Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать понятию «предлог» новый статус - статус служебной части речи; напомнить о разнице между предлогом и приставкой.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- различать на письме приставки и предлоги;
- правильно писать и употреблять их в речи;
- распределять слова на служебные и самостоятельные части речи.
Обучающиеся получат возможность:
-узнать, что предлог – это часть формы имени существительного, служебная часть речи, которая нужна для связи слов в предложении, а приставка – часть слова;
- работать со словарём происхождения слов;
- упражняться в различении приставки и предлога;
- выделять корни и приставки; выписывать существительные с предлогами; выписывать глаголы с приставками;
- дифференцировать части речи на служебные и самостоятельные.
Тема урока. Приставка и предлог.docx
Учитель: Лощинина Светлана Константиновна, г.Тамбов
Тема урока: «Приставка и предлог»
Русский язык 3 класс, Каленчук М.Л, Чуракова Н.А.
(УМК «Перспективная начальная школа»)
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель: дать понятию «предлог» новый статус статус служебной части речи;
напомнить о разнице между предлогом и приставкой.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Обучающиеся научатся:
различать на письме приставки и предлоги;
правильно писать и употреблять их в речи;
распределять слова на служебные и самостоятельные части речи.
Обучающиеся получат возможность:
узнать, что предлог – это часть формы имени существительного, служебная
часть речи, которая нужна для связи слов в предложении, а приставка – часть
слова;
работать со словарём происхождения слов;
упражняться в различении приставки и предлога;
выделять корни и приставки; выписывать существительные с предлогами;
выписывать глаголы с приставками;
дифференцировать части речи на служебные и самостоятельные.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся, получат возможность научиться:
осуществлять сравнение и выделять общее и различное;
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной
форме;
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
осуществлять самоконтроль и самооценку учебных действий, описывать
результаты учебных действий;
работать с несколькими источниками информации (с частями учебной книги,
в одной из которых — система словарей, тетрадью для самостоятельной
работы);
выполнять задания познавательного характера;
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе. Личностные:
формирование представления о причинах успеха в учебе;
формирование интереса к учебному материалу.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Урок хочу начать словами В.О.Ключевского :
«Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости».
Как вы понимаете это высказывание?
Что нужно делать, чтобы писать разборчиво?
Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? ( минутка чистописания)
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального
затруднения в пробном действии.
Пропишите прописную и строчную буквы п в соединении (Пп) всю
строчку.
Пропишите соединения букв. Составьте из них два слова.
Пред ка при лог став
Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
Какие задачи мы перед собой поставим на сегодняшний урок?
Прочитайте на ст.58 , какую проблему перед нами ставит волшебница
Анишит Йокоповна?
Как ты ответишь на этот вопрос?
3. Выявление места и причины затруднения.
Работа с учебником. Упр.50 (1 часть, ст.5859). О чём говорит знак в названии стихотворения? (Нужно заглянуть в
словарь происхождения слов).
Найдите в словаре слово «бутерброд», откуда оно к нам пришло?
Что для себя мы узнали нового? (Неправильно говорить «бутерброд с
маслом» бутерброда без масла не бывает!)
Найдите и назовите предлоги, которые встречаются в стихотворении?
Какую часть речи обслуживают предлоги ? (им.существительное)
На какие вопросы отвечают им.существительные?
А на какие вопросы отвечают предлоги?
Выпишите из 2, 3 предложений в столбик все существительные вместе с
предлогами, вставляя между предлогом и существительным ещё одно
слово.
Например:
У высоких ворот,
с варёной колбасою, …
Для чего вам дается это задание? (напомнить о правописании предлогов
со словами).
В состав каких частей речи входят приставки во 2, 3 предложениях? Приставки входят в состав таких частей речи, как глагол ( в большей
части слов: за/хотелось, про/гуляться, по/валяться с/манил, за/кричали)
и существительное (на про/гулку). Это не значит, что приставки не
употребляются с прилагательными просто в данном тексте таких
примеров нет.
Выпишите из 2, 3 предложений глаголы с приставками в столбик.
Выделите корни и приставки. Рядом с каждым глаголом запишите
однокоренной глагол с любой приставкой.
….
Что такое приставка? Какую работу она выполняет? (Приставкаэто
часть слова. Она участвует в образовании родственных слов).
Какую работу выполняют предлоги? Для чего они нужны? (они нужны для
связи слов в предложении).
Что нужно помнить, когда пишем приставку? (постоянные приставки
пишутся неизменно, непостоянные помнить и применять правило их
правописания).
Приставка это часть слова, Предлог – это служебная часть речи,
который нужен для связи слов в предложении, участвует в образовании
новой формы слова.
Прочитайте объяснение темы волшебницей Анишит Йокоповны на ст.60.
Что же она имела в виду? Какие части речи можно считать
самостоятельными, а какие – служебными?
А какие части речи мы уже открыли для себя, перечислите их?
Давайте попробуем их распределить на две группы.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Прочитайте список знакомых частей речи: имя существительное, имя
прилагательное, глагол, местоимение, предлог.
Распределите слова из списка на две группы ( фронтальная работа, результат
фиксируется на доске):
1)самостоятельные 2)служебные
Что обозначает каждая часть речи? На какие вопросы отвечает? (обращение к образовательному порталу Учи.ру).
5. Реализация построенного проекта.
Давайте выполним задание, используя образовательный портал «Учи.ру»
Вернитесь к тексту из упр.50. Найдите в нём по 3 примера на каждую
часть речи. Запишите их в тетрадь в начальной форме.
У какой части речи вы смогли написать только один пример в начальной
форме? (местоимение)
Дополните эту часть речи своими примерами.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней
речи.
Выполните задание в группах. Задание: Миша узнал о том, что в древних русских книгах все слова
писали без интервалов.
«Вот бы и нам так! подумал Миша. Тогда –то уж точно не сделаешь
ошибок на приставки и предлоги.»
И Миша написал так:
1 и 6гр.: Почистомуснегупроехалисани.
Яркоесолнцеиграетвкосматойегобороде.
2 и 5гр.: Ветерсрываетсдеревьевсухиелистья.
Взоопаркемыувиделитолстогонеуклюжегоносорога.
3и 4 гр.: Вуютном дуплебелкапроводитхолоднуюзиму.
Переддупломонасушитгрибынаветочках.
Попробуй разобраться, что здесь написано.
Спиши правильно. Выдели приставки, подчеркни изученные орфограммы.
Обозначьте в словах части речи. (сущ., прил, гл., мест., пред.)
Прокомментируйте выполненное задание.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
1) Выполните из РТ упражнение 36 (с.40 ).
Проверка. Самооценка.
(+ всё было понятно, с заданием справился;
+ не всё понятно, есть вопросы.
? тему не понял.)
2) Дополнительное задание. Прочитайте. К слову из первой строчки
подберите подходящее по смыслу слово из второй и третьей строчек.
Напишите полученные имена существительные с предлогами.
Девочки работают со словами, подчеркнутыми один раз, мальчики –два
раза. У существительных выделите окончания.
поэт, река, город, озера, улица
Днепр, Ростов, Пушкин, Подгорная, Байкал
с, из, около, в, по Вариант ответа: с поэтом Пушкиным.
Проверка вариантов.
Что произошло с нашими существительными, когда они «встретились» с
предлогами? (изменили свою форму)
8.Включение в систему знаний и повторение.
Задание в группе:
Как произносятся и как пишутся данные слова? Объясните.
1 и 6 гр.: Навес – на вес.
2 и 5 гр.: Согнём с огнём.
3 и 4гр.: Подушка – под ушки.
Составьте с этими словами словосочетания или предложения. Запишите их
в тетрадь.
Обсуждение выполненного задания
9.Рефлексия учебной деятельности.
Наше занятие началось с буквы «П» и закончить я вам предлагаю этой же
буквой.
Вам необходимо написать как можно больше слов о нашем уроке,
начинающихся на эту букву. Обоснуйте свой список.
Побеждает группа с самым длинным списком.
Домашнее задание:
На выбор одно упр. из РТ 34 или 35. Выучить вывод волшебницы на ст.60
На столах доп.задания для тех, кто быстро справляется с заданиями.
Шуточные вопросы загадки.
1. Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх
предлогов?
Ответ: __________ (сосна)
2. Из каких двух предлогов можно составить название домашнего
животного? И из трёх?
Овет: ______________ (кот, коза)
3. Из каких четырёх предлогов можно составить название принадлежности
велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку?
Ответ: ____________________ (насос)
Шарады
1. Мой первый слог предлог,
А во втором мы проживаем всё лето,
А целое от нас и вас
Давно уж ждёт ответа. __________ (за дача)
2. Предлог и стройматериал
Морской выдерживают вал.
_________ (у тёс)
Конспект урока "приставка и предлог"
Конспект урока "приставка и предлог"
Конспект урока "приставка и предлог"
Конспект урока "приставка и предлог"
Конспект урока "приставка и предлог"
Конспект урока "приставка и предлог"
Конспект урока "приставка и предлог"
Конспект урока "приставка и предлог"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.