, т.е. не связаны   сочинительной или подчинительной связью. 5.  Проверим свою память.  Викторина.  1) Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу из сказки о мёртвой царевне и семи богатырях? («Свет мой, зеркальце!») 4 2) Как начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»?  («Скажи­ка, дядя, ведь недаром») 3)   Как   лисица   обращается   к   вороне   в   басне   И.А.Крылова   «Ворона   и   лисица»? («Голубушка, как хороша!») 4) Как старуха обращалась к старику в сказке о золотой рыбке? («Дурачина ты, простофиля!») 5) Как старик обращался к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!») 6) Как золотая рыбка обращается к старику? («Чего тебе надобно, старче?») Определите, какой частью речи выражены обращения? В каком падеже стоят  существительные? Справка: существительное старче употреблено в звательном падеже, который в современном   языке   отсутствует.   Обращение   может   употребляться   в   другой падежной   форме,   когда   обращаются   к   человеку   не   по   имени   или   какому­либо социальному названию, а описательно, подмечая в нем яркую, отличительную деталь:  Эй, в гимнастерке, подойди сюда! Там, в шляпе, вы оплатили проезд? 6. Задание по группам.  Придумайте   примеры   предложений   с   обращениями,   чтобы   в   качестве обращения выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту,   полу,   занимаемой   должности,   месту   жительства,   национальной принадлежности,   родственным   или   иным   отношениям;   кличка   животного; неодушевленные   предметы.  Сделайте   вывод,   какие   слова   могут   выступать   в качестве адресата речи. Адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица   по   роду   занятий,  возрасту,  полу,  занимаемой  должности,  месту   жительства, национальной принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. 7. Выявление роли обращений в художественном тексте. Обращения важны для нас не только потому, что нам необходимо запомнить вышеперечисленные признаки, но и потому, что они играют большую роль в тексте, помогают создать образ того или иного литературного героя.  Задание 1. Вам необходимо было к сегодняшнему уроку выбрать предложения с обращениями из повести А.С. Пушкина. Зачитайте выписанные вами предложения 5 (– Эх, батюшка Петр Андреевич, – отвечал он с глубоким вздохом. / – Барин, не прикажешь ли воротиться? / – Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, его на то барская воля, а ты, холоп, не спорь и слушайся. / – Эй, ямщик! – закричал я. –   Что   там   такое   чернеется?   /   –   Это,   старинушка,   не   твоя   печаль,   –   сказал   мой бродяга, – пропью ли я или нет. / – Стыдно тебе, старый пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем. / – Государь Андрей Петрович! Отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил. / – Что, ваше благородие? – сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? / – Господин прапорщик! – продолжал он, обращаясь ко мне. / – Как же так, господин коллежский советник? – возразил изумленный генерал. / – Господа, подайте голоса ваши по законному порядку. / – Что ты, сударь? Как же я тебя­то покину? / – А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять Бог дал свидеться. / – Слушай, фельдмаршал! Мы с его благородием старые приятели, – сказал он, обращаясь к Белобородову... и т.д.).  Какова роль обращений в пушкинском тексте? (Обращения, используемые в тексте, сейчас практически не употребляются, на смену им пришли совершенно другие способы называния адресата речи, но роль их велика. Во­первых, они вводят нас в обстановку XIX века, создают исторический фон,   во­вторых,   помогают   увидеть   социальное   неравенство   людей,   их   место   на общественной «лестнице».) Задание   2.  Прослушайте   отрывки   из   художественных   произведений   в аудиозаписи, назовите автора и произведение. Выпишите обращения. Чехов   «Хамелеон»   Окаянная,   ребята.   «Толстый   и   тонкий»  Порфирий, Голубчик мой, Миша, Друг детства.  Обменяйтесь тетрадями, проверьте. Какова роль обращений в  тексте Чехова? (отношение друг к другу) Задание   3.   Сейчас   вы   прослушаете   несколько   фраз   из   другого   произведения,   в котором обращений не так­то много и все они принадлежат одному герою. Ваша задача – определить произведение и сказать, какова роль обращений в этом тексте (обратите внимание на адресата речи): В   продолжение   рассказа   Остап   несколько   раз   вскакивал   и,   обращаясь   к железной печке, восторженно вскрикивал: – Лед тронулся, господа присяжные заседатели! 6 – Слушайте, господин из Парижа, а знаете ли вы, что ваши бриллианты почти что у меня в кармане! И вы меня интересуете постольку, поскольку я хочу обеспечить вашу старость. – Ну, по рукам, уездный предводитель команчей! – Вот что, дорогой патрон. Вам придется побыть часок гигантом мысли и особой, приближенной к императору. – Вы – стяжатель, – ответил Остап, – ждите меня в гостинице. Никуда не уходите. Я могу прийти каждую минуту. Уплатите в гостинице по счету. Чтоб все было готово. Адье, фельдмаршал! Пожелайте мне спокойной ночи. – Вот что, дорогуша, я вижу полную бесцельность нашей совместной работы. Во всяком случае работать с таким малокультурным компаньоном, как вы, из сорока процентов представляется мне абсурдным. – Да, мой старый друг, вы больны организационным бессилием и бледной немочью. – Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать! Конечно, наш нищий   в   европейской   России   говорит   по­французски   хуже,   чем   Мильеран.   Ну, Кисуля, а в каких пределах вы знаете немецкий язык? Произведение и автор? (И.Ильф, Е.Петров.Двенадцать стульев) Какова роль обращений? (Обращения   в   данном   случае   помогают   охарактеризовать   автора   высказываний   – Остапа   Бендера,   а   также   понять   его   отношения   с   «концессионером»   Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым, которого он никогда не называет по имени­отчеству.) ­ Итак, подведем итог нашему разговору. Какова роль обращений в художественном тексте?  (Обращения   помогают   создать   образ   героя,   увидеть   уровень   его   развития; обращения   используются   с   целью   создания   комического   эффекта,   вводят   в обстановку повествования, создают исторический фон, помогают увидеть социальное неравенство   людей,   их   классовую   принадлежность,   их   место   на   общественной «лестнице», а также их отношение друг к другу.) 7 4. Жизнь обращений сегодня. Проведение мини­дискуссии Задание.   Прослушайте   сообщение   ученика   о   традиционных   обращениях, используемых в Польше, Италии, Франции, Англии и т.д., проведите параллель с тем, как   с   традиционными   обращениями   обстоят   дела   в   нашей   стране.   (Ученик рассказывает   о   том,   что   в   большинстве   стран   традиционные,   общепринятые обращения   передаются   из   поколения   в   поколение   и   сохраняются   неизменными   в течение веков, например: в Польше – пан и пани, в Италии – синьор, синьора, во Франции – мадам, месье и т.п.) Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня;   существует   ряд   обращений   к   женщинам   и   мужчинам:   женщина,   девушка; молодой   человек,   парень,   мужчина   и   т.д.,   но   общепринятой,   всеми   признанной системы   обращений   в   русском   языке   нет.   Часто   используется   безличная   форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д. Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.  Давайте   подумаем,  это   недостаток   нашего   языка   или   его   достоинство? (Если в ходе дискуссии мнения учеников разделятся, лучше разбить их на группы, и пусть   каждая   группа   приводит   свои   аргументы   для   доказательства   отстаиваемой точки зрения.) Учитель на этом этапе должен регулировать процесс обсуждения проблемы, при необходимости «подливать масло в огонь», используя следующие материалы.   «Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем «демократичнее» общество. Ничего подобного!» (Владимир Яковлевич Канторович, советский писатель) * * * «Даже назвав себя господами, мы остаемся товарищами по несчастью». (Евгений Василевич Тарасов, академик) 8 «...при обращении к знакомому мы выбираем такое языковое средство, которое в наибольшей степени соответствует потребностям общения в данный момент в связи с признаками как говорящего, так и его собеседника...»  Наталья Ивановна Формановская, доктор филологических наук Итак, подводя итоги нашей дискуссии, мы можем согласиться с мнением Н.И. Формановской,   которая   в   книге   «Вы   сказали:   “Здравствуйте!”»   пишет:   «Как   на сложном   музыкальном   инструменте   играем   мы,   обращаясь   к   своим   знакомым, друзьям,   родственникам,   сослуживцам,   прохожим.   Мы   включаем   тот   или   иной регистр   общения,   выбираем   ту   или   иную   тональность   в   многообразных   условиях сложных   речевых   взаимодействий.   И   это   богатство   нюансов   обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имен, среди   них   и   такие   неповторимые,   как   имя­отчество.   Поистине   неисчерпаемы богатства русского языка!». 5. Творческое задание: решение задачи Предлагаемые варианты задач (задача должна быть решена в форме рассказа, можно с элементами юмора): 1) Мальчика зовут Сергей Иванов. Ему 8 лет. Он учится в школе во 2­м классе. Занимается спортом. Любит играть в шахматы. Как его называют мама, старший брат,   друзья,   одноклассники,   близкие   родственники,   соседи,   ребята   из   секции   и шахматного кружка? 2) Человека зовут Николай Николаевич Васильев. Ему 40 лет. Работает инженером. Как его называют жена, родители, друзья, дети, племянники, сослуживцы, начальник, сосед по квартире, милиционер, врач, старик Хоттабыч и т.д.? 6.  Подведение   итогов   и   организация   домашнего   задания   (письменное   выполнение творческих   задач   по   выбору   учащихся;   возможно   выполнение   заданий микрогруппами). Вопросы исследовательского характера: 1.   Что   представляют   собой   обращения   типа:   Вань!   Кать!   Насть!   Людк,   а   Людк! Марин, а Марин!  Надь! 9 2. Какие возможные варианты ласкательных, ласковых обращений можно образовать от имен близких и дорогих вам людей? 3. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии? 7. Результат урока. Решенные творческие задачи.  Рефлексия: ­ Что нового вы узнали об обращении? ­ Что вызвало у вас больший интерес? ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Николаю Николаевичу сегодня исполнилось 40 лет. Когда он пришел на работу, сослуживцы  бросились к нему с радостными возгласами: – Поздравляем, Николай! – Николай Николаич, дорогой, живи 100 лет и не болей! – Николя, – как всегда, томно проворковала секретарь Лизанька, обращавшаяся ко всем  панибратски. – Прими мои самые лучшие... Но ее речь была прервана появившимся директором. – Уважаемый Николай Николаевич, рад вас видеть, – начал он. В присутствии коллег он поздравил  юбиляра и преподнес ему подарок. После работы, уставший, но довольный, наш герой отправился домой. И тут настроение его чуть  было не испортилось. Выходя из троллейбуса, он столкнулся с некоей дамочкой. – Шалишь, парниша, – сверкнула она глазами. Обескураженный этой бесцеремонностью, Николай Николаевич пошел через улицу на красный свет, но свисток милиционера вернул его к действительности. – Что же вы, гражданин, нарушаете правила? Жизнь, что ли, недорога? – Да мне сегодня 40 стукнуло, – невпопад оправдывался именинник.  – Ну что ж, честь имею. Примите мои поздравления, – козырнул страж порядка.  Войдя в подъезд своего дома, наш герой услышал истошные крики странного на вид старика,  стоявшего в кабине лифта и не понимающего, почему тот не трогается с места. Николай  Николаевич вошел в лифт, нажал необходимую кнопку и довез злополучного старичка до нужного  ему этажа, за что был осыпан неожиданными похвалами: – О повелитель лифта! О прекраснейший из жителей подъезда, да будут благословенны твои дни, –  слышал именинник, поднимаясь на лифте на свой этаж. Усмехаясь, он открыл дверь и услышал радостные возгласы: – Ну наконец­то, Коля! А к тебе гости, – улыбнулась жена. – Папочка, папуля, поздравляем тебя! – бросились к нему сыновья. 10 – Сыночек, Николенька, счастья тебе, – сквозь слезы поздравила его старушка мать. – Дядь Коль, прими и мои поздравления, – пробасил племянник... Что ж, оставим нашего героя наедине с близкими. Доброе слово, хорошее, вежливое обращение –  уже само по себе подарок. (Коля В., 1996 г.) 11

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)

Конспект урока "Предложения с обращениями" (8 класс, русский язык)