Познакомить с грамматическими признаками причастия; способствовать формированию умения различать причастие и прилагательное. Планируемые образовательные результаты:Предметные: знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, синтаксическую роль причастия в предложении, доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельно-
сти; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры
урок причастие 7 кл.docx
Т Е М А : ПРИЧАСТИЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
УЧИТЕЛЬ: КОНАКОВА Е.А.
Цели
деятельности
педагога
Тип урока
Планируемые
образовательные
результаты
Познакомить с грамматическими признаками причастия; способствовать формированию умения различать причастие
и прилагательное
Урок объяснения нового материала
Предметные: знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у
причастия, синтаксическую роль причастия в предложении; уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в
тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, синтаксическую роль причастия в предложении, доказать
принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи
в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельно
сти; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей
этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры
Методы и формы
обучения
Образовательные
ресурсы
Наблюдение над языком; проблемный методанализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, групповая,
фронтальная
http://www.uroki.net http://www.zavuch.info http://www.intergu.ru
http://akademius.narod.ru/viborrus.html http://festival.1september.ru/subjects http://som.fsio.ru/subject.asp?
id=10000192
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Демонстрационны
й материал
М у л ь т и м е д и й н ы й р я д : презентация по теме урока
Основные понятия Причастие Этапы
урока
1.
Актуализац
ия и
пробное
учебное
действие.
Выявление
места и
причины
затруднения
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Синтаксическая
разминка.
Воспроизведени
е ранее
изученного,
установление
преемственных
связей прежних
и новых знаний
и применение
их в новых
ситуациях.
Создание
проблемной
ситуации,
эвристическая
беседа,
обучающая
игра.
П р и т ч а
«Каждый
человек
должен»
Организационная структура урока
Деятельность учителя
– Произведите синтаксический разбор предложения.
Определите, какими частями речи выражены члены
предложения.
Истинный патриот счастлив своей причастностью к
судьбам родной страны, нерушимой верой в ее светлое
будущее.
Часть речи слова «нерушимой» на этом этапе урока не
определяется.
– Почему человек должен быть сопричастным к судьбе
своей страны? Действительно ли таких людей можно
назвать счастливыми? (Невозможно быть счастливым,
если все вокруг несчастны, а значит, нужно стараться
сделать жизнь своей страны лучше.)
– Я думаю, настоящее человеческое счастье не может
существовать без долга и причастности. Почему?
Давайте найдем ответ на этот вопрос в небольшой притче
В. А. Сухомлинского. (Пересказывается учителем)
Мама с маленьким Петриком сели в поезд. Они едут в
далекий южный город, на берег теплого моря –
отдыхать. Мама стелет на полке постель для себя и на
отдельной полке – для Петрика. Мальчик ужинает:
ест вкусную булку, куриную ножку и яблоко. Мягко
покачиваясь, убаюкивают вагоны.
Лег Петрик на мягкую постель и спрашивает:
– Мама, вы говорили, что поезд ведет машинист. А кто
Формы
организац
ии
совзаимо
действия
на уроке
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Уст
ные
ответ
ы,
вопро
сы
для
уточн
ения
инфор
мации
Универсальные
учебные действия
Личностные:
имеют желание
осознавать свои
трудности и
стремиться к их
преодолению.
Познавательны
е: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализованно
й и умственной
форме;
осуществляют
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи.
Деятельн
ость
учащихся
Обдумыв
ают
ответы
на
вопросы,
принима
ют
участие
в обуча
ющей
игре,
участвую
т в
диалоге
с
учителем
,
осознают
, что
знаний у
них
недостат
очно для
полных
ответов Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельн
ость
учащихся
Формы
организац
ии
совзаимо
действия
на уроке
же ночью ведет поезд? Неужели он идет сам?
– Ночью тоже ведет поезд машинист.
– Как? – удивляется Петрик. Неужели он ночью не
спит?
– Не спит, сынок.
– Мы спим, а он не спит? Целую ночь? – еще больше
удивляется Петрик.
– Да, машинист не спит целую ночь. Если бы он хоть на
минуту уснул, поезд разбился бы и мы погибли бы.
– Но как же это так? – не может понять Петрик. –
Ведь спатьто ему хочется?
– Хочется, но он должен вести поезд. Каждый человек
– должен. Посмотри в окно, видишь: вон в поле пашет
землю тракторист. Ночь, а человек работает, видишь,
как прожектором освещает поле? Потому что он
должен работать ночью.
– И я должен? – спрашивает Петрик.
– И ты должен.
– Что же я должен?
– Быть человеком, – ответила мама. – Это самое
главное. Трудиться. Уважать и почитать старших.
Презирать лень и нерадивость. Любить свою родную
землю.
Петрик долго не мог уснуть.
– Итак, каждый человек должен в том числе быть
причастным к судьбе своей страны. Почему?
(Выслушивает варианты ответов учащихся.)
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Универсальные
учебные действия
Регулятивные:
принимают и
сохраняют
учебную задачу,
осознают
недостаточность
своих знаний.
Коммуникатив
ные: задают
вопросы с целью
получения
необходимой для
решения
проблемы
информации,
слушают и
отвечают на
вопросы других,
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
2.
Целеполага
ние и
построение
выхода из
затруднения
3.
Творческая
практическ
ая
деятельност
ь
Работа со
справочным
материалом:
толковыми
словарями,
взятыми в
библиотеке,
либо в сети
Интернет.
Раскрытие
сущности новых
понятий,
усвоение новых
способов
учебной и
умственной
деятельности.
Беседа
Раскрытие
сущности новых
понятий,
усвоение новых
способов
учебной и
умственной
Деятельность учителя
– А каково лексическое значение слова «причастный»,
«причастие»?
Формулирует цель учебной деятельности вместе с
учащимися, принимающими ее на себя.
В ы в о д : лексическое значение слова «причастный» –
участвующий в чемлибо, имеющий непосредственное
отношение, касательство к комулибо, чемулибо.
– У слова есть несколько значений. Например, «имеющий
отношение к причастию, имеющий в своем составе
причастие». Так называется новая часть речи, с которой
мы познакомимся сегодня
Универсальные
учебные действия
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Познавательны
е: извлекают
необходимую
информацию из
объяснения.
Коммуникатив
ные: строят
небольшие
монологические
высказывания
Формы
организац
ии
совзаимо
действия
на уроке
Фронталь
ная
Деятельн
ость
учащихся
Формули
руют
цель
учебной
деятельн
ости
в
диалоге
с
учителем
.
Слушают
,
рассужда
ют
– Причастие было так названо потому, что оно по своим
грамматическим свойствам сопричастно как имени
прилагательному, так и глаголу. Вспомните, при
синтаксическом разборе вы были готовы назвать причастие
«нерушимый» прилагательным. Теперь мы можем записать
часть речи правильно – причастие. Определим основные
признаки данной части речи. Приступим к «выведению»
Принима
ют
участие
в работе,
доклады
вают о
результа
Группова
я,
индивиду
альная
Личностные:
желают
приобретать
новые знания,
умения,
совершенствовать
имеющиеся.
Уст
ные
сообщ
ения,
ответ
ы на
вопро Этапы
урока
по
реализации
построенног
о проекта
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
деятельности
учащихся.
Обсуждение
результатов
исследовательс
кого проекта,
подготовленног
о учащимися.
Проблемная
задача № 1.
Проблемная
задача № 2.
Проблемная
задача № 3.
Деятельн
ость
учащихся
тах
работы
группы
по
заданию
исследов
ательско
го
проекта.
Формули
руют
собствен
ные
мысли,
высказыв
ают и
обоснов
ывают
свою
точку
зрения
Деятельность учителя
опорного конспекта. Мы уже выяснили, что причастие –
это самостоятельная часть речи. Далее будем работать в
группах по определению общего грамматического
значения, морфологических признаков, синтаксической
роли причастия, чтобы потом объединить результаты
наших изысканий в общий опорный конспект.
– Представьте, что перед вами предмет (юла), определите
его признаки.
С помощью какой части речи вы это сделали? Запустите
юлу. Определите признак предмета по совершаемому
действию. (Крутящаяся.) С помощью какой части речи
определен признак по действию? (Причастия.)
Остановите юлу. Определите признак предмета по
закончившемуся действию. (Крутившаяся,
остановившаяся.) Как мы видим, признак по действию
может проявляться во времени. Определите время
причастий.
– От каких глаголов образовались причастия
крутившаяся, остановившаяся? Задайте вопросы. Чем
отличаются глаголы? (Видом.) Определите вид причастий.
– Запишите словосочетания:
Девочка, одевающая куклу.
Кукла, одеваемая девочкой.
В каком словосочетании предмет сам совершает действие,
а в каком над предметом производят действие? Пользуясь
материалом учебника, определите, на какие виды делятся
Формы
организац
ии
совзаимо
действия
на уроке
Проме
жуточ
ный
контро
ль
сы,
вопро
сы
для
уточн
ения
инфор
мации
Универсальные
учебные действия
Познавательны
е: читают и
слушают,
извлекая нужную
информацию,
а также
самостоятельно
находят ее в
материалах
учебников,
рабочих тетрадей.
Регулятивные:
контролируют
учебные
действия,
замечают
допущенные
ошибки; осознают
правило контроля
и успешно
используют его в
решении учебной
задачи.
Коммуникатив
ные:
осуществляют
совместную Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Проблемная
задача № 4.
Проблемная
задача № 5
4.
Первичное
закрепление
с
Обобщение и
систематизация
знаний и
формирование
Деятельность учителя
причастия в зависимости от действия, которое обозначают.
– Определите время причастий: крутящийся; одевающая.
Выделите суффиксы. Найдите глаголы, от которых
образовались причастия, определите их спряжение.
Сделайте вывод: какие суффиксы могут писаться у
действительных причастий настоящего времени? От чего
зависит правописание этих суффиксов? (От спряжения.)
Определите время причастий: зависимый; одеваемая.
Выделите суффиксы. Найдите глаголы, от которых
образовались причастия, определите их спряжение.
Сделайте вывод: какие суффиксы могут писаться у
страдательных причастий настоящего времени? От чего
зависит правописание этих суффиксов? (От спряжения.)
– Запишите действительные и страдательные причастия
прошедшего времени, определите суффиксы: певший;
шедший; сделанный; закрашенный; открытый. Сделайте
вывод: какие суффиксы могут писаться у действительных
и страдательных причастий настоящего времени?
– Запишите краткую форму причастия открытый,
выделите окончания. Попробуйте образовать краткую
форму от причастия певший; шедший. Сделайте вывод:
какие причастия имеют краткую форму?
(Страдательные.)
Выступления групп, озвучивающих итоги решения
проблемных задач, систематизация выводов на слайдах
мультимедийной презентации (шаблоны заранее
подготовлены учителем) либо на плакатах,
Деятельн
ость
учащихся
Формы
организац
ии
совзаимо
действия
на уроке
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Универсальные
учебные действия
деятельность в
парах и рабочих
группах с учетом
конкретных
учебно
познавательных
задач, умеют
задавать вопросы
для уточнения
последовательнос
ти работы
Строят
понятны
е для
партнера
Группова
я,
индивиду
альная
Личностные:
имеют желание
осваивать новые
виды
Задаю
т
вопро
сы Этапы
урока
комментиро
ванием во
внешней
речи.
Самостояте
льная
работа с
самопровер
кой по
эталону
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
рациональных
способов
применения их
на практике.
Составление
связных
рассказов об
изученных
нормах, подбор
своих
примеров,
иллюстрирующ
их природу
изучаемого
языкового
явления,
письменная
работа
Деятельность учителя
прикрепленных к доске.
Итог проблемной задачи № 1, выводим на экране
блок № 2 опорного конспекта:
Причастие обозначает признак по действию,
проявляющийся во времени. Отвечает на вопросы какой (
ая, ое,
ие)?
Итог проблемной задачи № 2, выводим блок № 3
опорного конспекта:
Причастия бывают совершенного и несовершенного вида.
Причастия совершенного вида образуются от глаголов
совершенного вида, а несовершенного – от глаголов
несовершенного вида.
Итог проблемной задачи № 3. Вывод блока № 4
опорного конспекта:
Причастия бывают действительные и страдательные.
Действительные причастия обозначают признак,
возникший в результате действия самого предмета.
Страдательные причастия обозначают признак, возникший
под действием другого предмета.
Итог проблемной задачи № 4. Вывод блока № 5
опорного конспекта:
Действительные причастия настоящего времени,
образованные от глагола I спряжения, имеют суффикс
ущ,
ющ. Действительные причастия настоящего времени,
образованные от глагола II спряжения, имеют суффикс
Деятельн
ость
учащихся
высказыв
ания,
выполня
ют
задания
под
руководс
твом
учителя
и
самостоя
тельно.
Формули
руют
собствен
ные
мысли,
высказыв
ают и
обоснов
ывают
свою
точку
зрения
Формы
организац
ии
совзаимо
действия
на уроке
Проме
жуточ
ный
контро
ль
для
уточн
ения
инфор
мации
,
выпол
нение
упраж
нений
в
тетра
дях
Универсальные
учебные действия
деятельности,
участвовать в
творческом,
созидательном
процессе.
Познавательны
е: выполняют
учебно
познавательные
действия в
материализованно
й и умственной
форме;
осуществляют
для решения
учебных задач
операции анализа,
синтеза,
сравнения,
классификации,
устанавливают
причинно
следственные
связи, делают
обобщения,
выводы.
Регулятивные: Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельн
ость
учащихся
Формы
организац
ии
совзаимо
действия
на уроке
ащ, ящ. Страдательные причастия настоящего времени,
образованные от глагола I спряжения, имеют суффикс
ем, ом. Страдательные причастия настоящего времени,
образованные от глагола II спряжения, имеют суффикс
им.
Итог проблемной задачи № 6. Вывод блока № 7
опорного конспекта:
Действительные причастия прошедшего времени имеют
суффиксы вш, ш. Страдательные причастия
прошедшего времени имеют суффиксы нн, енн, т.
Страдательные причастия имеют краткую форму. Дверь
открыта.
Объяснение опорного конспекта в целом.
Организует и сопровождает деятельность учащихся.
Контролирует правильность выполнения задания
5.
Включение
в систему
знаний и
повторение
Объяснительны
й диктант.
Обобщение
полученных на
уроке сведений,
оценивание за
работу на уроке
– Запишите отрывок стихотворения А. С. Пушкина.
Найдите причастия.
Редеет облаков летучая гряда;
Звезда печальная, вечерняя звезда,
Твой луч осеребрил увядшие равнины,
И дремлющий залив, и черных скал вершины;
Люблю твой слабый свет в небесной вышине:
Он думы разбудил, уснувшие во мне.
Контролирует правильность выполнения задания
Фронталь
ная,
индивиду
альная
Отвечаю
т на
вопросы,
оценива
ют
работы
одноклас
сников
Универсальные
учебные действия
адекватно
оценивают свои
достижения,
осознают
возникающие
трудности, ищут
их причины и
пути
преодоления.
Коммуникатив
ные:
формулируют
собственные
мысли,
высказывают и
обосновывают
свою точку
зрения
Познавательны
е: приобретают
умения
использовать
полученные
знания и умения.
Регулятивные:
оценивают свою
работу
Проме
жуточ
ный
контро
ль
Практ
ическ
ая
работ
а
в
тетра
дях,
оцени Этапы
урока
Обучающие
и развивающие
компоненты,
задания
и упражнения
Деятельность учителя
Деятельн
ость
учащихся
Формы
организац
ии
совзаимо
действия
на уроке
Универсальные
учебные действия
Проме
жуточ
ный
контро
ль
вание
учащи
хся
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Конспект урока Причастие как часть речи, 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.